Совместная деятельность с детьми в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звуки [Х] и [Х’]».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Завертайлова Татьяна Николаевна

 В совместной деятельности дети знакомятся со звуками "Х" и "Х,", учатся образовывать слова, находить звуки в середине, в конце, в начале слов.  Выкладывать букву из разных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_bukvu_h.docx548.98 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность с детьми в подготовительной группе  

по обучению грамоте

Тема: «Звуки [Х] и [Х’]».    

Цель:  формирование  в правильном произношение звуков [х], [х] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

Обучающие: Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х] в речи, отличая их от других звуков русского языка. Выделять звуки [х], [х] в начале, в середине и в конце слова.  Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв.

Развивающие: Развивать внимание, память, мышление, моторику.

Воспитательные:  Формирование положительной самооценки своей деятельности у каждого ребенка, умение работать в команде. Воспитать волевые качества.

Образовательная среда:

  • Предметно – практическая:   кукла ба-о-ба Хрюша  иллюстрации  буквы  Х,  картинки на звук Х.
  • Форма организации: групповая, подгрупповая.
  • Характер взаимодействия: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок.

Ход НОД

 1. Организационный момент

Воспитатель: Колокольчик поет, всех ребят в кружок зовет. Поиграем?

Игра «Сядет тот»

- Сядет тот на ковер,  кто скажет:  с какого  звука  начинается слово мыло, сено, зубы, зерно, окно, утка, игла, аист, дым, ветер, гвоздь, где находится звук [з] в слове озеро, [м] в слове метла, [а] в слове Хом, Хим.  Здорово, справились.

Воспитатель: Ребята, а вы слышали такие слова Хом и Хим? Может это чьи-то имена?

- А сегодня к нам в гости пришли клоуны, которых так и  зовут Хом и Хим.

- Они такие  хвастунишки, утверждают, что всё обо всех знает.  Давайте, спросим у них, с какого звука начинаются их имена. (Дети спрашивают у клоунов)

Беру в руки клоунов и проигрываю с начало за одного, потом за другого.

-Меня зовут Ком, а меня Ким. (ошибаются и говорят со звука  [к]).

 Воспитатель: Ребята, а правильно ли они назвали свои имена? Вы согласны с ними? А какой первый звук слышится в их именах? (звук [х]).  

Посмотрите, Хом и Хим загрустили, они не знают какой первый звук у них в  именах и не умеют проговаривать его. Поможем им? А как мы это сделаем? Что помогает нам, проговаривать звуки? (губы, зубы, язычок)

 Поиграем  с язычком и научим наших клоунов Хома и Хима, как это делать.

 2.Практический.

Артикуляционная гимнастика.

 

«Массаж язычка».  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. 

«Чистим нижние зубки».  Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону, потом сверху вниз.

«Горка» (Кошка сердиться, выгнула спинку).https://lh3.googleusercontent.com/QBVbmSqkRWJxxypoEfHbxakEmqXKWXKd3-cFtq23qRDlNU4q3LhR5yHBup3XTzN2hdEHhFIKh2DeT9VtNtWPAKVcYSgGnkdWj64YHj_8z4wL9DmPPbkDpC81jt3APwkdwjEvN-US3sJXfi5CSghttps://lh6.googleusercontent.com/wO8gISdHm2pqB4yzRUNB0ks1MX3bNgSaQImlosk74mmpBmUtW5suICBqqs6gfUJNSOR6CwzOfWFRKctWl7_V53pqsU-00K7IfnBXsEG4J-aioPYdGz0VdtYXqomcgI0D4FTQ9wPsiavMdLQNWw

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!

Воспитатель: Ребята, а какой первый звук вы слышите в слове Хом? А в слове  Хим?  (ответы детей)

-  Одинаково они произносятся? Звук [х′] — братец звука  [х].  Они очень похожи и в то же время разные. Научим клоунов проговаривать эти звуки, чтобы они правильно произносили свои имена.

 Характеристика звука.

 Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

 — губки и зубки свободны;

 — кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

 — горлышко «молчит».

 Характеристика:  [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым.

 [х′] – согласный, глухой, мягкий.

(Вывешиваю карточки синего и зеленого цвета)

Воспитатель:  Для того, чтобы Хома и Хим научились говорить звуки  [х] и  [х′], давайте поучим их слышать в речи. Поиграем в игру «Поймай звук». Если слышите эти звуки , хлопайте в ладоши.

 Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

 Ха, хо, пу,  кы, хы, та, па, ха, ах, хи, ом, ох, ап, эт, эх

 Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, орехи, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Воспитатель: Покажем клоунам ,как мы умеем играть?    Под музыку дети двигаются, как только затихает,  говорю [х] или  [х′], ребята должны построится в круг у обруча определенного цвета. (зеленого или синего)

- Присаживайтесь на места. У вас на столах лежат картинки, где есть звук [х] и карточки зеленого и синего цвета, которые обозначают твердость и мягкость звуков. Ваша задача,  определить  какой звук  [х] на картинке твердый или мягкий и соотнести к карточке нужного цвета. Молодцы, справились.

Воспитатель: Давайте поучим Хому и Химу придумывать слова на звук [х] и [х′].

Выходите на коврик и образуем круг. Кидаю мяч и говорю ребятам звук [х] твердый или мягкий, они придумывают слова.

- Молодцы, хорошо справились, присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Ребята, какой буквой, можно обозначить звуки [х] и  [х′]? А чем отличаются звуки от букв?

Скороговорки на букву Х — изучаем русский алфавит

Выставляю картинку как пишется буква Х

— На что похожа буква «Х»?

- Из каких элементов состоит эта буква(из двух палочек)

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

- Ребята у каждого стола, есть материал, выложите  букву Х.  (шишки, фасоль, семечки, бобы)

Воспитатель: Ой, посмотрите, а клоуны повеселели. Они научились проговаривать   звуки  в начале своих имен. Давайте  спросим, как их зовут. Как вас зовут?

(Меня Хим, а меня Хом.  Спасибо, ребята, что научили нас проговаривать звуки [х] и  [х′] в своих  именах. На прощанье,  мы вам дарим сундучок с сюрпризом).

Работа на листочках.

3.Рефлексия.

-Кто к нам приходил? А что они не умели?  С какого звука начинаются их  имена?

- Какой буквой эти звуки обозначаются?  На что похожа буква Х?

 

 

Тема № 21. Звуки [X], [X']; [X] - [X']. Буква X - 1 Марта 2014 - ЛОГОПЕД  ДОМА


 

 Прописи для дошкольников - буква Х - Я могу писать - Worksheets.ru       Пропись буква Х | Прописи, Обучение алфавиту, Дошкольник

            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну звуков"

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Основная задача занятия - закрепление знаний о гласных и согласных  звуках....

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте

Конспект  организации совместной деятельности  по обучению грамоте«Волшебный сундучок Деда Грамотея»...

Организация совместной деятельности с детьми старшей подготовительной группы на тему: «Букет для мамы» с использованием образовательных технологий:

Задачи:·  закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – рисование губкой;·  формировать композиционные навыки;·  развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четки...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звук и буква З» (закрепление)

Цель:закрепление звука [З] и буквы З в форме игры – соревнования по командамЗадачи: учить подбирать слова с определенным звуком, закреплять умениеопределять место звука в слове, давать характерис...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте .Буква и звук Г

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте.Буква и звук Г....

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Знакомство со звуками (Х-Хь)"

Сопроводительное письмо к конспекту занятия «Знакомство со звуком Х и Хь»Дорогие коллеги, давайте вспомним, как мы с вами впервые начали проводить занятия по обучению грамоте.  Лично ...

Совместная деятельность педагога с детьми в подготовительной группе по обучению грамоте на на 2022 – 2023 учебный год на тему: «Солнечные ступеньки веселой грамматики»

Актуальность данной программы: современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности ...