мастер - класс для педагогов формирование звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сафарьян Мария Евгненьевна

Мастер - сласс для пеадгогов по формированию звукового анализа и синтеза у дошкольников, предлагается теоритические аспекты и  варианты  игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов

Тема: «Развитие навыков   звукового анализа и синтеза у дошкольников»

учитель – логопед Сафарьян М.Е.

Цель: Повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с системой работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

  • Уточнить и закрепить знания методики формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
  • Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями по развитию звукового анализа и синтеза.

 Ход семинара

Теоретическая часть

Звуковой анализ в отличии от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения.  Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания и изучения. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.

 А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться».  И действительно, самостоятельно выделить первый или последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного   звука   или количество слогов вряд ли доступно ребёнку без помощи взрослых.  И очень важно, чтобы   эта   помощь    была квалифицированной, обоснованной своевременной.

Д.Б. Эльконин определяет   фонематическое   восприятие   как «слышание отдельных звуков в слове и  умение  производить  анализ  звуковой формы слов  при  внутреннем  их  проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

    1) определение порядка слогов и звуков в слове,

    2) установление различительной роли звука,

    3) выделение качественных основных характеристик звука».

 Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая.  

    Одновременно с   развитием   фонематического   восприятия у детей   происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением.   Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

    Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой.  Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки: «Назови звуки по порядку» - СОК = С, О, К) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое: «Собери слово из звуков» – К, О, Т = КОТ). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков соответствующими буквами. Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на этапы:

 I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов с этими звуками (гласные 1-го ряда; м, н, т,д, и т. д) (звукоподражания).

II этап – от 3 до 5 лет (младшая и средняя группы), проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов с этими звуками (гласные 1-го ряда; м, н, т,д,и т. д) (артикуляция звуков)

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.

   Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к обучению грамоте два этапа:  

  • на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
  • на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.

Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Так как кто-то из детей знает буквы или уже читает, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Обязательно нужно помнить правила и выучить их с детьми!

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

    Гласные звуки поются, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    Согласные звуки – не поются, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    

     Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

    Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: - [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].

    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.  

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

 Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.

 В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных и согласных звуков (возможна дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, также возможно первичное ознакомление со слоговой структурой слова и словесным ударением).

   В подготовительной группе навыки звукового анализа и синтеза слов совершенствуются, дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания, начинают овладевать слоговым способом чтения, строят схемы по следам звукового анализа, выкладывают слова из букв разрезной азбуки (возможно обучение и слитному способу чтения, выкладывание простейших предложений из букв разрезной азбуки).

 Приступая к играм и упражнениям по формированию звукового анализа, надо чётко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Общие правила по формированию навыков звукового анализа.

  1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:
  • выделение звука из слова;
  • определение первого звука;
  • определение последнего звука;
  • установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
  • анализ и синтез обратных слогов типа АП, ОК.
  • выделение ударных гласных из положения после согласных (дом);
  • анализ и синтез прямого слога типа МА, МИ;
  • полный звуковой анализ слова;
  • деление слов на слоги.

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:

  • с опорой на наглядные средства (картинки, символы, фишки и т.д.);
  • в речевом плане (проговаривание);
  • по представлению - в уме (самое трудное).

3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:

  • слова из двух гласных (ау, уа);
  • слова из двух звуков (ум, ах, ус);
  • слова из трех звуков (дым, кот);
  • слова из двух открытых слогов (ваза, сани);
  • слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
  • слова из одного слога со стечением согласных вначале (стул, стук);
  • слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
  • слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:

  1. формирование навыков элементарного анализа;
  • Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
  • выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
  • определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове (на отработанных в произношении гласных и согласных звуках);

нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова).

  1. Обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

      Данный порядок умственных действий применяется на этапе формирования элементарных форм звукового анализа.

  Когда ребёнок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придётся опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки.  С целью обучения звуковой культуре речи, звуковому анализу и синтезу, составления схемы слогов, слов и в дальнейшем обучению по слоговому чтению и грамотной письменной речи, с раннего возраста проводятся следующие упражнения.

   

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю перейти к практической части и поиграть в игры (проводится игры с воспитателями по звуковому анализу слов).

1. «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук» цель: выделение заданного звука из потока звуков, слогов, слов. У -а-и-о-ы-у-э-у, су-ма-па-мэ-ту-рэ-мы-му-лу, утка, малютка, утюг, пробка, машина, улитка, рыбак, удочка. 

 2. «Назови первый звук» (игра с мячом).

Цель: учить выделять первый ударный гласный звук в слове.

«Я назову слово, а вы мне скажите, какой первый звук слышите: утка – у, аист – а, окна – о, Оля -о, Ира - И и т.д. (проводится игра).

3. «Назови последний звук» Цель: учить выделять последний гласный (согласный) звук в слове. Я назову слово, а вы мне скажите, какой последний   звук вы слышите (такси – и, кот – т, нога – а, рот – т, локоть – ть.

4. «Место звука в слове» Цель: определить место звука в слове и положить соответствующую картинку.

4. «Составь слово».  Послушайте внимательно. Я назову звуки, а вы скажите, какое слово получилось.  Д, Ы, М,  Р,У, К, А.

5.  «Зашифровованные слова».  Рассмотрите    картинки, назовите их, определите, с какого звука начинается название каждой картинки.
Запомни звуки, назови их в том порядке, в   котором картинки лежат на столе. Какое слово получилось?

6. Выполнение звукового анализа слов.

Памятка для звуко-слогового анализа.

  •  Произнеси слово вслух.
  • Раздели слово на слоги (устно).
  • Произнеси первый слог: определи количество звуков в слоге.Назови каждый звук, определи, какой это звук (гласный, согласный, согласный твёрдый или мягкий) и обозначь его фишкой (цветным кружком или квадратом). Синий - твёрдый согласный, зелёный- мягкий согласный, красный- гласный звук.

Аналогично проанализируй другие слоги.

«Позови» слово – найди ударный гласный звук. Поставь знак ударения над ударным гласным. Посчитай сколько звуков в слове. Сколько гласных звуков, сколько согласных звуков.

Небольшая разминка для педагогов. Будьте внимательны.

Хлопните в ладоши, у кого в имени есть звук Р. Потопайте, у кого фамилия состоит из 5 слогов. Поднимите руку, левую, у кого во втором слоге фамилии есть звук О. Поднимите правую руку у кого ударение в фамилии падает на 3 слог. Встаньте те, у кого в имени нет звука В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на основе рекомендаций Филичевой, Чиркиной, Ткаченко,Нищевой...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений межд...

Мастер-класс "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста». Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Пока...