Буклет для родителей "Профилактика оптической дисграфии"
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ковалева Наталья Владимировна

Игры на преодаление оптической дисграфии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРУППА РИСКА:

  1. Леворукий ребенок;
  2. Переученный правша;
  3. Ребенок, который посещал логопедическую группу детского сада;
  4. Ребенок, который не посещал детский сад;
  5. Ребенок, в семье которого говорят на двух или более языках.
  6. Ребенок, который слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  7. Ребенок, у которого есть проблемы с памятью, вниманием. К мерам профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

D:\Users\u_11\Рабочий стол\hello_html_m32d9a8a4.jpg

При дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, графомоторных. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи.

Профилактика и коррекция дисграфии

D:\Users\u_11\Рабочий стол\25-259539_a-poem-to-heal-boy-writing-kid-writing.png.jpg

Составитель: учитель-логопед

Ковалева Н.В.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ:

Типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

D:\Users\u_11\Рабочий стол\3HU3-m-J5dc.jpg

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Словесные игры. Играйте в слова: придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву.

hello_html_35625790.png

Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием текста.

Упражнение «Лабиринты». Это упражнение хорошо развивает зрительное внимание, крупную моторику (движения руки и предплечья), безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.hello_html_35625790.png

hello_html_35625790.png

Упражнение «Корректурная проба». Для этого упражнения нужна скучная книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти-семи минут работает по книге с заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а», затем «о», затем «у».

Дальше зачеркиваем согласные, с которыми есть проблемы (но отрабатывать сначала по одной букве), через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна обводится в кружочек, другая зачеркивается или подчеркивается. Буквы должны быть «парными», «похожими» по написанию или элементам (м-л, п-р, п-т (сходство написания); д-б,у-ю, г-д).

Упражнение «Пишем вслух». Каждый день пишите карандашом короткие диктанты, вымышленные истории, послания в будущее, что хотите. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Все что ребенок пишет, пусть проговаривает вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». Например: ВОрона хОтела кусочЕк сыра. На стОле стОЯл куВшин С мОлОком (на стале стаял куфшин с малаком).hello_html_35625790.png

Под "слабыми долями" подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "ду*п", или перед глухим согласным, типа "пло*шка".

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

У детей с дисграфией, как правило, хорошая зрительная память. Поэтому им ни в коем случае нельзя предлагать упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на обучающихся, имеющих навык грамотного письма.

D:\Users\u_11\Рабочий стол\hello_html_m39f6f80d.jpg



Предварительный просмотр:

Игры для профилактики дисграфии.

o Игры – раскраски.

  • раскраски        с        кодированием цвета(цифрами или символами)
  • раскрашивание по образцу;
  • раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);
  • раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
  • штриховки – дорисовки.
  • соедини точки (по цифрам, по символам и т.д.) и т.п.

o Игры с буквами

  • нахождение букв среди ряда других
  • в данном тексте найдите и зачеркните все буквы А (или любую другую)
  • сравнение букв написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, различные стили)
  • называние букв, подчеркнутых дополнительными линиями
  • написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы
  • выделение букв, наложенных друг на друга
  • узнавание зеркально изображенных букв и правильная их запись (различный шрифт)
  • реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов.

o Игра с пластилином

Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка


закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.

  • Игра со счетными палочками или

мозайкой

Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозайки.

o Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется

«ниткографией».

  • Буквы из проволоки Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая        тонкую        проволоку        в        разных направлениях.        Буквы        из        проволоки                сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и

«ножками»,        кланяться        и        даже        ходить        по дорожке.

  • Занятия на прогулке

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

o Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне. Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша.


Памятка – буклет: Скоро в школу!

«Дисграфия, что это и методы для ее предупреждения»

http://a2b2.ru/storage/images/person/1648/events/6665/20995_9e28b.jpeg

Консультацию подготовил:

                               учитель – логопед Ковалева Н.В.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия                проявляется        стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме,        которые        не                исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Симптомы дисграфии Признаки,        характеризующие        дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме        ошибки стойкого        характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры        слова        (пропусками, перестановками,

  • добавлением букв и слогов);
  • нарушением        слитности        и раздельности написания слов;

  • аграмматизмами на письме (нарушением        словоизменения        и согласования слов в предложении),

  • недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот),

  • зеркальное написание букв.

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Как известно, любую «болезнь» (нарушение) легче предупредить, чем «лечить».

Поэтому ведение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма у детей 5 – 7 лет необходима.

Профилактика дисграфии.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их


использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее.

Варианты кинезеологических упражнений.

o Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.

o Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.

При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.

Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

Презентация "Профилактика Оптической дисграфии у дшкольников с ОНР"

Презентацию можно использовать на  подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях с детьми подготовительной группы. Интересные задания  помогают развивать у детей внимание, памя...

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Буклет "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

  Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв...