Проект "Через года, через века - помним"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Рыженко Светлана Ивановна

Знакомство дошкольников с подвигом советских солдат проходит через деятельность, близкую детям - сюжетно-ролевую игру. Большая предварительная работа по чтению произведений А. Твардовского, С.Михалкова пробудила детский интерес к далёким событиям, что позволило привлечь и родителей к изготовлению "военной"формы,  плащ-палаток, сбору предметов солдатского обихода (планшетов, рации, котелков, касок, ложек), наград. Игра детей стала осмысленной, наполнилась эмоциями и чувстом благодарности и гордости за своих прадедушек. Игра заслужила высокую оценку участников районного методического объединения - воспитателей и музруководителей. То, что задумывалось, как инсценировка, сюжетно-ролевая игра переросло в коллективный проект с добавлением музыкально-танцевального и аэробического блока. Спасибо моим творческим коллегам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Proekt.Cherez_goda_-_pomnim.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Через года, через века помним!»

Цель:

развитие у дошкольников  активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Задачи:

  1. расширять представления детей дошкольного возраста о значении бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
  2. познакомить с бытом, внешним обликом  солдат и людей  в военное время;
  3. развивать у детей речь, интерес к художественной литературе, творческие способности в ходе инсценирования стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста», сюжетно-ролевой игры, исполнения танцевальной композиции;
  4. воспитывать уважительное и бережное отношение к ветеранам, к доблестной истории своей Родине; знакомить с историческим праздником днем Победы
  5. приобщить к подготовке проекта старшее поколение: родителей, дедушек и бабушек;

      собрать свидетельства очевидцев того времени, используя  беседу, интервью, статьи

       газет, награды, предметы быта, одежды, оружие; создать мини-музей о военных годах;

Материалы и оборудование: фотовыставка с изображением военных лет, мини-макеты военной техники, детские поделки, выполненные детьми совместно с родителями, реконструкции «боевых действий» сражения  за деревню, описанную в стихотворении А.Твардовского,  плакаты  с изображением городов- героев, детские рисунки о войне.

Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы о войне, заучивание стихов, пословиц, поговорок; рассматривание тематических картин, плакатов, предметов, игрушек; организация сюжетно-ролевых игр с военно-патриотической направленностью, рисование по прочитанным книгам, конструирование танков, самолётов и т.п.

Участники проекта:

Старший воспитатель Рыженко С.И.(идея, подбор и оформление материала проекта, режиссёрская и координаторская работа).

Воспитатель старшей логопедической группы Панина Г.А. (подготовка и проведение занятия-игры, создание мини-музея о войне, идея инсценировок, разработка сюжетных линий игры, оборудование занятия костюмами, предметами быта военных лет, организация работы с родителями по пошиву костюмов, сбора атрибутов и т.п.)

Музруководитель Никитина Т.В.  (подбор музыкального оформления, танцевальная композиция  под песню «Синенький платочек», песня «Землянка»)

Инструктор по физкультуре Лебедева О.Ф. (танцевальная композиция «Журавли»)

Родители и дети.

Ход занятия:

Под военный марш дети, одетые в стилизованную военную форму,  входят в оформленный зал, садятся врассыпную на «полянку».

Воспитатель:

Я недавно смотрела старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.

Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, полями, лесами, но защитить себя сама она не может.

Поэтому защита Отечества, родной земли – святой долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.

-Как называем мы нашу страну?

Дети:- Родина, Отчизна, отчий дом, Родина-мать, родимая сторона,  Россия,

Воспитатель:  Россия! Мы гордимся ею! Почему?

- Она самая большая, она самая богатая, красивая!

Воспитатель:  Верно вы сказали! Поэтому нашу страну многие хотели захватить, ограбить, поработить миролюбивый русский народ!

Звучит голос диктора Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза!Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача). 

Воспитатель:

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну.

 Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной войны.

В октябре 1941 г немцы начали наступление на Москву.  У фашистов было много солдат и много военной техники: самолётов, танков, пушек, кораблей. Немцы рвались к нашей столице, но на пути у них встали не только солдаты, но и женщины, старики, даже дети.  

Война… Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
  Советским командованием было принято твердое решение: Москву не сдавать! И 7 ноября 1941 года в осажденной Москве состоялся парад Красной армии. Отсюда, с Красной площади, после парада, воинские части уходили прямо на фронт... наши доблестные солдаты отстояли Москву,  и враг не прорвался в столицу. Почему?

