Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Статья носит методический характер. В ней представлены формы работы с детьми по ознакомлению с космосом в соответствии с установками ФГТ. в статье есть приложение: проект творческой игры на тему "Полёт в космос".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с космосом

В Федеральных Государственных Требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что  достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому представленный в документе портрет выпускника ДОУ включает в себя интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы:

  1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  2. любознательный, активный;  
  3. эмоционально отзывчивый;
  4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту;
  7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
  9. овладевший необходимыми умениями и навыками.

Формирование личностных качеств у дошкольников требует комплексного подхода к решению обозначенной проблемы. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста представлено интеллектуальным, эмоциональным и практически-действенным компонентом.

Интеллектуальный компонент предполагает наличие знаний о разных сторонах социальной действительности. Здесь важным является отбор материала в соответствии с возрастом, доступность информации и в то же время избегание явления «всё известно». Дошкольникам должен быть интересен и понятен предлагаемый материал. Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и  будет способствовать  развитию детской любознательности и активности.

Эмоциональный компонент призван обеспечить проникновение знаний в сферу чувств и переживаний. Эмоциональное реагирование детей обеспечивается использованием в ходе реализации образовательных задач средств материальной и духовной культуры. Кратчайшим путём донесения до души, до сознания  ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины и т.д. Поэтому целесообразным в ознакомлении детей с космосом и космонавтами является использование познавательных сказок (в том числе и составленных самостоятельно), слайд-презентаций, слушание и пение песен о космосе и космонавтах (дошкольники с удовольствием поют прослушанные строки: «Знаете, каким он парнем был! Как на лёд он с клюшкой выходил, как он песни пел, весел был и смел…») и др.

Практичеки-действенный компонент представлен практическими действиями детей, спектр которых достаточно широк. Это игры, рисование, лепка, конструирование, моделирование, экспериментирование и др.

Знания, которыми представлен интеллектуальный компонент, с одной стороны, имеют прямой выход на ближнюю деятельность, с другой стороны, знания будут служить багажом для перспективной деятельности и развития. Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимают эмоционально, с большим интересом. Эти знания дети отражают в сюжетно-ролевой игре «Мы - космонавты», «Полёт на Марс», рисуют и лепят ракету, космонавта в скафандре, делают летательные аппараты из бросового материала и т.д. Кроме того, эти знания формируют нравственный идеал ребёнка и мотивируют поступки, деятельность, социальный и профессиональный выбор в будущем.

Тема космоса максимально может быть реализована в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми, как того требует ФГТ ООП ДО. В работах Н.А. Коротковой, И.А. Модиной, Е.Г. Юдиной и др. определены  сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей: наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской  формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Именно с учётом таких положений должна организовываться  непосредственно образовательная деятельность, к которой ФГТ относит игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы. Важно не просто организовать детские виды деятельности, а найти адекватные возрасту формы активности. Учитывая принцип интеграции и принцип комплекно-тематического построения образовательного процесса по теме «Космос» можно предложить к  использованию следующие формы активной детской деятельности.

  1. Двигательная: подвижные игры, игровые упражнения, соревнования («Раз, два, мы – на старте», «Подготовка  к полёту», «Кто сильнее», «Перетягивание каната», «Кто быстрее?», «Самые ловкие» и т.д.)
  2. Игровая: сюжетно-ролевые игры и игры со строительным материалом («Мы - космонавты», «Полёт на Марс», «Полёт в космос)».
  3. Продуктивная: реализация проекта «Космический корабль», «Питание  в космосе», «Планеты», «Огненное око», мастерская по изготовлению луноходов, мастерская по изготовлению летательных аппаратов и др.
  4. Коммуникативная: составление и отгадывание загадок о звёздах и планетах, беседа о Ю.А.Гагарине, общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите».
  5. Трудовая: хозяйственно-бытовой труд «Приведи в порядок свою планету», ручной труд «Ракеты – луноходы - корабли», труд в природе «Исследователи на грядке», самообслуживание «Космонавт всегда в порядке».
  6. Познавательно-исследовательская: экспериментирование «Невесомость в космосе» (вода, масло, спирт); решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр?»; коллекционирование картинок и фотографий космонавтов, космических летательных аппаратов; моделирование «Космические ракеты», экскурсия на фотовыставку «Покорение космоса», просмотр слайд-презентации «Ю.А.Гагарин – первый в мире космонавт».
  7. Художественно-музыкальная: слушание и исполнение песен, посвящённых космосу, ритм-танец «Перед стартом».
  8. Чтение художественной литературы: чтение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Вижу Землю», Ю. Нагибина «Рассказы о Ю.Гагарине», научно-познавательной сказки «Звезда по имени Солнце» (Приложение)

Искусство воспитателя заключается в умелом сочетании форм и методов работы, их соответствию возрастным особенностям дошкольников.

Таранова В.Ф., преподаватель педагогики

Белгородского

педагогического колледжа

Проект  творческой игры «Полёт в космос»

Участники проекта: воспитатель и дети подготовительной  группы

Цель:

  1. развивать творческое воображение, способность действовать в воображаемом плане, используя предметы-заместители;
  2. закрепить знания детей о космосе и космонавтах;
  3. совершенствовать навыки строительства ракеты по рисункам, чертежам;
  4. воспитывать доброжелательные отношения, умение договариваться друг с другом.

Роли: летчик-космонавт, бортинженер, врач, учёный, тележурналист, работник центра управления полётом, артисты.

Оборудование: строительный материал; элементы костюма в соответствии с ролью; верёвки (для крепления в космосе); мини-микрофон с креплением; видеокамера и фотоаппарат для тележурналиста; фонендоскоп и лекарство для врача; игрушечная собачка, насекомые, растения для опытов учёного; панно-картины на тему космоса.

Предварительный этап

Карта детских идей

Создание поисково-проблемной ситуации для выяснения знаний детей о космосе и генерации детских идей. Дети сидят на ковре вместе с воспитателем, задающим вопросы. Дети говорят всё, что знают о космосе. Обобщая ответы, воспитатель на белой бумаге (доске) фломастером рисует «карту детских идей», записывая ключевые слова.

 Карта может выглядеть так:

космодром

ракета

 

        

космос

полёт на марс

космонавт

Потом детские  идеи иллюстрируются с помощью картинок или рисунков.

С учётом детских интересов проводится работа, направленная на расширение представлений о космосе.

Чтение отрывка из книги В.Севастьянова «В космос»

Осуществилась заветная мечта человека – полёт к звёздам! Советские люди создали космический корабль-спутник «Восток», установили его на исполинскую ракету, и 12 апреля 1961 года самый смелый из людей, космонавт Юрий Гагарин, впервые в мире полетел на этом корабле в Космос. Он облетел нашу Землю всего за 108 минут.

        С 1961 года в нашей стране было построено много разных космических кораблей – «Восток», «Восход», «Союз». Уже несколько десятков советских космонавтов, и среди них одна женщина – Валентина Николаевна Терешкова, облетели Землю. А космонавт Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый Космос.

Вопросы:

  1. как назывались космические корабли?
  2. могут ли летать женщины в космос?
  3. кто из космонавтов впервые вышел в открытый космос?

Чтение отрывка из журнала «Мурзилка» № 4, 1986 год

         Много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведут наблюдения за Солнцем, планетами, звёздами. Они собирают сведения о погоде на Земле. Через спутники связи передаются радио- и телепередачи, ведутся телефонные переговоры. И если ты, дружок, живёшь на Севере, а по телефону разговариваешь со своей бабушкой – москвичкой, знай: твой голос направляет специальная аппаратура на спутник связи, а оттуда – в Москву.

Спутники, космические корабли ведут разведку полезных ископаемых Земли.

На самих космических станциях космонавты, кроме того, что управляют полётом, ведут научные работы.

Космонавты выращивают растения, исследуют, как ведут себя в космосе живые организмы.

В 1975 году произошла стыковка советского корабля «Союз -19» и американского «Аполлон». Этот совместный полёт показал: оказание помощи в Космосе возможно.

Вопросы:

  1. Что делают космонавты в космосе?
  2. Что значит стыковка кораблей  в космосе?
  3. Как вы думаете, зачем она нужна? Какие корабли стыковались?

Рассказ воспитателя о планетах Юпитере, Сатурне, Марсе и звездах, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях.

Примерный рассказ воспитателя о Луне.

Луна намного меньше  и легче Земли. Поэтому сила лунного притяжения намного меньше. На Луне можно подпрыгнуть в шесть раз выше, чем на Земле. Днём на Луне невыносимо жарко – 130 градусов. Зато ночью наступает ледяной холод – минус 170 градусов. 20 июля 1969 года американская лунная кабина опустилась на Луну. Астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на лунную поверхность.  

Подвижные игры-тренировки «по подготовке в космос»: «Кто сильнее?» (перетягивание каната), «Кто быстрее?» (эстафеты с мячом) и т.д.

