Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие с пиратом Вырвиухом» (Обучение детей чтению по технологии Ю. Пчелинцевой «Словолодочки»)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ноздрина Анна Александровна

Конспект занятия подготовки обучения грамоте по метидики Юлии Пчелинцевой "Словолодочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение грамоте 32.94 КБ
Файл обучение грамоте32.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/С «Родничок»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие с пиратом Вырвиухом»

(Обучение детей чтению по технологии Ю. Пчелинцевой «Словолодочки»)

Цель: - Создание социальной ситуации развития для закрепления знаний, умений и навыков детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.

Задачи:

- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова,

определять на слух место звука в словах и упражнять в слиянии звуков в слоги;

- развивать связную, грамматически правильную речь, фонематический слух;

- воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Предварительная работа: беседы, рассматривание картин на морскую тематику, чтение художественной литературы (Андрей Усачёв «Сказочное

мореплавание», «Море за углом» А. Орлова, отгадывание загадок о понятиях военно-морского флота, морских обитателях, слияние звуков в слоги по авторской методике Ю. Пчелинцевой «Словолодочки».

Форма организации: совместная, индивидуальная, подгрупповая.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, игровая.

Материалы: воротнички матросские, бескозырки, «паруса» - платочки по количеству детей, карточки с предметными картинками для игры в «Ассоциации», игрушка дельфин, магнитные рыбки Фугу (с картинками внутри с изображением двусложных и трёхсложных слов), удочка 1 шт., настольный фонарик 1 шт., сундук, песочница (карточки-капельки, капелька с изображением острова, изображение моря и острова на листе А3, по количеству детей: лодочки, плоскостные капитаны - согласные звуки, принцессы А и У)

Музыкальное сопровождение: звук рынды, фанфары.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хотела сделать вам сюрприз, но никак не могу найти сундук, в котором он находится! Вы его не видели?

Ответы детей.

Появляется пират.

Пират смеется:

Сундук потеряли? Ищите, ищите, да не найдете. Я его украл, закрыл кодовым словом, закинул на свой остров, а добраться до него нелегко! Только смелые и сообразительные смогут туда попасть!(Уходит).

Воспитатель: Ребята, нам нужно вернуть сундук! Что же делать?

Предложения детей.

Пират сказал, что сундук он забросил на свой остров.

А где находится остров?

Ответы детей.

Как нам можно туда добраться?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю нам отправиться в путь на корабле.

Свистать всех наверх! Отдать швартовы! Что бы нам отплыть, нам нужен попутный ветер. Мы можем его сделать сами. Поднять паруса!

Воспитатель: Вызовем попутный ветер своим дыханием.

А дышать мы будем так:

Ветер, ветер, ветерок!

Натяни нам парусок!

Наш корабль подгоняй,

Скорость быстро развивай!

Итак. Слушай мою команду! Делаем глубокий вдох носом на 1,2,3,4,5 и выдох через рот ПФФФ-ф-ф-ф. Повторим 2 раза.

Звучат корабельный колокольчик, и шум моря за бортом.

Воспитатель: Ура! У нас получилось! Мы молодцы! Мы отплываем!

Появляется снова пират: Что, все-таки решились? Отважились

отправиться в путешествие? А оно будет непростое! Чтобы отгадать кодовое

слово, нужно собрать словолодочки. Их части спрятаны в испытаниях, которые я для вас приготовил. За каждый пройденный этап вы будете получать часть словолодочки. И времени у вас очень мало.

Первая загадка:

Рыба плавает кругами,

Коли жертву замечает,

Проявляет интерес,

Нападёт и тут же съест!

(Акула)

Воспитатель: Ребята, нам надо найти акулу. Посмотрите по сторонам?

Дети смотрят по сторонам и находят картинку с изображением акулы.

Подходят к этому месту. Под картинкой лежит конверт, в котором находятся предметные картинки.

Игра «Ассоциации».

Дети берут по одной картинке, раскладывают их по порядку, придумывая ассоциативный рассказ. Затем картинки переворачиваются. Дети начинают рассказывать придуманную ими историю по памяти, раскрывая последовательно картинки.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Отлично справились!

