Тема: «Путешествие на страницу Азбуки» Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по обучению грамоте

Гармаева Туяна Дашиевна

Тема: «Путешествие на страницу Азбуки»

Конспект занятия по обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_reche._obuchenie_gramote_v_podg_gr.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №10 «Дюймовочка»

 Тема: «Путешествие на страницу Азбуки»

Конспект занятия по обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группы.

г. Закаменск

Цель: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.

Коррекционно-развивающие:

- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;

- навыки звукового анализа и синтеза;

- умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным;

- развивать логическое мышление, внимание, память, правильную и последовательную речь дошкольника.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи;

- умение слушать других.

Материалы: картинки из серии звук[ж];фишки для звукового анализа; буква Ж; игрушка – жук.

Ход занятия ( Воспитатель приглашает детей в круг)

Воспитатель:  - Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся, и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнём и занятие начнём.

Воспитатель: - Сейчас сядет тот, кто прочитает слово на доске:

МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш])

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. Как вы знаете, в волшебной стране королевы Азбуки живут звуки, буквы, слоги и слова. Сегодня утром я получила письмо от королевы Азбуки. Королеве Азбуке нравится играть со своими друзьями в разные игры. Так она играла со звуками, и они спрятались от Азбуки в звучащее слово, которое улетело от неё. Она просит нас о помощи.

- Поможем вернуться звукам и словам к Азбуке.

Дети: - Да.

Воспитатель: - Для начала сделаем гимнастику для язычка, чтобы он стал сильным, его работа нам сегодня очень нужна.

Артикуляционная гимнастика «Хоботок» Выполнение. Губы и зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания:

1. Следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

«Чашечка» Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.

1. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх.

2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

«Лошадка» Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз.

Методические указания

1. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Воспитатель: -  Молодцы! Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок.

- Какой звук вы услышали? (Дети отвечают.)

Воспитатель: - Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.

Характеристика звука [Ж]

- согласный, всегда твердый, звонкий.

- Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в замок.

Воспитатель: - Вместе со звуком [ж] сбежали звуки [у],[к].

- Подумайте, в какое слово убежали эти звуки?  Слушайте внимательно [ж],[у],[к].

Дети: - Жук.

- Назовите все звуки в этом слове по порядку, чтобы по звуковой дорожке слово «жук» могло вернуться на страничку Азбуки.

Звуковой синтез и анализ слова «жук»

Воспитатель: - А вместе со словом «жук» от азбуки сбежали слова (картинки из серии звук (ж).

Произнесение слов со звукам (ж) Например: жаба, жёлудь, жук, кожа, жёлтый, ежи, лужа, флажок, ужи, снежок, лыжи, ножи и др.

Деление слов со звукам [ж] на слоги. Слова : жадина, жучка, лужа,кожа, сажа, дождик, лыжник, пижама.

Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру «Запомни, повтори»

Жаба – лыжи – пожар – денежка.

Денежка – лыжи – жаба – пожар.

Пожар – лыжи - денежка – жаба

Лыжи - жаба – пожар – денежка.

Воспитатель:- Королева Азбука приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо».

1. Задание «Посчитай-ка»

Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели на картинках, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).

2.«Загадочные картинки».

Воспитатель показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж]. (Я вижу жирафа… и т. д.).

Физкульминутка.

Подвижная игра «Медведь и пчелы» Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску).

Воспитатель: -  Предлагаю послушать и заучить скороговорку о еже.

(Иллюстрация к скороговорке о еже.)

Ель на ёжика похожа, Ель в иголках, ёжик тоже.

Бедный ёжик ёжится- Всё ему неможется.

И синеет кожица - Так ему неможется.

Выделение из скороговорок слов со звуком Ж, звуко - слоговой анализ, схемы этих слов

Игра «Кто внимательный?»

Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.

Слова: ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, жук, жамок, лиса, карандаш. (Дети отвечают по одному.)

Знакомство с буквой Ж

Воспитатель: - Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Мы помогли звукам и словам вернуться на страничку Азбуки, нам осталось только для нашего согласного, твёрдого, звонкого звука [ж] найти домик – букву.

Послушайте, какие стихи сочинили про эту букву Азбука.

Эта буква высока, Эта буква широка,

И при этом словно жук Издаёт жужжащий звук.

Вместе с жуком найдите эту букву и поместите на страничку Азбуки (Дети выполняют.)

Задание

1. Выкладывание буквы из семян и спичек;

2. Работа в кассах (домик для буквы Ж);

3. Печатание слов: жаба, жуки.

Воспитатель: - Вы молодцы, хорошо произносили звук[ж ], правильно выбрали его портрет, помогли вернуться звукам и словам на страничку Азбуки. Азбука приготовила вам сюрприз – букву Ж. Будешь её дома обводить и закрашивать.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?

- С каким новым звуком и новой буквой мы сегодня познакомились?

-Что вы интересного для себя узнали сегодня (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Шум дождя"

Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова. закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характери...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Программное содержание:1. Закрепить знания детей о пройденных буквах.2. Составлять и читать  слоги  и односложные слова.З. Подбирать  прилагательные к сущ. ср.р.4. Образовывать  от...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе: "Волшебное путешествие по стране знаний"

Итоговое занятие в подготовительной группе:«Волшебное путешествие по стране знаний»"Программное содержание.Цель: закреплять знания умения и навыки по разделу «обучение грамоте&r...

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...

Конспект занятия по обучению грамоте №3 в подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВЫ У, у»

Конспект занятия по обучению грамоте №3в подготовительной к школе группе  (6-7 лет) по теме «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВЫ У, у»Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИ...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Цирк».

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительного к школе возраста с ЗПР. Задачи данного занятия:Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка ...