Консультация для родителей "Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елькина Марина Анатольевна

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте.Поэтому  так необходимо учить ребенка слышать звуки в словах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_ns_portal.docx93.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Как научить ребенка слышать звуки и определять

 место звука в слове»

При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
- определение места звука в слове.
Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.
Сложнее всего детям дается задание на определение места звука в слове. Как же решить эту проблему?
Сначала нужно выяснить, понимает ли ребенок слова "начало", "середина", "конец". Если нет, то возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла этих слов, т.е. с ориентировкой в пространстве.
Слово имеет своё пространство. А для ребёнка сложно соотнести пространство линейное и временное. Для них слово - что-то скомканное в комочек. Мы должны этот комочек развернуть в одну ниточку. Для этого анализируем сутки и режимные моменты в них. Сначала мы проснулись, потом пошли в садик, потом пришли домой, уже темно, легли спать. Раскладываем в линеечку картинки с режимными моментами, объясняем понятия "начало", "середина", "конец" (дня!). Потом подкладываем схему, начерченную на картонке-линейке.
Можно взять несколько (лучше 5) игрушек, например, животных, поставить их друг за другом (слева направо). После этого обсудить с ребёнком:
- кто стоит в начале,
- кто в конце,
- кто в середине,- кто первый,- кто последний.

В следующий раз нужно распечатать схему №1 и вырезать из картона квадрат 4/4 см. красного цвета. Поиграть с ребенком определяя начало, середину и конец слова. 

1.Пример: В слове УТКА, звук [У], находится в начале слова, значит ребенок должен положить квадратик на первый вагончик. 

Схема на письме: 

2. Пример: В слове МАК, звук [А], находится в середине слова, значит ребенок должен положить квадратик на средний вагончик. 

Схема на письме: 

3.Пример: В слове ПЕРО, звук [О], находится в конце слова, значит ребенок должен положить квадратик на последний вагончик.

Схема на письме:

Схема №1


В следующий раз когда сформируется понятие начало, середина и конец слова можно приступить к играм.
Варианты игр:
1. «С чего начинается слово?»
Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово: Аист, Утка, Иней, Эхо, Ослик и т.д. Малыш ловит мяч и возвращает его, произнося первый звук.
2. «Цепочка».
Предложить слово, а ребёнок подбирает следующее, начинающееся на его последнюю букву. Пример: слон-нос-скала-аист и т.д.

Когда дети научатся выделять первый звук в слове, говорим, что звук ... хитрый, хочет поиграть с нами в прятки. Он прячется в разных местах слова: в начале, середине, конце.

Варианты игр:
1. «Троллейбус». Рассматриваем автобус, выясняем где у него начало, середина и конец. Затем произносим слово, пальцем ведем по автобусу, и в нужном месте при утрированном выделении заданного звука задерживаемся. Спрашиваем у ребенка: когда слово ... "село" в автобус, где был звук ..., покажи пальцем.
2. «Улитка».
Делаем дорожку из картона, разделённую на три части. Улитка ползет по дорожке и останавливается, когда слышит звук.
3. «Домик». Делаем из картона домик с тремя окошечками. Ребенок ищет, где прячется звук.

Далее изображаем слово схематично. Берем звуковую линейку - узкий прямоугольник картона, разделенный на три части. Медленно произносим слово, делая акцент на звуке, и двигаем палец слева направо. Обращаем внимание на место, где был палец, когда произносили заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Как научить ребенка слышать звуки"

Консультация для родителей и воспитателей логопедических групп....

Консультация "Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки"

В консультации изложены основные этапы развития фонематического восприятия,  изложены игры на развитие неречевого и речевого слуха, примерные игры для развития звукового анализа и синтеза....

Консультация для родителей "Как научить ребенка слышать и слушать"

В данной статье приводится несколько простых правил, которые необходимо учитывать, чтобы научить ребенка слышать то, что ему говорят....

Консультация для родителей "Как научить ребенка 1-2 года правильно реагировать на слово "нельзя".

Данная консультация  поможет  в воспитании детей раннего возраста....

Консультация для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность ...

Памятка для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»

Памятка для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»...