Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт" 

 

 

Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи по теме "Транспорт"

 

Задачи:

- коррекционно-образовательные:

 расширить словарный запас детей по теме "Транспорт";

закрепить понятия "наземный", "водный", "воздушный», "подземный" транспорт;

закрепить названия профессий людей, управляющих транспортом; продолжать учить:

- правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

- образовывать прилагательные от существительных,

– образовывать глаголы приставочным способом,

- составлять правильные предложения из деформированных,

- точному употреблению предлогов;

закрепить умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук.

коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.

 

Оборудование: магнитная доска; картинки с различными видами транспорта; бумажные самолетики; листы с деформированными фразами; кусок голубой материи; бумажные кораблики; карточки с цифрами; куклы с предметами или предметными картинками; изображения воды, неба, дороги; мнемосхема описательного рассказа.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

Вос: Что мы сегодня будем делать?

Дети: Как всегда, мы будем стараться,

Внимательно слушать,

Отвечать, не бояться.

 

Психологический настрой.

Если вы будете думать,

Прежде чем ответить,

Тогда вам всё будет понятно, дети.

 

Игра «Еду, плыву, лечу»

- Сядет тот, кто даст правильный ответ.

- Дима, ты едешь по дороге на чем? (Я еду по дороге на такси.) и т.д.

(по морю - на корабле, катере, яхте; по воздуху - на вертолете, самолете; под землей- в метро на электричке…)

 

2. Ознакомление с темой.

На доске карточки с изображением неба, дороги, моря

- Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, мы поговорим о транспорте.  

Транспорт, который передвигается по земле, дорогам, рельсам - называют …(наземным). Назовите его. (Это автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили, поезда, велосипеды, мотоциклы…)

 Транспорт, который передвигается по воде-называют … (водным). (Дети называют водный транспорт: лодка, катер, корабль, яхта…)

-Назовите воздушный транспорт. Почему его так называют? (Ответы детей).

 

3Игра «Назови лишнее слово»

Автобус, трамвай, самолет, такси

Лодка, корабль, яхта, вертолет

Самолет, вертолет, ракета, электричка

Троллейбус, трамвай, автобус, грузовик.  

 

4. «Путешествие на разном транспорте».

·        Путешествие на самолете

·       - Какую главную работу выполняет транспорт? (Перевозит грузы и пассажиров, а специальный транспорт помогает людям разных профессий). Сегодня нас ждёт путешествие, мы будем передвигаться на воображаемом транспорте.

На доске картинки - самолёт, пароход, поезд, легковая машина

- К какому виду транспорта относится самолёт? (К воздушному виду транспорта).

Какая профессия нужна для управления самолётом? (Лётчик). Значит, в кого мы сейчас превратимся? (В лётчиков).

·        Физ. пауза

- Садимся в наши воображаемые самолёты. Заводим моторы (Рррррррр). Расправили крылья, полетели. (Уууууууууу).

 

- Посмотрите, как много самолётов? Куда мы прилетели? (В аэропорт).

- Интересно, в какой именно аэропорт мы прибыли? Вы знаете? И я не знаю, вот вижу записку, прочитаем её и, наверное, узнаем, куда мы попали.

·        Читаю деформированное предложение

Прибыли, симферопольский, в, аэропорт, вы

Дети составляют предложение, проговаривают его по очереди.

·        Выработка силы и направленности воздушной струи.

- Выбирайте себе бумажный самолётик, положите на ладонь. Будем силой воздушной струи отправлять их в полёт. Посмотрим, чей самолётик улетит дальше.

·        Игра “Закончи предложение

- Ребята, вы знаете, что существует такая профессия – космонавт? На чём отправляются в космос космонавты? (На ракетах).

Будем сравнивать самолёт и ракету.

- Самолёт летит высоко, а ракета … (выше).

- Самолёт летит далеко, а ракета …

- Самолёт летит быстро, а ракета …

- Самолёт летит мощный, а ракета …

- Самолёт летит большой, а ракета …

- Самолёт летит тяжёлый, а ракета …

- Самолёт летит просторный, а ракета …

- Самолёт летит длинный, а ракета …

- Самолёт летит далеко, а ракета …

Путешествие на корабле.

·        - Посмотрим на доску. Назовите следующий вид транспорта.

(Пароход). К какому виду транспорта он относится? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан).

- У корабля есть основные части: - нос, корма, борта.

·        Физ. пауза.

Давайте все вместе изобразим корабль, я буду капитаном.

- Если я скажу лево руля, что нужно делать? (Повернуть налево) И сказать: «Есть! Лево руля!». - Если я скажу право руля, что нужно делать? (Повернуть направо)... Если скажу - полный вперёд, что нужно делать?.... (Плыть вперёд). Пароход отправляется. Подаём сигнал, гудим (Ууууууу).

 

На полу кусок голубой материи, изображающий море, “причал” с двумя лодочками, далее “порт” с бумажными яхтами, пароходами, лодками.

- Мы с вами оказались у моря.

– Что мы видим? (Лодки, яхты, пароходы). Место, где причаливает водный транспорт в небольшом количестве называется причал, а если этих судов много, и они больших размеров, то это место будет называться порт.

- Вам хочется узнать в какой именно мы порт прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

·        Читаю деформированное предложение

Прибыли, города, в, Севастополя, порт, вы

Дети составляют предложение, проговаривают его по очереди.

 

·        Упражнение “Из чего сделана, какая?”

- Обратим внимание на лодочку.

- Из чего она изготовлена? (Из бумаги). Значит, она какая? (Бумажная).

- Если лодку сделают из резины, она будет …

- Если лодку сделают из металла, она будет …

- Если лодку сделают из пластика, она будет …

Ø Путешествие на поезде

·        Упражнение в порядковом счете.

На магнитной доске - поезд

- Назовите следующий вид транспорта, на котором мы продолжим путешествие. (Поезд). К какому виду транспорта он относится? (Железнодорожному).

-Почему он так называется?

- Кто им управляет? (Машинист). Первый вагон в электропоезде, называется локомотивом.. Я буду машинистом и локомотивом, а вы вагонами.

- Я буду давать вам номера вагонов.

У нас нумерация с головы поезда.

- Ты встанешь между локомотивом и вторым вагоном, каким вагоном ты будешь? (Первым).

- Ты будешь вторым вагоном. Где твоё место? (За первым вагоном). Как ещё можно сказать? Я стою между первым и третьим вагоном.

- Ты третий вагон. Где ты должен быть?

- Ты будешь четвёртым вагоном. Где твоё место? (За третьим вагоном). Как ещё можно сказать?  И т.д.    

- Ты будешь шестым вагоном. Где твоё место? (За пятым вагоном). Как ещё можно сказать? (Я стою последним вагоном).

·        Физ. пауза.

- Поезд по чему движется? (По рельсам), будьте внимательны, с рельсов сходить нельзя, а то будет авария. Поехали. (Чух-чух-чух).

 

·     -Посмотрите, как много людей (кукол), они, наверное, ждут поезд. Как называется место, где пассажиры ждут поезда, встречают своих приехавших родственников и знакомых? (Вокзал)

- Хотите узнать на вокзал, какого города мы прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

·        Читаю деформированное предложение

Прибыли, города, на, Керчь, вокзал, вы.

 

·        Упражнение «Делим слова на слоги»

- Куклы ждали именно наш поезд, они хотят, чтобы мы доставили груз на следующую станцию. Посмотрите на картинки в их руках.

Приступим к погрузке. В первый вагон загрузим транспортное средство, в котором один слог, во второй слово с двумя слогами, в третий с тремя, в четвёртый с четырьмя и т.д.

Дети делят слова на слоги и определяют, в какой вагон надо погрузить данный предмет.

Ø Путешествие на поезде

·        На магнитной доске - легковая машина

- Назовите следующий вид транспорта, на котором мы закончим наше путешествие. (Машина). К какому виду транспорта он относится? (Машина легковая, она относится к наземному транспорту).

- Кто водит пассажирский и грузовой транспорт? (Водитель). Как можно ещё его назвать? (Шофёр).

·        Игра “Ехали-ехали”. Самомассаж с помощью «Колючих ковриков» (Образование глаголов от глагола –ехать- приставочным (аффиксальным) способом.)

- Берём каждый по «Колючему коврику». Наши ладошки – это машины. Теперь мы кто? (Водители).

- Я буду читать стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь.

Ехали мы, ехали, к горке … (подъехали),

Въехали … , (съехали) и дальше … (поехали).

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Яму … (объехали) и дальше … (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Мост … (переехали) и дальше … (поехали).

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

-И в гараж … (заехали).. Ставьте свои машины в гараж.

- Хотите узнать, где находится гараж? Давайте узнаем, прочитав записку.

Читаю деформированное предложение

Находится, улице, на, гараж, Колобова.

 

4. Составление описательного рассказа по мнемосхеме.

На доске картинка самосвала

 

Давайте посмотрим, что находится в самом большом гараже.

- Какая машина здесь стоит? (Самосвал). Смотрите, здесь лежит схема рассказа о машине, будем составлять о ней рассказ.

 

5. Рефлексия.

Молодцы! Вам понравилось занятие?

- Что вам понравилось делать? Какая игра вам больше всего понравилась?

Спасибо вам, ребята!

Желаем успеха!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт" 

 

Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи по теме "Транспорт"

 

Задачи:

- коррекционно-образовательные:

 расширить словарный запас детей по теме "Транспорт";

закрепить понятия "наземный", "водный", "воздушный», "подземный" транспорт;

закрепить названия профессий людей, управляющих транспортом; продолжать учить:

- правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

- образовывать прилагательные от существительных,

– образовывать глаголы приставочным способом,

- составлять правильные предложения из деформированных,

- точному употреблению предлогов;

закрепить умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук.

коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.

 

Оборудование: магнитная доска; картинки с различными видами транспорта; бумажные самолетики; листы с деформированными фразами; кусок голубой материи; бумажные кораблики; карточки с цифрами; куклы с предметами или предметными картинками; изображения воды, неба, дороги; мнемосхема описательного рассказа.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

Вос: Что мы сегодня будем делать?

Дети: Как всегда, мы будем стараться,

Внимательно слушать,

Отвечать, не бояться.

 

Психологический настрой.

Если вы будете думать,

Прежде чем ответить,

Тогда вам всё будет понятно, дети.

 

Игра «Еду, плыву, лечу»

- Сядет тот, кто даст правильный ответ.

- Дима, ты едешь по дороге на чем? (Я еду по дороге на такси.) и т.д.

(по морю - на корабле, катере, яхте; по воздуху - на вертолете, самолете; под землей- в метро на электричке…)

 

2. Ознакомление с темой.

На доске карточки с изображением неба, дороги, моря

- Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, мы поговорим о транспорте.  

Транспорт, который передвигается по земле, дорогам, рельсам - называют …(наземным). Назовите его. (Это автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили, поезда, велосипеды, мотоциклы…)

 Транспорт, который передвигается по воде-называют … (водным). (Дети называют водный транспорт: лодка, катер, корабль, яхта…)

-Назовите воздушный транспорт. Почему его так называют? (Ответы детей).

 

3. Игра «Назови лишнее слово»

Автобус, трамвай, самолет, такси

Лодка, корабль, яхта, вертолет

Самолет, вертолет, ракета, электричка

Троллейбус, трамвай, автобус, грузовик.  

 

4. «Путешествие на разном транспорте».

        Путешествие на самолете

       - Какую главную работу выполняет транспорт? (Перевозит грузы и пассажиров, а специальный транспорт помогает людям разных профессий). Сегодня нас ждёт путешествие, мы будем передвигаться на воображаемом транспорте.

На доске картинки - самолёт, пароход, поезд, легковая машина

- К какому виду транспорта относится самолёт? (К воздушному виду транспорта).

Какая профессия нужна для управления самолётом? (Лётчик). Значит, в кого мы сейчас превратимся? (В лётчиков).

        Физ. пауза

- Садимся в наши воображаемые самолёты. Заводим моторы (Рррррррр). Расправили крылья, полетели. (Уууууууууу).

 

- Посмотрите, как много самолётов? Куда мы прилетели? (В аэропорт).

- Интересно, в какой именно аэропорт мы прибыли? Вы знаете? И я не знаю, вот вижу записку, прочитаем её и, наверное, узнаем, куда мы попали.

        Читаю деформированное предложение

Прибыли, симферопольский, в, аэропорт, вы

Дети составляют предложение, проговаривают его по очереди.

        Выработка силы и направленности воздушной струи.

- Выбирайте себе бумажный самолётик, положите на ладонь. Будем силой воздушной струи отправлять их в полёт. Посмотрим, чей самолётик улетит дальше.

        Игра “Закончи предложение

- Ребята, вы знаете, что существует такая профессия – космонавт? На чём отправляются в космос космонавты? (На ракетах).

Будем сравнивать самолёт и ракету.

- Самолёт летит высоко, а ракета … (выше).

- Самолёт летит далеко, а ракета …

- Самолёт летит быстро, а ракета …

- Самолёт летит мощный, а ракета …

- Самолёт летит большой, а ракета …

- Самолёт летит тяжёлый, а ракета …

- Самолёт летит просторный, а ракета …

- Самолёт летит длинный, а ракета …

- Самолёт летит далеко, а ракета …

Путешествие на корабле.

        - Посмотрим на доску. Назовите следующий вид транспорта.

(Пароход). К какому виду транспорта он относится? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан).

- У корабля есть основные части: - нос, корма, борта.

        Физ. пауза.

Давайте все вместе изобразим корабль, я буду капитаном.

- Если я скажу лево руля, что нужно делать? (Повернуть налево) И сказать: «Есть! Лево руля!». - Если я скажу право руля, что нужно делать? (Повернуть направо)... Если скажу - полный вперёд, что нужно делать?.... (Плыть вперёд). Пароход отправляется. Подаём сигнал, гудим (Ууууууу).

 

На полу кусок голубой материи, изображающий море, “причал” с двумя лодочками, далее “порт” с бумажными яхтами, пароходами, лодками.

- Мы с вами оказались у моря.

– Что мы видим? (Лодки, яхты, пароходы). Место, где причаливает водный транспорт в небольшом количестве называется причал, а если этих судов много, и они больших размеров, то это место будет называться порт.

- Вам хочется узнать в какой именно мы порт прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

        Читаю деформированное предложение

Прибыли, города, в, Севастополя, порт, вы

Дети составляют предложение, проговаривают его по очереди.

 

        Упражнение “Из чего сделана, какая?”

- Обратим внимание на лодочку.

- Из чего она изготовлена? (Из бумаги). Значит, она какая? (Бумажная).

- Если лодку сделают из резины, она будет …

- Если лодку сделают из металла, она будет …

- Если лодку сделают из пластика, она будет …

 Путешествие на поезде

        Упражнение в порядковом счете.

На магнитной доске - поезд

- Назовите следующий вид транспорта, на котором мы продолжим путешествие. (Поезд). К какому виду транспорта он относится? (Железнодорожному).

-Почему он так называется?

- Кто им управляет? (Машинист). Первый вагон в электропоезде, называется локомотивом.. Я буду машинистом и локомотивом, а вы вагонами.

- Я буду давать вам номера вагонов.

У нас нумерация с головы поезда.

- Ты встанешь между локомотивом и вторым вагоном, каким вагоном ты будешь? (Первым).

- Ты будешь вторым вагоном. Где твоё место? (За первым вагоном). Как ещё можно сказать? Я стою между первым и третьим вагоном.

- Ты третий вагон. Где ты должен быть?

- Ты будешь четвёртым вагоном. Где твоё место? (За третьим вагоном). Как ещё можно сказать?  И т.д.    

- Ты будешь шестым вагоном. Где твоё место? (За пятым вагоном). Как ещё можно сказать? (Я стою последним вагоном).

        Физ. пауза.

- Поезд по чему движется? (По рельсам), будьте внимательны, с рельсов сходить нельзя, а то будет авария. Поехали. (Чух-чух-чух).

 

     -Посмотрите, как много людей (кукол), они, наверное, ждут поезд. Как называется место, где пассажиры ждут поезда, встречают своих приехавших родственников и знакомых? (Вокзал)

- Хотите узнать на вокзал, какого города мы прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

        Читаю деформированное предложение

Прибыли, города, на, Керчь, вокзал, вы.

 

        Упражнение «Делим слова на слоги»

- Куклы ждали именно наш поезд, они хотят, чтобы мы доставили груз на следующую станцию. Посмотрите на картинки в их руках.

Приступим к погрузке. В первый вагон загрузим транспортное средство, в котором один слог, во второй слово с двумя слогами, в третий с тремя, в четвёртый с четырьмя и т.д.

Дети делят слова на слоги и определяют, в какой вагон надо погрузить данный предмет.

 Путешествие на поезде

        На магнитной доске - легковая машина

- Назовите следующий вид транспорта, на котором мы закончим наше путешествие. (Машина). К какому виду транспорта он относится? (Машина легковая, она относится к наземному транспорту).

- Кто водит пассажирский и грузовой транспорт? (Водитель). Как можно ещё его назвать? (Шофёр).

        Игра “Ехали-ехали”. Самомассаж с помощью «Колючих ковриков» (Образование глаголов от глагола –ехать- приставочным (аффиксальным) способом.)

- Берём каждый по «Колючему коврику». Наши ладошки – это машины. Теперь мы кто? (Водители).

- Я буду читать стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь.

Ехали мы, ехали, к горке … (подъехали),

Въехали … , (съехали) и дальше … (поехали).

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Яму … (объехали) и дальше … (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Мост … (переехали) и дальше … (поехали).

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

-И в гараж … (заехали).. Ставьте свои машины в гараж.

- Хотите узнать, где находится гараж? Давайте узнаем, прочитав записку.

Читаю деформированное предложение

Находится, улице, на, гараж, Колобова.

 

4. Составление описательного рассказа по мнемосхеме.

На доске картинка самосвала

 

Давайте посмотрим, что находится в самом большом гараже.

- Какая машина здесь стоит? (Самосвал). Смотрите, здесь лежит схема рассказа о машине, будем составлять о ней рассказ.

 

5. Рефлексия.

Молодцы! Вам понравилось занятие?

- Что вам понравилось делать? Какая игра вам больше всего понравилась?

Спасибо вам, ребята!

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...