Скажите, как можно описать русского солдата, какими словами?

Дети: Русский солдат мужественный, стойкий, смелый, храбрый, сильный, умелый в бою, доблестный, отважный, выносливый, закалённый..

Воспитатель: Я говорила вам, что весь русский народ встал на защиту своей Родины. Советские войска, показывая чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город…

Сейчас мы проведём инсценировку стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста», в котором описан бой за маленькую деревушку.

Инсценировка стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста».

Оборудование (макеты русская печь, колодец, дом, танк), атрибуты военных действий (пистолеты, автоматы, гранаты, миноискатель, бинокль и т.п., военная игровая форма (плащ-палатки, гимнастёрки, пилотки и т.п.)

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Сценка «Мы военные» С. Михалкова.

Телефонист (с телефоном).    Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас, алло, алло.

Автоматчик.      Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдем.

Рядовой                     Я пехотинец молодой.

С фашистом дрался под Москвой.

Не раз в разведку я ходил,

Меня полковник наградил.

Командир танка (смотрит в бинокль). На горизонте самолет.

По курсу полный ход, вперед!

Готовься к бою, экипаж!!!

Танкист                                         Отставить, истребитель наш.

Медсестра                                 Что вы стонете, раненый!

                                        Потерпите немного, сейчас перевяжу!

                                        И рана у вас неглубока,

                                        Заживёт наверняка.

Воспитатель: Жестокий бой закончился победой наших храбрых солдат.

Сюжетно-ролевая игра «На привале».

Сюжет 1         Повар разжигает костёр и варит кашу.

Сюжет2        Рядовой носит воду из колодца для кухни, прачечной и т.п

Сюжет 3        Прачки стирают, развешивают бельё

Сюжет 4        Парикмахер стрижёт бойцов

Сюжет 5         Бойцы отдыхают: чистят оружие, пишут письма, общаются

Сюжет 6        Минёры разминируют окрестности.

Сюжет 7        Все подходят к кухне, получают еду в котелки.

Воспитатель:

Какие песни фронтовые
Минувшей созданы войной!
В них чувства трепетно-живые
Встают безудержной волной.

 (звучит песня « Синий платочек» дети исполняют танцевальную композицию)

После танца девочки переодеваются на композиции «Журавлик», остальные дети садятся в кружок, на привал и поют песню «Землянка» слова А. Суркова, музыка К. Листова

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Воспитатель:  Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду. Вот как мы с вами солдаты сидели у костра или в землянках и перекидывались пословицами, поговорками, меткими словцами.

На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним. Назовите их!

Дети:

  • Русский солдат не знает преград.
  • Солдатское дело – воевать храбро и умело.
  • Друг за друга стой и выиграешь бой.
  • Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.
  • С родной земли умри – не сходи!
  • Где смелость, там и победа.
  • Кто дрожит, тот и от врага бежит.
  • Умелый боец – везде молодец.
  • Один  в поле не воин.
  • Один за всех и все за одного.
  • Щи да каша – пища наша.

Победа! Победа! Великое слово,

В нем слава Отчизны и слава бойца,

Да здравствует русский прославленный воин!

Народу великому грянем «Ура»!

Звучит песня "Журавли" (поет М. Бернес). Дети танцуют (девочки в белых юбочках и белых спортивных купальниках, мальчики в военной форме). В конце песни дети встают на колено, и замирают, музыка звучит тихо.

Минута молчания для всех.

Ветераны войны, вы России солдаты,
В сорок пятом с Победой вернулись домой.
И с тех пор навсегда имена ваши святы,
Ветераны войны, вам поклон наш земной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Через года, через века - помним"Фрагменты игры

Фотографии фрагментов проекта "Через года, через века помним". Проект имел большое место в воспитании гражданской позиции дошкольников. Был представлен на районном методобъединении, заслужил высокую о...

"Через года, через века, помните"

Литературно-музыкальная композиция для детей подготовительной группы к Дню Победы...

Проект «Через года, через века помним!»

Проект направлен на  нравствено-патриотическое воспитание. Ознакомление детей с ВОВ....

Образовательный проект: "Через года, через века - помните!"

В материале проекта прослеживаются  виды детской деятельности через образовательные области....

Методическая разработка вечера памяти «Помните! Через года, через века,- помните!»

Цели: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет; стихотворений; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, гордость за ратн...

Проект "Через года, через века помним"

Цель проекта: развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям ст...

Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы «Помните! Через года, через века, помните»

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне....