Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата», По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]» 01.04.2024 г.
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа)

Татьяна Олеговна Дернова

Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата»,

По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»

Цель:

1. Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах.

2. Упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и дифференциации звуков «щ» и «ч», пополнять словарный запас детей.

3. Упражнять в произношении: ча, ща, чу, щу.

4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Оборудование:

предметные картинки на звуки «ч»«щ», карандаши, карточки с заданием, игрушка-язычок, домик, кукла – зайчик, волк, белка, коза.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята посмотрите сколько к нам гостей пришли. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте. Гости пришли к нам посмотреть, как мы умеем играть и мы чему научились.

Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.

Жил -да был в своём домике язычок (в каком домике).

Покажите свои язычки! А у ваших язычков домик есть? (есть)

И У моего язычка домик есть (показываю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dernova_t.o.docx100.62 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мамонтёнок»

Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата»,

По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»

Воспитатель: Дернова Т.О.

Салехард

2024 г.

Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата»,

По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»

Цель:

1. Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах.

2. Упражнять детей в правильном произнесении звука «щ» и дифференциации звуков «щ» и «ч», пополнять словарный запас детей.

3. Упражнять в произношении: ча, ща, чу, щу.

4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Оборудование:

предметные картинки на звуки «ч»«щ», карандаши, карточки с заданием, игрушка-язычок, домик, кукла – зайчик, волк, белка, коза.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята посмотрите сколько к нам гостей пришли. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте. Гости пришли к нам посмотреть, как мы умеем играть и мы чему научились.

Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.

Жил -да был в своём домике язычок (в каком домике).

Покажите свои язычки! А у ваших язычков домик есть? (есть)

И У моего язычка домик есть (показываю).

Язычок умел песенки петь.

вместе споё м песенку язычка«Щ-щ-щ» как будто чистим одежду щёткой (кончик языка держите за верхними зубами- рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ). Хорошо,а теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споё т песенку паравоза«Ч-ччч». Спрашиваю сначала все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5детей по одному)

И даже специальную зарядку для язычка делал (для чего языку зарядка)

Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем. (ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ЗУБЫ СЖАТЫ И ВИДНЫ)

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (РОТ ОТКРЫТ, ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ)

Подражаю я слону губы хоботом тяну. (ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ)

Ох и вкусное варенье жаль осталось на губе, язычком я подниму и остатки оближу. (ГУБЫ ОБЛИЗАТЬ) Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.

Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять

–гулял ЯЗЫЧОК и вдруг очутился в чаще лесаи понял, что он заблудился. Чаща –это густой, труднопроходимый лес.

В таком густом лесу даже солнышка не видно.

Повторяйте со мной «ча-ща» (все вместе, 3-4 детей по одному).

Ребята, а давайте поможем язычку найти дорогу в свой домик.

Хотите помочь язычку? (да.) -Хотите отправиться в путешествие?

Ребята, скажите, а какое сейчас время года (весна).

Но снег ещё весь не растаял в городе, и в лесу снег лежит долго и тает очень долго.

Подходите ко мне. Сейчас мы с вами превратимся в снежинки, а для этого нам понадобиться «волшебный снежок».

Воспитатель раздаёт детям на ладони «волшебный снежок» (вата)и дети дуют на ладонь, сдувая его.

Воспитатель: Не забудьте, вдох через нос, выдох через рот.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

Раз, два, три покружитесь

И в снежинки превратитесь!

Подул ветерок, и снежинки прилетели на лесную полянку (звучит фонограмма пение птиц).

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу.

- Посмотрите, как здесь тихо и спокойно. В лесу свежий воздух и только слышно пение птиц.

1. Ой, ребята, смотрите чьи-то следы. (видим следы зайца).

Давайте мы по ним пойдём и посмотрим, куда они нас приведут. Вставайте друг за другом и шагайте, колени выше поднимайте.

Координация речи с движением (ходьба с высоким подниманием коленей)

По заснеженной дорожке

Зашагали наши ножки.

Раз шажок, два шажок

Веселей иди, дружок

Ты в сугроб не упади

Ждёт нас что-то впереди!

Кто нас ждёт? Как вы думаете, кто их оставил (Зайчик) (игрушка зайца).

Ребята, а вот зайчик хочет, чтобы вы с ним поиграли в игру «эхо».

Послушайте внимательно и повторите:

Ащ-ащ–ащ – ач-ач-ач

Ча-ча-ча –ща-ща-ща

Ещ-ещ-ещ-еч-еч-еч.

(Все вместе повторяют). Молодцы. Зайчику понравилось, что вы были внимательные.

Воспитатель: Ребята, а что зайка любит кушать? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. У меня для зайки припасена морковка. А я знаю стихотворение про морковь и поиграем с ней и угостим зайчика

Дети берут в руки морковь, проговаривают слова и выполняют движения руками.

Я – полезный, вкусный овощ (перекладывают из руки в руку)

Сочная и гладкая (перекатывают между ладонями)

Любят зайчики меня (гладят сверху вниз ладонями)

Я морковка сладкая! (протягивают ладони вперёд)

Кладём морковь в корзинку и угощаем зайчика.

Прощаемся с зайчиком.

2. - Давайте отправимся дальше, может быть, ещё кого – нибудь встретим.

Идут дальше. (на дорожке скорлупа от орехов)

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это такое?

Дети: -Скорлупа от орехов

Воспитатель: Как вы думаете, кто это всё оставил?

Дети: - Белочка.

- А белочка тоже любит играть и хочет с вами поиграть в игру «волшебные звуки».

Дидактическая игра с картинками: “Волшебные звуки» (Черепаха, щетка, щука, чай, чашка, щенок.)

назовите изображения на карточке, определите в каких картинках прячется звук «ч»«щ».

- Сложите сначала картинки со звуком «ч» в одну корзинку, а со звуком «щ» в другую корзинку. (по 1 карточке на каждого ребенка).

Уточнить у детей кто какую картинку взял с каким звуком и в какую корзинку положил – по одному кладём в корзинку.

Воспитатель: Молодцы! Ой, ребята, что – то я замёрзла (изображаю дрожь). Давайте с вами поиграем, чтобы согреться.

Воспитатель говорит слова, выкладывая грибы и шишки из корзинок.

Зверька узнаём мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвёт орешки,

Все припасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

По окончанию стихотворения дети разбегаются и собирают грибы и шишки в разные корзинки.

Воспитатель: - Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, и отправимся дальше.

4. Пальчиковая гимнастика.

На полянке дом стоит,

На дверях замок висит.

За дверями стоит стол-

Возле дома частокол.

Тук- тук-тук-дверь открой:

«Заходите, я не злой!».

На полянке появляется волшебный домик.

-: Ребята, посмотрите -домик. Как вы думаете -это домик, в котором живёт язычок?

Нет.

-Это домик одной доброй козочки.

Козочка: здравствуй козочка.

- Здравствуйте ребята проходите в гости. Я очень люблю когда ко мне приходят гости. И очень люблю играть. Поиграете со мной?

В игру «Узнай и покажи». Если услышите в слове звук «щ» нужно хлопать в ладоши. Будьте внимательнее.

Дети, проговаривая потешку, на слух хлопают в ладоши.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Какой звук встречается в этой потешке? (щ). спрашиваю и уточняю у 4 – 5 детей.

На полянке где живет козочка стоит еще домик. Давайте зайдем и проверим, не в этом ли домике живет наш язычок?

5. Работа за столами.

- Ребята посмотрите, перед вами карточки, в них нарисованы разные домики- обведите домик язычка карандашом.

Какой домик вы выбрали? (ответы детей).

Для чего нам нужен язык? (чтобы разговаривать, петь песни, стихи рассказывать).

Какие ещё помощники языка живут в этом домике? (зубы, губы, щеки).

Язычок вам говорит спасибо, что - вы помогли язычку найти свой домик.

Сегодня наше путешествие в лес закончилось. Сейчас я превращу вас в снежинки, и мы полетим в детский сад.

Воспитатель посыпает детей «волшебным снегом» и произносит слова

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, кружится

Раз, два, три покружитесь

И в снежинки превратитесь!

Подул ветерок и снежинки прилетели в детский сад (звучит волшебная музыка)

Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад.

Вам понравилось наше путешествие в лес? (ответы детей)

Итог: 

Ребята давайте вспомним, как мы искали домик язычка?

Кого мы с вами встретили в лесу? (ответы детей)

Что вам больше всего понравилось?

Какие звуки мы встретили сегодня? («ч»«щ»)

В будущем мы будем встречаться и узнаем о новых приключениях язычка и познакомимся с другим звуком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Звуки [М], [М\'] и буквы М, м.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«Звуки [М], [М'] и буквы М, м.»...

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Красный цвет – гласный звук»

Занятие по обучению грамоте в средней группе. В нем дети знакомятся в игровой форме с гласными звуками....

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Звук к, кь"

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе Образовательная область: Речевое развитие.Возрастная группа: средняяТема: «Звук к, кь»Цель: формирование умения детей различ...

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Красный цвет – гласный звук».

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Красный цвет – гласный звук»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к Чебурашке» (Звуковая культура речи. Звук [Ч])

Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Н...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь...