Конспект занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] — [ц]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Анисимова Оксана Васильевна

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] — [ц]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] — [ц]»

Подготовила Анисимова О.В.

Программное содержание:

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.

2. Упражнять в определении позиции звука в слове.

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, рамка с тремя окошками, картинки: слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы: огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1) Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

- С какого звука начинается слово «слон»(с)

- А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

- Придумайте слова, в которых есть звук с(называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

- А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

- С какого звука начинается слово «цапля»(ц)

- Попробуйте громко произнести звук ц(Произносят)

- На что похож этот звук(Как стрекочет кузнечик)

- Давайте все пострекочем, как кузнечики.

- Придумайте слова со звуком ц.

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

- С каким звуком чистоговорка? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

- С каким звуком чистоговорка? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

- Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол».

Пальчиковая гимнастика «Черепаха».

- Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки.  (Стол)

- В слове стол где находится звук звук с(в начале слова)

- Значит картинку ставим в какое окошко? (в первое)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

- Ребята,отгадайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

- В слове заяц где находится звук ц(в конце слова)

- Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

- Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка.

8. Игра «Чудесный мешочек».

- А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

- Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

- Послушайте и повторите скороговорку:

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

12.Подведение итогов:

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вам понравилось?

- Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"

Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово»Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по зв...

конспект занятия по звуковой культуре речи "дифференциация звуков Л - В" .

Данный материал можно изспользовать на занятиях по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе....

Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с], [ц]».

Данное занятие позволяет развивать у детей умение дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками....

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

конспект НОД по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков "с" и "ш""

конспект игр и упражнений на дифференциацию звуков "С" и "ш"...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...