Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация занятий по ЗКР с детьми старшего дошкольного возраста из опыта работы по программе «От звука к букве»
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ткаченко Татьяна Константиновна

Личный опыт работы по Е.В. Колесниковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chas_kolesnikova.docx21.02 КБ
PDF icon vystuplenie_na_ped_chas_2_compressed.pdf2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд№1    Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

    В связи с внедрением новой федеральной общеобразовательной программы, повышаются требования к работе воспитателя по формированию разных сторон речи детей. По новой федеральной общеобразовательной программе есть несколько основных направлений речевого развития детей дошкольного возраста:

1. Формирование словаря.

2. Звуковая культура речи.

3. Грамматический строй речи.

4. Связная речь.

5. Подготовка детей к обучению грамоте.

6. Интерес к художественной литературе.

   Все это - основа будущего чтения и письма + зрительное восприятие, моторика, зрительно-моторные координации, память и прочее.

 Слайд№2   С сентября 2023года, в связи с внедрением парциальной программы Е.В. Колесниковой, расширились задачи по развитию речи. В 2023-2024 учебном году, свою работу я начала с изучения учебно-методического пособия Е. В. Колесниковой «Развитие звуко-буквенного анализа 5-6 лет». Этот блок направлен на развитие звуко-буквенного анализа, который включает упражнения на уточнение и закрепление правильного произношения звуков изолированно, в словах и во фразовой речи; работу со «слогом», деление слов на слоги; игры и упражнения на различение на слух твердых и мягких согласных, изолированное произношение, упражнения со словами на заданный звук, чтение слогов, слов, предложений; упражнения на интонационное выделение звука в слове (ударение),упражнения на развитие интонационной стороны речи: произвольное регулирование темпа речи, силу голоса, речевое дыхание. Так же направлен на развитие графических навыков, который включает упражнения по образцу: дети с помощью графических изображений пишут печатные буквы в клетке, слова и предложения.

   Слайд№3 Программа реализуется в доступной и интересной форме: увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами; упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, дидактические и развивающие игры с использованием наглядного материала.

  Слайд№4  Обучение по данной программе позволит детям уже к 6 годам ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка, читать слоги, отдельные слова, предложения, небольшие стихотворные тексты, которые могут быть материалом для закрепления навыков звукобуквенного анализа, текстами для заучивания наизусть.

    Организованная деятельность проводиться один-два раза в неделю. Длительность каждого группового занятия не превышает 25 -30 минут, в течение которых детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний.

 Слайд№5  Для родителей вначале года на собрании была проведена презентация программы по обучению грамоте, где родители были ознакомлены с методикой обучения. С их помощью детям были приобретены рабочие тетради с заданиями для развития детей «От А до Я», «Я начинаю читать». Использование рабочей тетради каждым ребенком имеет большое значение, так как:

  • Позволяет широко применять наглядный и проблемно-поисковый методы
  • Обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко -буквенных, графических средств, который создает предпосылки перехода к следующему этапу обучения – чтения в школе
  • Способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи
  • Закрепляет запас имеющихся представлений о звуко - буквенной стороне слова
  • Способствует формированию умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную взрослым
  • Формирует навык самоконтроля и самооценки
  • Позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку
  • Снимает трудности подбора дидактического материала

 Слад№6  На каждом занятии я использую разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. Осуществляется работа в рабочих тетрадях.

Структура моих занятий подразделяется на обязательные этапы:

  • Артикуляционная / речевая гимнастика
  • Повторение изученного материала / дополнение или продолжение
  • Новый материал:

звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков

буква, её образ и графическое написание

составление и чтение слогов с данной буквой

составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения Слайд№7

  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  • Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  • Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

  Слайд№8 Учитывая то, что темпы усвоения материала у каждого ребёнка индивидуальны, обязательно включаю в работу с подгруппами детей дополнительные задания, а также провожу индивидуальную работу с менее активными детьми. Уделяю внимание и индивидуальным занятиям, они проводятся с детьми, которые пропустили более одного занятия. Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

В своей работе использую методические рекомендации:

  Слайд№9 Подбирая задания необходимо исходить из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов.

   Также я использую загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.

    Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, я закрепляю правильное произношение детьми звуков, отрабатываю дикцию, что способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.

 Слайд№10   Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаю задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.

   Необходимо использовать сказки о приключениях букв, сказочных персонажей, приносящих занимательный материал.       

На данный момент дети уже научились:

- правильно произносить звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и -глухие согласные звуки;

- делить слова на слоги;

- пользоваться графическим обозначением звуков;

-произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;

- написание букв русского алфавита печатным текстом;

- разгадывать ребусы, кроссворды.Слайд№11

Все эти приёмы помогли сделать процесс обучения более доступным, увлекательным, они активизировали мыслительную деятельность детей.

Таким образом, я считаю, что работа по обучению грамоте детей с использованием пособия Е.В. Колесниковой дает положительный результат в формировании навыков по подготовке к обучению грамоте. Слайд№12-14


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы инструктора по ФК)

Воплощение идеи о хорошем здоровьи ребенка  в конкретную форму....

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....