Методические рекомендации по патриотическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Воспитание нравственной стороны дошкольника является одним из важнейших компанентов в развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских  качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость. эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человекгом на всю жизнь. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм поведения и взаимоотношений.

Организация обучения осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности детей, так как не только воспитываются патриотические чувтсва, но и формируются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.  

Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon MUNICIPALNOE_DOShKOLNOE.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 32

«РОМАШКА»

У   т   в   е   р   ж   д   е   н   ы

На педсовете

Протокол от_________№______

Председатель педсовета

________________Т.А. Хартанюк

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

                           

                                            Составитель:                                                                                                                                  Морозова Т.А,

                                                               воспитатель

Тамбов 2010

   «Кто где родился, там и пригодился»

Народная мудрость.

  Воспитание нравственной стороны дошкольника – будущего гражданина является одним из важнейших компонентов в развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много и поскольку обращение к народному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру.  

 Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

       Базовым этапом  формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизм входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.    

Когнитивный компонент  обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.

Поведенческий  -  выполняет диагностическую функцию.    

Эмоциональный - является ведущим в этом возрасте.

       Представления у дошкольников расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей является слитность нравственных чувств и знаний. Когда знания окрашены чувствами и переживаниями, только тогда знания окажут влияние на нравственное развитие дошкольника.

Для реализации цели необходимо решить следующий  целый комплекс задач:

 - воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

 - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

 - развитие интереса к русским традициям;

 - расширение знаний о своём и других городах;

 -знакомство с символикой;

 -развитие чувства ответственности за достижения страны.

Основой для решения поставленных задач в нашем ДОУ используются программы                           Н. Г.Комратовой «Патриотическое воспитание», Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание», «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», Л.А.Кондрыкинской «Дошкольникам о Защитниках Отечества».

Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной свободной деятельности детей, так как не только воспитываются патриотические чувства, но и формируются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

      Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников поставлена следующим образом:

    Задача педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор  сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

 - расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

     Основной формой патриотического воспитания, являются тематические занятия, экскурсии, игры, наблюдения, нерегламентированная деятельность, по некоторым темам – праздники, досуги, развлечения.

    Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование), посещение музеев, а также организация музеев в детском саду.

    Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, а также совместные проекты «Дети-родители».

    Безусловно, все это приобщает детей  к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей в средней и старшей группах.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного вохраста - одна из задач, которая включает в себя воспитание любви к близким, родному городу, стране....

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми 6-7 лет

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заб...

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста "Маленький патриот"

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...