Конспект ООД «Развитие речи» (обучение грамоте) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кравцова Татьяна Николаевна

Конспект ООД «Развитие речи»

(обучение грамоте)

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА»

 КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Конспект ООД «Развитие речи»

(обучение грамоте)

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА»

 КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш

Выполнил:

Кравцова Т.Н., воспитатель  

2020г.

Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]"

Цель: Дети различают на слух звуки [с-ш], определяют позицию звука в слове *Называет по картинкам слова со звуками [с] и [ш] (шарф, шапка, снеговик, снегурочка).

Образовательная среда: Решетки с тремя окошками и цветные фишки на каждого ребенка, картинки с изображением шарфа, шапки, снеговика, снегурочки.

Форма организации: ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)

Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.

Ход:

1. Потребностно-мотивационо-целевой этап

Сказка про Язычок.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки. (Дети выполняют артикуляционные упражнения)

Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но, к несчастью, у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик [Ш.ш.ш.ш] и накачаем шину колеса [С.с.с.с.].

2. Практический

Дидактическая игра «Повтори и не ошибись»

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)

«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.

«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.

«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.

«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.

«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.

Дидактическая игра «Определи звук»

Воспитатель: если вы услышите звук [с], то нужно изобразить умывание, если услышите звук [ш], сделайте зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея.

(Воспитатель произносит звуки [с] и [ш]: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук)

Затем называет слова со звуками [с] и [ш]. Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение: синица, носок, шуба, сосулька, шапка, снегирь.)

Воспитатель: Слушайте новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [с]: шершавый, шарф, снеговик, сугроб, кормушка, снежинка, шапка, санки.

Воспитатель: А теперь более сложное задание: если в слове только один звук [ш], то надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука [ш] – подпрыгнуть два раза: шайба, шашки, шалаш, шарики, шишка.

Дидактическая игра «Найди слово с заданным звуком»

Воспитатель: Послушайте внимательно отрывок из стихотворения Эммы Мошковской «Жадина»:

Пес шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек,

Попросил кусочек.

Воспитатель: это стихотворение называется «Жадина». Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? (Ответы детей) Почему вы так считаете? (Ответы детей)

Воспитатель повторяет стихотворение.

Воспитатель: В этом стихотворении есть три слова со звуком [ш]. Назовите эти три слова. (Ответы детей: Шагал, большую, подошел)

(Если дети не могут определить третье слово, воспитатель читает стихотворение еще раз.)

Воспитатель: А теперь послушайте еще один отрывок другого стихотворения Эдуарда Успенского «Страшная история», а вам нужно будет назвать слова со звуком [с]:

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала…

А волосы растут.

(Ответы детей: устала, стричь, стала, растут, волосы)

Дидактическая игра «Определи место звука в слове»

Воспитатель: посмотрите на эту решетку. Она обозначает слово. Первая клетка: начало слова, вторая – середина, последняя – конец слова. Если вы слышите заданный звук в начале слова, то кладете цветной кружок в первую клетку, если в середине слова, то во вторую клетку, ну а если в конце слова, то в последнюю клетку. Например, нам нужно определить звук [с] в слове снег, где этот звук находится и в какую клетку мы фишку положим? (Ответы детей: в начале слова, в первую клетку)

(Воспитатель одно за другим произносит слова: пес, кусок, нос. Дети определяют позицию звука [с] в каждом слове, а воспитатель кладет цветной кружок в нужную ячейку решетки)

Воспитатель: А теперь присаживайтесь за столы. У каждого из вас есть на столах такие решетки и фишки. Теперь вам нужно будет определить место в слове звук [ш] в словах: окошечко, карандаш, шапка.

*- Лева, посмотри на эти картинки, что на них изображено? (Ответ: шарф, шапка, снеговик, снегурочка).

3. Результативный:

- Назовите слова со звуком [с]? Назовите слова со звуком [ш]?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Данный материал будет полезен при обучении детей звуковой культуре речи, дифференциации звуков [з], [ж]....

План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш".

Цель: отчётливо произносить звуки [ж] и [ш], дифференциация этих звуков.Задачи.Обучающие: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [ж] и [ш],  и их дифференциации их в словах, предложения...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:  «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...