Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (ОО «Речевое развитие») по теме: «Путешествие по стране звуков и букв» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зиновьева Надежда Владимировна

образовательная деятельность через маршрутную игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект образовательной деятельности

                       по обучению грамоте (ОО «Речевое развитие»)

по теме: «Путешествие по стране звуков и букв»

подготовительная к школе группа

Воспитатель I категории

Зиновьева Надежда Владимировна  

                                                                                «Планета Детства « Лада»

ДОУ №157  «Светлячок»                      

г. о. Тольятти

Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа слова с использованием смешанной модели.

Задачи:

ОО «Речевое развитие»

  • Продолжать знакомить детей со звуком Ч. Закреплять у детей умение правильно, отчетливо произносить согласный звук Ч, называть его акустические характеристики (согласный, всегда мягкий). 
  • Упражнять детей в подборе слов с заданным звуком (звук Ч)
  • Развивать умение определять местоположения звука (звук Ч)  в слове.
  • Совершенствовать  у воспитанников умение отвечать на вопросы полным предложением.

ОО «Познавательное развитие»

  • Развивать способность «читать»  схему-алгоритм и осуществлять действия в соответствии с ней.
  • Закреплять у детей умение выстраивать цифровой ряд до семи.
  • Совершенствовать навык количественного счета до семи.
  • Развивать логическое мышление.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Развивать у воспитанников умение действовать в группе, взаимодействовать с партнером при выполнении заданий.
  • Установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми как участниками образовательного процесса.

 

ОО «Физическое развитие»

  • Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.

Материалы и оборудование: 

организация мотивации: костюм Феи-Грамоты (корона с буквами, накидка с изображениями букв), маршрутная карта, магический круг с изображениями секторов (5 цветов: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый),кристаллы в шкатулке, наглядные объяснения выполнения заданий.

наглядный материал: иллюстрация «чашка»,

раздаточный материал :фишки-заместители, карточка звуковой схемы, цветные карандаши, рабочие тетради, нитки, пуговицы, мяч, буквы, наклейки.

ТСО: магнитофон, телевизор, аудио,

Используемые технологии: игровая технология, технология проблемного обучения.

Предварительная работа с детьми: артикуляционная гимнастика, разучивание чистоговорок, звуковой анализ слов, придумывание слов с заданным звуком, определение места звука в слове, организация детей в образовательной деятельности посредством технологий.

Содержание:

Воспитатель организовывает детей.

В. Подойдите ко мне, я приготовила вам сюрприз! Встаньте удобно, чтобы не мешать друг другу… ОЙ! Что это!

 Обращает внимание детей на то, что на экране телевизора появляется сигнал «SOS»

В.Что же это, ребята? Давайте посмотрим.

Вниманию детей предлагается видеописьмо:

«Ха-ха-ха. Я злой волшебник Буквоед. Очень не люблю книжки! А вы много книг знаете?»

В.Ребята, мы же много книг с вами читали, давайте вспомним какие.(ответы детей)        

Продолжение письма: «Так вот теперь больше ни одной не прочитаете, я заколдовал все слова. И только одно волшебное слово сможет снять мое заклинание, но для того, чтобы узнать его, нужно очень постараться, - но вы этого не сможете… »

В.Что же это такое ребята?

Появляется Фея - Грамота ,здоровается с детьми.

Ф.Здравствуйте, ребята.

В.Ребята, что это за гость у нас, может быть вы догадаетесь?

Выслушивает ответы детей, подводит к правильному ответу (Фея-Грамота)

Ф.- Правильно, ребята, я Фея-Грамота. Вы наверное уже слышали, что случилось. Злой Буквоед заколдовал все слова. В этой ситуации нам нужно объединиться, -  я знаю как снять его заклинание. Согласны решать проблему вместе?

(ответы детей)

Ф.У меня есть магический круг, с помощью которого вы сможете снять заклинание. Каждый цвет этого круга означает  уровень,  на котором вам нужно будет выполнить задания. За прохождение каждого уровня вы будете получать волшебный кристалл. А в конце пути эти кристаллы помогут нам.

В. -Ну что ребята, посетим страну звуков и букв? Я уверенна в ваших силах – вы справитесь! Готовы?  (Обращается к Фее) Мы готовы отправиться с тобой.

Ф. -Только помните, ребята,  что вы одна команда и должны быть дружными, уметь договариваться и тогда у вас все получится. В пути вам поможет волшебная карта.

Фея вручает детям волшебную маршрутную карту.

Ф.Ну, что же, в добрый путь. Чтобы в страну Грамоту попасть, нужно крепко закрыть глаза и вместе со мной произнести волшебные слова. Повторяйте за мной: крепко я глаза закрою и налево покружусь, топну правою ногою и в гостях я окажусь.

Ф.Посмотрите, ребята, где наш первый уровень.

Дети по маршрутной карте определяют место первого задания.

Воспитатель обращает внимание на наглядное объяснение задания. (слово «чистоговорки  -Ч- )Дети читают.

В.Как вы думаете, что нам нужно сделать?

Выслушивает предположения детей, подводит к тому, что нужно проговорить чистоговорки.

В. Злой Буквоед приготовил нам в качестве первого испытания чистоговорки?  Давайте покажем Буквоеду, что вы отлично умеете это делать.

Дети проговаривают чистоговорки хором и индивидуально.

Печальный хомячок надел воротничок,
А черный паучок напялил колпачок.

Обруч я верчу, кручу,
Циркачом я стать хочу.

Ф.Молодцы, ребята, прошли первый уровень и успешно справились с заданием. Вручаю вам первый кристалл.

Фея дает детям кристалл, они прикрепляют его на магический круг.

Ф. Ну что же, можем переходить на следующий уровень. Определите на карте местоположение второго уровня.

Дети по карте определяют место второго задания.

В.Давайте посмотрим, какое задание нам здесь приготовлено.

Дети рассматривают карточку-задание (картинка «чашка», схема звукового анализа слова, фишки заместители)

Воспитатель выслушивает ответы детей о предполагаемой работе. Подводит итог: нам нужно определить, какие звуки живут в слове «Чашка»

Подводит детей к столам.

В. –Посмотрите, что изображено не картинке. (Чашка)

В.- Ребята, давайте подумаем, какие звуки живут в слове «чашка». Рассаживайтесь за столы, чтобы было удобнее.

звуковой анализ слова «Чашка»

Дети работают за столами .У каждого на столе раздаточный материал (фишки) ,схема звукового анализа, рабочая тетрадь, цветные карандаши. Сначала воспитатель предлагает детям самостоятельно составить схему слова с помощью фишек. Затем проверяет, дети по необходимости исправляют схему. Далее схема записывается в рабочую тетрадь. При звуковом анализе слова воспитатель делает акцент на том, что звук –Ч- всегда мягкий и отмечается зеленым цветом.

Воспитатель с детьми проговаривает слово и определяют поочередно характеристики звуков, количество слогов и звуков, ударный слог.

Ф. –Молодцы,  ребята, справились с заданием, получите  сразу два кристалла, так как это задание было сложным, прикрепляйте их на магический круг.

В.Переходим на следующий уровень, - определите его место!

Дети по маршрутной карте определяют место следующего задания. Знакомятся с заданием (схема ИТ «Хоровод», картинка звук –Ч-, картинка «мяч»)

В. - Как думаете, какое задание приготовил для вас Буквоед. (ответы детей). Вы правы, нужно придумать слова со звуком Ч, а работать вы будете в хороводе. Давайте встанем в круг, и будем передавать мяч друг другу. У кого в руках окажется мяч, тот должен придумать слово со звуком –Ч-.

Дети строятся в круг.

В. - Начинаем с меня..

 Ф. -Хорошо, много слов придумали, очень внимательно и дружно работали. Успешно прошли уровень. Думаю, что заслужили еще кристалл. Переходим на следующий уровень, помогайте, ребята, посмотрите  на карту!

Дети по маршрутной карте определяют место следующего задания. Знакомятся с объяснением  (,схема работы детей в двух подгруппах, фраза «Буква Ч-звук Ч», изображение пуговиц и ниток))

Дети читают фразу, рассуждают, какое задание им нужно выполнить.

Воспитатель выслушивает предположения, по необходимости подводит к правильному выводу.

В.- Нам нужно выложить букву Ч из разных материалов. Давайте покажем, что мы знаем не только звук –Ч-, но и букву Ч. А чем отличается звук от буквы?(звук мы слышим, а букву видим, буква – изображение звука)

 Разделитесь  на две равные группы. Договоритесь, кто с кем будет работать. Вам нужно из предложенного материала выложить букву Ч.

Задание понятно? Можете приступать к работе. Кто закончит, поднимайте руку.

Детям предлагается выложить букву Ч из пуговиц  и ниток.

Фея проверяет правильность выполнения задания.

Ф. -Какую букву ты выложил, Саша? (я выложил букву Ч) (дети работают за столами). Молодцы, за прохождение этого уровня еще один кристалл в вашей  копилочке....

Отправляемся дальше в путь, посмотрите ребята карту, где расположилось следующее задание?

Дети ориентируются по карте, определяют место выполнения  задания.

Фея обращает внимание детей на задание  (картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звук -Ч-, схемы расположения звука в слове, схема работы детей в парах.)

Воспитатель выслушивает предположения детей, о предложенном задании. Подводит итог: нужно определить местоположение звука в словах, а работать необходимо в парах.

В.Договоритесь, ребята, кто с кем будет работать. Каждая пара может выбрать одну из предложенных схем.

Дети выбирают схемы расположения звука в слове.

В.Из предложенных картинок, вам нужно выбрать только те, которые, как вы считаете, подходят к вашей схеме. Задание понятно? Можете приступать!

Дети выполняют задание. После окончания  работы воспитатель предлагает детям объяснить, какие картинки они выбрали и почему.

Ф.Молодцы ребята. И этот уровень был вами успешно пройден. За дружную работу я могу каждой паре вручить по кристаллу, прикрепляйте их к магическому кругу.

В.- Мне кажется, что  вы справились со всеми заданиями, получили все кристаллы. Давайте посчитаем, сколько их!

Дети считают.

Ну а теперь, Фея Грамота, может быть, ты подскажешь нам, что же делать с ними?

Ф.- Каждый кристалл вы сможете обменять на одну букву, из них вы сложите волшебное  слово, которое сможет развеять магию Буквоеда.

Дети берут по букве, прикрепленной к магическому кругу.

В.Посмотрите, ребята, внимательно на свои буквы и попробуйте сложить из них  слово. А помогут  вам в этом цифры-подсказки.

Дети выполняют задание, по необходимости воспитателем оказывается помощь.

В.Давайте посмотрим, какое же слово у вас получилось.

Дети читают слово «Молодцы»

Ф.- Правильно, вот оно волшебное слово. Если вы произнесете его вместе дружно три  раза, то колдовство Буквоеда рассеется. Давайте вместе скажем «Молодцы, молодцы, молодцы»

На экране телевизора вновь появляется письмо от Буквоеда

«Ох, ребята, победили вы меня, расколдовали все злые чары. Вы так много знаете, умеете! Какие вы умные и дружные! Очень мне хочется иметь таких друзей, как вы!  Я больше не буду совершать плохие поступки, давайте дружить? (ответы детей ) Спасибо! Тогда у меня для вас подарок, интересный мультфильм, который вы сможете посмотреть все вместе. До свидания ребята»

Ф. -Молодцы ребята. Разгадали все загадки злого волшебника. Оказывается вы многое умеете, знаете что звук -Ч- согласный и всегда мягкий, знаете много слов со звуком -Ч-, умеете определять где расположен звук в слове , знаете какие звуки живут в слове «чашка» А главное, что вы очень дружные, умеете договариваться и работать в команде! Спасибо!  А теперь, давайте, посмотрим мультфильм!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по теме: "Путешествие в страну Здоровья" с детьми подготовительной к школе группы c использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий

Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по теме: "Путешествие в страну Здоровья" с детьми подготовительной к школе группы c использованием здоровьесберегающих и ИК-технологий...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в цветочный город» для детей подготовительной к школе группы

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему «Путешествие в цветочный город»для детей подготовительной к школе группы...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная группа д...

Открытое педагогическое мероприятие с детьми по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в подготовительной группе

Открытое педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"...

Конспект НОД на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект НОД на тему: "Путешествие в страну Рисовандию в подготовительной группе" с использованием нетрадиционной техники рисования...