Одна часть словолодочки звук «Р» спрятана на конверте с картинками. Дети находят её и забирают себе.

Воспитатель: А вот и наша первая картинка! Что на ней нарисовано? Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Ответы детей.

Правильно! Мы получили первую часть словолодочки звук «Р»!

Пират:

Вторая загадка:

В мяч играет, веселится

И в воде всегда резвится.

Плавает он, и ныряет,

И людей всегда спасает…

Дети ищут дельфина (игрушка).

Дидактическая игра «Рыбалка».

На столе фонарик, 8 картинок-рыб фугу, удочка, свёрток с заданием спрятан в дельфине - игрушке: рыба фугу проглотила слова. С помощью волшебного фонарика вы сможете увидеть их. Найдите слово с двумя слогами. А затем помогите капитанам спасти принцесс. (Картинки по количеству детей со словами краб, сыр, ракета, крокодил, черепаха, мёд, гитара, море).

Дети находят рыбку со словом «море» и идут «на море» (за столы) спасать принцесс.

Воспитатель:

На море прошёл шторм. Раскидало лодки и людей. Принцессы У и А попали в плен на остров к Вырвиуху. Они кричат на весь остров: «УУУУ», «АААА». Помогите своим капитанам спасти принцесс У и А, соберите словолодочки.

Помните: в лодку помещается только два человека и лодкой всегда управляет капитан, который сидит слева!

Воспитатель помогает детям спасти команду капитанов:

Капитан «М» спасёт принцессу* А. Посадили в лодку А получилась лодка МММАА и т. д.

*( пояснение: по авторской методике Ю. Пчелинцевой «Словолодочки» капитаны – это твёрдые согласные звуки, рядом с принцессами А, У, О, Э, Ы согласные звуки произносятся твёрдо. В паре капитан – согласный звук, находясь рядом с принцессами Ё, Е, И, Ю, Я, смягчается).

Под «морем» по подсказке воспитателя дети находят готовую лодочку ДИ.

Воспитатель:

Предлагаю нам размяться: вразброс стройся!

Физминутка:

Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх опустить к плечам)

Делают зарядку только по порядку. (руки в стороны к плечам)

Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)

Стоп машина нету хода. (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак передсобой)

Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)

Проверяют сети (руки поднимают вверх поворачиваются вправо, влево)

Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками)

Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны)

Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)

Пообедаем и в путь

(подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)

Паруса пора надуть.

(Дыхательное упражнение с поворотом головы вправо влево)

Якорь поднят, море ждёт – (руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз)

Наш корабль плывет вперёд!

Пират: Ага, опять справились с заданием, а вот сейчас у вас точно ни чего не получится. Следующее моё задание: Посмотрите, сколько разных рыб плавает за кораблём, возьмите себе одну картинку с рыбой и одну с цифрой.

На столе лежат картинки с разными рыбами, цифрами и лодками. Дети составляют предложения. Задание направлено на согласование числительного с существительным и на отработку падежных окончаний.

Каждый ребёнок составляет своё предложение.

- за нашим кораблём плывёт 5 окуней.

- за нашим кораблём плывёт 8 щук.

- за нашим кораблём плывёт 6 карасей и т.д.

Воспитатель: ребята, на одной из ваших картинок, пират спрятал ещё одну букву.

Дети находят букву А.

Пират: Мальчики и девочки, в словолодочку одну букву А вы не можете посадить. Вам нужно найти ей пару. А вот и следующее ваше препятствие.

Дети проходят нейропсихологическую дорожку с произношением слов (готовые словолодочки). Каждый шаг в новой позиции рук и ног.

(упражнение направлено на ориентацию в собственном теле, в пространстве, на развитие внимания, устойчивости, координации.)

Дети находят букву Н, формируют словолодочку НА.

Воспитатель: ребята, давайте попробуем соединить найденные части. Может, у нас уже получится слово? Пытаются соединить, но ничего не получается, кроме Р_ДИ НА

Пират: Что ж? Вы всё-таки доплыли до моего острова! Я пока ещё не сдаюсь!

Последняя отгадка части словолодочки находится на всём моём острове.

Поищите её, исследуйте песок. И, может быть, ваша смекалка и доведёт вас до заветного сундука.

Игра «Волшебная песочница».

Дети исследуют песок и находят капли. Они все одинаковые, кроме одной, на которой изображён остров.

Воспитатель: ребята, что вы нашли? А есть какая-нибудь особенная капля? Что изображено на ней? Остров. Какой первый звук в слове «остров»? Попробуйте собрать кодовое слово.

Дети соединяют словолодочки и отгадывают кодовое слово «Родина».

Воспитатель: Вы собрали слово «РОДИНА», а как называется наша Родина?

Ответы детей.

- А какие символы есть у нашей Родины? (Дети отвечают)

Пират заносит сундук,

Пират: Нашли всё - таки кодовое слово! И какое это слово? (Дети отвечают)

- сейчас проверим, откроется сундук или нет…(не открывается)

Воспитатель: А давайте, все вместе дружно: «РОДИНА»!

Пират открывает сундук и достаёт светоотражающие стикеры с изображение российского флага.

- Оказывается, здесь находятся наклейки, с изображением российского флага, которые мы бы хотели вручить вам за то, что вы успешно прошли все препятствия Пирата и выполнили все его задания.

Рефлексия:

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы показали себя сплочённой дружной

командой.

Ребята, давайте вспомним, что мы делали?

Что вам понравилось из наших приключений?

Что для вас показалось сложным?

Что вам запомнилось?

Воспитатель: Команда! Скажите себе каждый: «Я-молодец!»



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/С «Родничок»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие с пиратом Вырвиухом»

(Обучение детей чтению по технологии Ю. Пчелинцевой «Словолодочки»)

Цель: - Создание социальной ситуации развития для закрепления знаний, умений и навыков детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.

Задачи:

- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова,

определять на слух место звука в словах и упражнять в слиянии звуков в слоги;

- развивать связную, грамматически правильную речь, фонематический слух;

- воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Предварительная работа: беседы, рассматривание картин на морскую тематику, чтение художественной литературы (Андрей Усачёв «Сказочное

мореплавание», «Море за углом» А. Орлова, отгадывание загадок о понятиях военно-морского флота, морских обитателях, слияние звуков в слоги по авторской методике Ю. Пчелинцевой «Словолодочки».

Форма организации: совместная, индивидуальная, подгрупповая.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, игровая.

Материалы: воротнички матросские, бескозырки, «паруса» - платочки по количеству детей, карточки с предметными картинками для игры в «Ассоциации», игрушка дельфин, магнитные рыбки Фугу (с картинками внутри с изображением двусложных и трёхсложных слов), удочка 1 шт., настольный фонарик 1 шт., сундук, песочница (карточки-капельки, капелька с изображением острова, изображение моря и острова на листе А3, по количеству детей: лодочки, плоскостные капитаны - согласные звуки, принцессы А и У)

Музыкальное сопровождение: звук рынды, фанфары.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хотела сделать вам сюрприз, но никак не могу найти сундук, в котором он находится! Вы его не видели?

Ответы детей.

Появляется пират.

Пират смеется:

Сундук потеряли? Ищите, ищите, да не найдете. Я его украл, закрыл кодовым словом, закинул на свой остров, а добраться до него нелегко! Только смелые и сообразительные смогут туда попасть!(Уходит).

Воспитатель: Ребята, нам нужно вернуть сундук! Что же делать?

Предложения детей.

Пират сказал, что сундук он забросил на свой остров.

А где находится остров?

Ответы детей.

Как нам можно туда добраться?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю нам отправиться в путь на корабле.

Свистать всех наверх! Отдать швартовы! Что бы нам отплыть, нам нужен попутный ветер. Мы можем его сделать сами. Поднять паруса!

Воспитатель: Вызовем попутный ветер своим дыханием.

А дышать мы будем так:

Ветер, ветер, ветерок!

Натяни нам парусок!

Наш корабль подгоняй,

Скорость быстро развивай!

Итак. Слушай мою команду! Делаем глубокий вдох носом на 1,2,3,4,5 и выдох через рот ПФФФ-ф-ф-ф. Повторим 2 раза.

Звучат корабельный колокольчик, и шум моря за бортом.

Воспитатель: Ура! У нас получилось! Мы молодцы! Мы отплываем!

Появляется снова пират: Что, все-таки решились? Отважились

отправиться в путешествие? А оно будет непростое! Чтобы отгадать кодовое

слово, нужно собрать словолодочки. Их части спрятаны в испытаниях, которые я для вас приготовил. За каждый пройденный этап вы будете получать часть словолодочки. И времени у вас очень мало.

Первая загадка:

Рыба плавает кругами,

Коли жертву замечает,

Проявляет интерес,

Нападёт и тут же съест!

(Акула)

Воспитатель: Ребята, нам надо найти акулу. Посмотрите по сторонам?

Дети смотрят по сторонам и находят картинку с изображением акулы.

Подходят к этому месту. Под картинкой лежит конверт, в котором находятся предметные картинки.

Игра «Ассоциации».

Дети берут по одной картинке, раскладывают их по порядку, придумывая ассоциативный рассказ. Затем картинки переворачиваются. Дети начинают рассказывать придуманную ими историю по памяти, раскрывая последовательно картинки.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Отлично справились!

Одна часть словолодочки звук «Р» спрятана на конверте с картинками. Дети находят её и забирают себе.

Воспитатель: А вот и наша первая картинка! Что на ней нарисовано? Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Ответы детей.

Правильно! Мы получили первую часть словолодочки звук «Р»!

Пират:

Вторая загадка:

В мяч играет, веселится

И в воде всегда резвится.

Плавает он, и ныряет,

И людей всегда спасает…

Дети ищут дельфина (игрушка).

Дидактическая игра «Рыбалка».

На столе фонарик, 8 картинок-рыб фугу, удочка, свёрток с заданием спрятан в дельфине - игрушке: рыба фугу проглотила слова. С помощью волшебного фонарика вы сможете увидеть их. Найдите слово с двумя слогами. А затем помогите капитанам спасти принцесс. (Картинки по количеству детей со словами краб, сыр, ракета, крокодил, черепаха, мёд, гитара, море).

Дети находят рыбку со словом «море» и идут «на море» (за столы) спасать принцесс.

Воспитатель:

На море прошёл шторм. Раскидало лодки и людей. Принцессы У и А попали в плен на остров к Вырвиуху. Они кричат на весь остров: «УУУУ», «АААА». Помогите своим капитанам спасти принцесс У и А, соберите словолодочки.

Помните: в лодку помещается только два человека и лодкой всегда управляет капитан, который сидит слева!

Воспитатель помогает детям спасти команду капитанов:

Капитан «М» спасёт принцессу* А. Посадили в лодку А получилась лодка МММАА и т. д.

*( пояснение: по авторской методике Ю. Пчелинцевой «Словолодочки» капитаны – это твёрдые согласные звуки, рядом с принцессами А, У, О, Э, Ы согласные звуки произносятся твёрдо. В паре капитан – согласный звук, находясь рядом с принцессами Ё, Е, И, Ю, Я, смягчается).

Под «морем» по подсказке воспитателя дети находят готовую лодочку ДИ.

Воспитатель:

Предлагаю нам размяться: вразброс стройся!

Физминутка:

Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх опустить к плечам)

Делают зарядку только по порядку. (руки в стороны к плечам)

Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)

Стоп машина нету хода. (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак передсобой)

Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)

Проверяют сети (руки поднимают вверх поворачиваются вправо, влево)

Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками)

Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны)

Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)

Пообедаем и в путь

(подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)

Паруса пора надуть.

(Дыхательное упражнение с поворотом головы вправо влево)

Якорь поднят, море ждёт – (руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз)

Наш корабль плывет вперёд!

Пират: Ага, опять справились с заданием, а вот сейчас у вас точно ни чего не получится. Следующее моё задание: Посмотрите, сколько разных рыб плавает за кораблём, возьмите себе одну картинку с рыбой и одну с цифрой.

