Развитие речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Чекунова Екатерина Владимировна

Зимушка - зима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зимушка-зима

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;

- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

-учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения.

- расширять представления детей о свойствах снега.

 

Развивающие задачи:

- продолжать развивать у детей длительный плавный выдох, мелкую и общую моторику и  координацию речи с движением.

- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;

 

Воспитательные задачи:

- воспитывать отзывчивость и  эмоциональный отклик на просьбу о помощи.

 

Предварительная работа:

Беседа с детьми о зиме, её признаках, изменениях в природе.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением холодного времени года.

Чтение  художественной  литературы.

Наблюдение на прогулке за явлениями природы.

Загадывание загадок о зиме, пословиц.

Разучивание пальчиковой гимнастики, самомассажа.

 

Словарная работа:

снег, снежинки, снегопад, сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, мороз, снежная, белая, веселая, радостная, морозная, серебристая, холодная, длинная, красивая

 

Оборудование: ватман для составления рассказа мнемотаблицы, листы белой бумаги по количеству детей, несколько листов бумаги красного и зелёного цвета, снежинка с загадками; ножницы, салфетки, квадраты из белой бумаги и картона, разносы по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята давайте возьмёмся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас в гостях.

В этот чудесный день

Нам здороваться не лень

Шлём привет  мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлём привет  мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

 

Когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость. А выдыхать можно свое беспокойство, страх, напряжение. Вдох - пауза, выдох - пауза.

             Улыбнулись друг другу.

Стоят в кругу.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка: Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

-Дети: зимой

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - зиме.

-А, что можно делать зимой?

( ответы детей)

 

 

Массаж  ладоней

 (Перед детьми  лежат листы бумаги разных цветов.)

 

Воспитатель:

- Ребята, вы любите играть в снежки?

-Давайте сделаем снежки из бумаги.

-Возьмите лист бумаги. Какого цвета вы выбрали  бумагу?

-Почему вы взяли белый лист? (снег белого цвета)

-Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился снежок? (нужно смять бумагу)

 

Дети лепят снежки и собирают в один большой снежок.

 

Игра «Назови  ласково»

                                       со снежком (в кругу)

-Воспитатель: Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

 

Снег – снежок                                       Холод - холодок

Мороз – морозец                                  Снежинка - снежиночка

Горка – горочка                                    Санки – саночки

Лед – ледок, льдинка                           Зима – зимушка

Метель - метелица

 

 

Чистоговорка «Зима»:

Ма-ма-ма – пришла снежная зима. (топают на слог хлопают)

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег. ( топают на слог хлопают)

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки (топают на слог хлопают)

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы. (топают на слог хлопают)

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз. (топают на слог хлопают)

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю. (топают на слог хлопают)

 

Игра: «Какая же она зима?» 

( снежок катится по кругу)

(подбор детьми ярких прилагательных эпитетов – снежная, белая, веселая, радостная, морозная, серебристая, холодная, длинная, красивая, нарядная, ветреная, злая, суровая, и т.д)

                                Присаживаемся на стулья

Беседа:

 

-Как люди ласково называют зиму(зимушка) 

-На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? 

(Зимние месяцы: Декабрь, Январь, Февраль.) 

( Я знаю декабрь, январь, февраль)

- Какие изменения происходят в природе зимой?

 

Дети: (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

 

Развитие связной речи

 

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю рассказ, который называется «Зима» вам необходимо внимательно послушать и постараться его запомнить, чтобы ответить на мои вопросы.

 

Рассказ воспитателя «Зима»

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

Первичное восприятие рассказа воспитателя:

- Какое наступило время года?

- Что лежит на земле?

- Куда спрятались звери?

- Кто рад зиме?

- Что делают дети зимой?

 

Воспитатель:

Сейчас я вам предлагаю составить рассказ самим, опираясь на мнемотаблицу. (дети самостоятельно составляют рассказ, опираясь на мнемотаблицу)

Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

 

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Воспитатель: Русский народ придумал много пословиц о зиме, кто нам  их расскажет?

( дети рассказывают пословицы о зиме)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая красивая  снежинка  опустились мне на ладошку. Эта снежинка не простая, а снежинка – загадка. Зимой всё покрыто белым, пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

 

Игра «Закончи стихотворение».

 

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)

С неба все скользят пушинки-
Серебристые… (снежинки)

На поселки, на лужок
Все снижается…(снежок)

Вот веселье для ребят
Все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ...(снежки)

Словно в белый пуховик,
Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка-
Это девочка… (снегурка)

На снегу-то посмотри-
С красной грудкой… (снегири)

 

Воспитатель:

- Какие слова вы добавляли?

- На какое слово они похожи?

- Это слова родственники. Они очень похожи по звучанию и произошли от слова СНЕГ.

( Занести чашку со снегом  - дети трогают)

« СНЕГ, КАКОЙ»

 

-Снег мягкий пушистый, белый рыхлый легкий, мокрый, холодный.

-А как вы думаете, что быстрее растает? (ответы детей)

-Снег тает быстрее, а лёд медленнее.

 

                                   (Дети вытирают руки салфеткой.)

 

- Ребята, наши пальчики замерзли, давайте их согреем. Сделаем пальчиковую гимнастику.

 

 

                                         Пальчиковая гимнастика

«Мы во двор пошли гулять».

 

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн.                        пальч.

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.             

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,         Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу детский сад пришли.          Отряхивают ладошки.

Съели суп,  и  вырезать снежинку пошли.

                                                                                 «Едят ложкой» суп.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вырезать снежинку, наклеить её на картон и подарить её гостям. (Шёпотом)

 

                     Дети садятся вырезать снежинку за столы.

 

Итог занятия

- Вспомните ребята, о чём мы говорили?

- Что мы делали?

- Что было трудно?

- Что вам понравилось?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...