Продуктивная деятельность «Конструкторское бюро»

-Дети, помните, мы читали с вами рассказ  о конструкторе Сергее Павловиче Королёве. Он создал ракету для полёта в космос. Вы хотите быть конструкторами? У нас открывается конструкторское бюро. Видите, на столах лежат листы бумаги, карандаши, фломастеры, линейки, треугольники. Догадались, что мы будем рисовать и чертить? (ракету). Дети придумывают свой вариант ракеты для полёта в космос, придумывают название.

Подбор материалов для игры, подготовка декораций и атрибутов.

Ход игры

-Дети, хотите полететь в космос?

- На чём в космос летают? (на ракете)

-Давайте построим ракету по вашему рисунку (чертежу)

Дети строят космический корабль из модулей и строительного материала. Воспитатель при необходимости берёт на себя роль начальника строительства. После завершения строительства воспитатель предлагает вспомнить, как назывались корабли, о которых детям читали рассказы.  Предлагается назвать  свой космический корабль.

Распределение ролей.

-Дети, помните, мы с вами читали о том, что в космос летит лётчик-космонавт и бортинженер.  Кто полетит в космос на нашей ракете? Может, у нас будет космическое путешествие и нам нужны будут космонавты разных специальностей?

Предполагаемые   роли:

  1. летчик-космонавт (управляет ракетой),
  2. бортинженер (следит за оборудованием, держит связь с Землёй),
  3.  врач (следит за здоровьем всех участников полёта),
  4.  учёный (проводит исследования погоды, наблюдает за звёздами, Солнцем), берёт с  собой в полёт образцы растений,  насекомых, животных (собаку)
  5.  тележурналист  (снимает фильм о космосе)
  6. работник центра управления полётом (эту роль целесообразнее брать на себя воспитателю)

Сюжетные линии для обыгрывания

(Слова и действия участников игры направляет и стимулирует воспитатель «из центра управления полётом»)

  1. Все садятся в ракету, занимают свои места. Воспитатель  «из центра управления полётом» отдаёт команду: «5,4,3,2,1 – пуск!»
  1. Летчик- космонавт  сообщает, что полёт начался, управляет ракетой. Бортинженер сообщает, что корабль вышел на орбиту и ракета летит вокруг Земли.
  2. Запрос учёному: что он видит? Учёный сообщает о звёздах, ярком свете Солнца, Луне, Юпитере, Сатурне, Марсе.
  3. Запрос из центра управления полётом: сообщить, как себя чувствует собака, что она делает, что ест?
  4. Врач обследует участников полёта и сообщает на Землю о состоянии здоровья.
  5. Из  центра управления полётом сообщают, что есть проблема с космическим кораблём – нужен выход в открытый космос.
  6. Бортинженер готовится к выходу в открытый космос, проверяет скафандр, берёт запасной кислород, проверяет крепление и связь. За бортом корабля устраняет неполадки.
  7. Тележурналист ведёт съёмку выхода в открытый космос.
  8. На корабле обед. Все участники полёта достают космическую еду. Рассказывают друг другу, какая у них любимая еда на земле.
  9. Из центра управления полётом сообщают о предстоящем сеансе связи с Землёй. Лётчика-космонавта  хотят поздравить с днём рождения. В центр управления полётом приедут известные артисты, они будут петь песни для  именинника.
  10. Возникает другая сюжетная линия, добавляются роли артистов (певцы и певицы).
  11. Пока на борту корабля идет обед и послеобеденный отдых,  артисты репетируют, надевают костюмы, вызывают такси, едут в центр управления полётом. Приезжают, поют для космонавтов песни, подпевать могут все.
  12. Космонавты готовятся к возвращению на Землю, ракета приземляется в заданном районе.
  13. Появляется новая сюжетная линия и новые роли (руководители полёта, врачи, водитель):  встречают космонавтов, помогают им выйти из космического  корабля, фотографируют,  сажают в автобус, везут в восстановительный центр.
  14. Новый сюжет: врачи, психолог, массажист восстанавливают здоровье космонавтов после полёта.

Заключительный этап

  1. запечатление ракеты  и детей на фотографии;
  2. обсуждение игры;
  3. сбор оборудования и атрибутов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению детей подготовительного дошкольного возраста с космосом «Путешествие в космические дали»

Для лучшего  освоения детьми подготовительной  группы материалов по разделу «Окружающий мир», тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личн...

Проект по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с космосом «Путешествие в космические дали»

Предлагаю вашему вниманию проект по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с космосом «Путешествие в космические дали». Проект краткосрочный...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом

Для лучшего  освоения детьми старшей  группы материалов по разделу «Окружающий мир» тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-орие...

Роль проектной деятельности в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом.

С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а п...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с космосом «Путешествие в космические дали»

Дошкольный возраст – важный период в  жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Роль проектной деятельности в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом

презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) по теме С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....