На столе лежат картинки с разными рыбами, цифрами и лодками. Дети составляют предложения. Задание направлено на согласование числительного с существительным и на отработку падежных окончаний.

Каждый ребёнок составляет своё предложение.

- за нашим кораблём плывёт 5 окуней.

- за нашим кораблём плывёт 8 щук.

- за нашим кораблём плывёт 6 карасей и т.д.

Воспитатель: ребята, на одной из ваших картинок, пират спрятал ещё одну букву.

Дети находят букву А.

Пират: Мальчики и девочки, в словолодочку одну букву А вы не можете посадить. Вам нужно найти ей пару. А вот и следующее ваше препятствие.

Дети проходят нейропсихологическую дорожку с произношением слов (готовые словолодочки). Каждый шаг в новой позиции рук и ног.

(упражнение направлено на ориентацию в собственном теле, в пространстве, на развитие внимания, устойчивости, координации.)

Дети находят букву Н, формируют словолодочку НА.

Воспитатель: ребята, давайте попробуем соединить найденные части. Может, у нас уже получится слово? Пытаются соединить, но ничего не получается, кроме Р_ДИ НА

Пират: Что ж? Вы всё-таки доплыли до моего острова! Я пока ещё не сдаюсь!

Последняя отгадка части словолодочки находится на всём моём острове.

Поищите её, исследуйте песок. И, может быть, ваша смекалка и доведёт вас до заветного сундука.

Игра «Волшебная песочница».

Дети исследуют песок и находят капли. Они все одинаковые, кроме одной, на которой изображён остров.

Воспитатель: ребята, что вы нашли? А есть какая-нибудь особенная капля? Что изображено на ней? Остров. Какой первый звук в слове «остров»? Попробуйте собрать кодовое слово.

Дети соединяют словолодочки и отгадывают кодовое слово «Родина».

Воспитатель: Вы собрали слово «РОДИНА», а как называется наша Родина?

Ответы детей.

- А какие символы есть у нашей Родины? (Дети отвечают)

Пират заносит сундук,

Пират: Нашли всё - таки кодовое слово! И какое это слово? (Дети отвечают)

- сейчас проверим, откроется сундук или нет…(не открывается)

Воспитатель: А давайте, все вместе дружно: «РОДИНА»!

Пират открывает сундук и достаёт светоотражающие стикеры с изображение российского флага.

- Оказывается, здесь находятся наклейки, с изображением российского флага, которые мы бы хотели вручить вам за то, что вы успешно прошли все препятствия Пирата и выполнили все его задания.

Рефлексия:

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы показали себя сплочённой дружной

командой.

Ребята, давайте вспомним, что мы делали?

Что вам понравилось из наших приключений?

Что для вас показалось сложным?

Что вам запомнилось?

Воспитатель: Команда! Скажите себе каждый: «Я-молодец!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей подготовительной группы «СЕКРЕТЫ МОРОЗА".Воспитатель МБОУ гимназия №9 Подгорнова И.Е.

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей  подготовительной группы "Секреты Мороза".Воспитатель МБОУ гимназия №9 Подгорнова И.Е. Цель. Познакомить детей с природным явлен...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Морское путешествие на остров здоровья»

Конспект содержит интересный сюжет путешествия на остров Здоровья, где дети закрепляют  понятия морские обитатели, витамины. Во  время проведения занятия используется показ электронной презе...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Замолвите о Маме слово».

Занятие, целью которого является развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к матери....

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в космос»

Цель: обогатить знания детей по теме «Космос», закрепить навыки и умения работы с интерактивной доской.Задачи: Речевое развитие:- закреплять активный словарь по теме «Космос&raq...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема: «Путешествие в страну знаний»

развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема: «Путешествие в страну знаний»

развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми)...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в страну театра»

Цель: развитие творческих способностей и воображения в театрализованной деятельности.Задачи:  Расширять знания о театре и театральных проффесиях: режиссер, декоратор, звукорежиссёр, гримёр, ...