Консультация «Игры с предметами при подготовке детей к обучению грамоте»
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Мотоева Лариса Леонидовна

Подсказать родителям дошкольников,  как дома организовать игры с предметами при подготовке к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_motoevoy_po_razvitiyu_rechi_.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Игры с предметами при подготовке детей к обучению грамоте»

Многих родителей детей дошкольного возраста волнует вопрос: с чего начинать обучение грамоте в семье и в каком возрасте это целесообразнее делать? Зачастую родители приравнивают понятия «обучение грамоте» и «обучение чтению», и начинают обучать своего ребенка грамоте, заставляя его запоминать буквы, затем читать слоги и слова, забывая (или не зная) о том, что читающий — не всегда значит грамотный. Понятие «обучение грамоте» гораздо шире, оно подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача родителей дошкольника — сформировать предпосылки к овладению грамотой, и начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ. К моменту поступления ребенка нужно научить определять, с какого звука начинается слово, каким заканчивается; есть ли в слове данный звук и где он находится — в начале слова, середине или конце; подбирать слова, начинающиеся на заданный звук или содержащие его; различать сходные по звучанию звуки (например, [з] — [с] — [ц], [б] — [п], [м] — [м’] и др.). Кроме этого, дошкольник должен уметь производить и простейший анализ слова на уровне определения в слове количества слогов, звуков и их последовательности. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуск букв, перестановка или замена букв, недописывание слов.

Игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и умения производить простейший звуковой анализ слов, очень много. Их можно найти в литературе и придумать самим. Вот примеры игр - заданий с предметами, которые вы можете предложить своему ребенку.

Задание 1. Предложите ребенку картинки, игрушки (любые предметы) и попросите назвать первый или последний звуки. Чтобы поддерживать интерес к таким занятиям, можно предлагать ребенку доставать предметы из мешочка, коробки, выбирать на ощупь, искать по вашей инструкции. Впоследствии вы можете просто называть слова и предлагать найти второй, третий, предпоследний звуки.

Задание 2. Попросите ребенка выбрать из предложенных ему те картинки или предметы, в названии которых есть заданный звук. Определите, где звук «спрятался», — в начале слова, в середине или в конце.

Задание 3. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком. Усложнить задание можно, предложив ребенку самостоятельно называть слова (используйте для этого картинки, игрушки или любые другие предметы) и искать звук.

Задание 4. Предложите ребенку угадать слово, которое вы загадали, по первому и последнему звукам. Начинать осваивать эту игру можно, опираясь на наглядность. Так, дав малышу задание: Угадай слово: начинается на [а], заканчивается на [с]. Предложите выбрать отгадку из двух—трех картинок  или предметов — автобус, автомобиль, автомат.

Задание 5. Произнесите какое-нибудь слово и попросите выбрать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, вы говорите «молоко», а ребенок показывает  «молоток»,  так как оба эти слова начинаются со звука |м].

Задание 6. Приготовьте картинки с изображениями предметов, предложите ребенку выделить в их названиях первые звуки и составить из них новое слово. Например, картинки — кукла, оса, топор; новое слово — кот. Более сложный вариант — вы не используете картинки, а просто называете слова.

Задание 7. Предложите ребенку предметы и схемы к ним в виде кружков или квадратов (по числу звуков). Задача ребенка — определить,    какому    предмету     соответствует     каждая     из     схем.

После того как ребенок научится достаточно уверенно выделять звуки и определять их последовательность в словах, можно знакомить его с буквами и начинать обучение чтению. Много ли раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним.

Безусловно, полезными для запоминания букв являются выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, моделирование букв из пластилина, шнура или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.        

И еще один важный вопрос: могут ли занятия быть вредными для ребенка? Могут в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности — игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать и писать до школы.

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...