Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш

Цель: Создание  условий для дифференцирования звуков С-Ш.

Задачи:

  1. Активизировать умение различать звуки С-Ш..
  2. Определять последовательность звуков в слове.

продолжать учить составлять предложения из отдельных слов.  Совершенствовать звуковой анализ и синтез.

Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (...апка, ...ипы, ква..., насо......анки, ...ина, ...уба, шала..., ...утки, ...ова, ...ода, ...умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.

Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Фафа.

- Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

- Я не умею произносить только некоторые звуки.

- Но как мы узнаем твоё имя?

- Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

II. Сообщение темы занятия.

- Как зовут нашу гостью? Саша.

- Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

- С и Ш.

- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.

- Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.

- Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

- Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/01/19/zanyatie_na_diferentsiatsiyu_s-sh_provesti.doc_image3.jpg (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/01/19/zanyatie_na_diferentsiatsiyu_s-sh_provesti.doc_image5.jpg Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/01/19/zanyatie_na_diferentsiatsiyu_s-sh_provesti.doc_image4.jpg

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино»

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

са—шаса шосошо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.

Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).

- Говорите, что вы видите.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

- Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.

са – ша

со - шо

су – шу

сы – ши

ста – шта

спа – шпа

сма – шма

сла – шла

сутки — шутки

миска — мишка

каска — кашка

касса — каша

маска — Машка

плюс - плюш

6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.

Остановка «Магазин. Покупай-ка».

Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).

Похвалитесь своими покупками Саше. («Я купила мишку и стул»).

- Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.

7. Подбор предметов к признакам.

Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:

Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказатьбольшой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.

Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.

Составьте с этими словами предложения.

Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.

Поехала дальше. Спустили пар.

8. Физкультминутка.

Машина

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш

      

Размахивают руками вперёд, назад.

С – С – С, С – С – С,

Машут руками над головой.

Би-би-би – гудит машина.

Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Тук-тук-тук – мотор стучит.

Топают ногами.

«Едем, едем, едем, едем», -

«Рулят».

Он так громко говорит.

Хлопают.

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш

Размахивают руками вперёд, назад.

С – С – С, С – С – С,

Машут руками над головой.

Шины трутся о дорогу.

Потирают ладонями рук друг о друга.

Шу-шу-шу – они шуршат.

Топают ногами.

Быстро крутятся колёса

Делают «вертушку» руками перед грудью.

Са-са-са – вперёд спешат.

Хлопают.

9. Звуковой анализ слова Саша.

Остановка «Схемкино».

Саша: А что это за остановка?

Мы можем выложить схемой твоё имя.

- А как это?

- Сейчас увидишь. Дети, составьте схему слова «Саша».

- Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.

- Какой первый звук в слоге СА? Второй?

- Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

- Какие звуки во втором слоге?

- Покажите у себя на столе гласные звуки. Назовите их. Покажите согласные. Назовите их.

11. Чтение слов с пропущенными буквами.

Саша-шутница, стёрла буквы в словах. Какие буквы стёрла Саша? Впишите их в слова.

...апка

...ипы

ква...

насо...

...анки

...ина

...уба

шала...

...утки

...ова

...ода

...умка

Прочитайте слова с буквой С (Ш).

- Ура! Я научилась правильно говорить звуки С и Ш и тоже могу сказать скороговорку: Саша шустро сушит сушки.

- Дети, повторите скороговорку.

III. Итог. С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки. Кто приходил к нам в гости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков [л] - [л\']"

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной к школе группе на тему "Дифференцитиация звуков Л-Ль"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».

В  ходе занятия дети  знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков Г-К"

На занятии дети знакомятся с новым звуком К и участся различать на слух звуки Г-К....