Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Перспктивное планирование во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром О.В.Дыбина по программе М.А.Васильевой . А также перспективный план по развитию речи во второй младшей группе по программе М.А.Васильевой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

месяц

занятия

тема

программное

содержание

материал

сентябрь

№1

«Транспорт»

Учить детей определять и различать транспорт , виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)

Картинки с изображением самолёта, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки-самолёт, автомобиль, автобус.

№2

«Мебель»

Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам.

 

Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей ( огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.

№3

«Папа, мама, я – семья»

Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребёнка интерес к собственному имени.

Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы.

октябрь

№4

«Одежда»

Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.

Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).

№5

«Чудесный мешочек»

Дать детям понять о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.

Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварёшка, нож, ложка, вилка) и муляжа овощей (морковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир».

№6

«Кто в домике живёт?»

Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты  их характера, особенности поведения.

Домик, кукла Катя.

ноябрь

№7

«Помогите Незнайке»

Побуждать детей  определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Картинки с изображением цветов  (одуванчик, ромашках, роза, колокольчик, ландыш), предметов одежды (пальто, платье, рубашка, юбка, шуба), один большой конверт, два маленьких конверта с условными символами: «рукотворный мир» - человек и «природный мир» - дерево).

№8

«Теремок»

Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

Деревянные брусочки.

№9

«Варвара-краса, длинная коса»

Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своём любимом ребёнке; мама умеет всё - девочкам заплетает косички, завязывает красивые бантики, мальчикам делает модельные стрижки, причёсывает; мама трудолюбивая, аккуратная – следит за волосами детей, моет их, вытирает, расчёсывает – она парикмахер в своём доме. Формировать уважение к маме.

Предметы для ухода за волосами; три сумочки: в первой предметы для шитья (нитки, ножницы, игольница, пуговица), во второй предметы для ремонта (молоток, клещи, гвозди), в третьей – предметы для ухода за волосами.

декабрь

№10

«Найди предметы

рукотворного мира»

Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Две маленькие коробочки с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (кувшин, сковородка, тарелка,  кружка, ложка, вилка) и животных (белка, ёж, заяц, кошка, собака).

№11

«Хорошо у нас в детском саду»

Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Письмо с приглашением на экскурсию по детскому саду.

№12

«Наш зайчонок заболел»

Дать детям представление о том, что  мама проявляет заботу о своей семье, о своём любимом ребёнке;  мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру ставить горчичники и т.д. – она доктор и медсестра в своём доме. Формировать уважение к маме.

Сумка доктора Айболита с предметами (градусник, горчичники, йод и т.д.) зайчик (игрушка).

январь

№13

«Деревянный брусочек»

Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, не тонет); учить выделять признаки дерева.

Кукла, деревянные брусочки (по количеству детей), предметы, сделанные из дерева (ложка, карандаш, матрёшка, стул); ёмкость с водой.

№14

«Приключение в комнате»

Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит бельё). Воспитывать уважение к маме, желание помогать ей.

2Живая картина» - «комната» (или фланелеграф) с плоскостными картинками: мебель, мольберт, котёнок, корзина, клубочки, цветы на подоконнике, предметы – помощники в домашнем хозяйстве, фигурка мамы.

№15

«Радио»

Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.

Микрофон; предметные картинки (яблоко, ботинок, стул, кастрюля, мяч, цветок, огурец, смородина, кот, шуба); алгоритм описания предмета; две карточки с условными символами: «рукотворный мир» человек и «природный мир» - дерево.

февраль

№16

«Смешной рисунок»

Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой её поверхности.

Чистые листы бумаги, краски, карандаши, кисти.

№17

«Мой родной город»

Учить детей называть родной город (посёлок). Дать элементарные представления о родном городе (посёлке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, много этажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу.

Фотографии домов, в которых живут дети, здание детского сада иллюстрации с изображением различных домов (деревянные , кирпичные),улиц, деревьев, машин; письмо от Незнайки.

№18

«Вот какая мама, золотая прямо!»

Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества. Воспитывать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Кукла Катя, вязаные шапочка и шарфик, кукла в новом платье, коврик, отремонтированная кукольная коляска или игрушечная машина.

№19

«Золотая мама»

Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой её поверхности.

Кукла Катя, одежда для куклы (белая сорочка, чулочки, красное в горошек платье, туфли).

март

№20

«Как мы с фунтиком возили

песок»

Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз, людей – он шофёр в своём доме. Формировать уважение к папе.

 

Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофёром и машиной, отцов и дедушек ребят.

№21

«Что мы делаем в детском

саду»

Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей; учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

Колобок (игрушка), фотографии детей группы, воспитателей и няни.

апрель

№22

«Тарелочка из глины»

Знакомить детей со свойствами глины, со структурой её поверхности.

Сухая глина, ёмкость для замешивания, песок, глиняная посуда.

№23

«Няня моет посуду»

Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощником воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя, к его труду.

Кукла Катя, фотографии.

№24

«Что лучше: бумага или ткань?»

Закреплять знание детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношение между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета.

Кукла Даша, сделанная из ткани; кукла Маша, сделанная из бумаги; образцы бумаги и ткани; ёмкость с водой; утюг, бумажные платья – силуэты.

май

№25

«Подарки для медвежонка»

Закреплять знания детей о свойствах материалов, структуре их поверхности; совершенствовать умение различать материалы, производить с ними разные действия.

Медвежонок (игрушка), столик из бумаги, столик из дерева, одежда для медвежонка.

№26

«Подарок для крокодила Гены»

Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Мука, дрожжи, сахар, молоко, картофельная начинка для пирожков; Чебурашка  (игрушка).

№27

«Опиши предмет»

Совершенствовать умение детей выделять существенные признаки предметов, устанавливать элементарные причинно – следственные связи между предметами.

Алгоритм описания предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру, цвет, форма, основные части, размер, лёгкий или тяжёлый, материал, назначение; кукла; коробка с кукольной обувью (тапочки, сапожки, туфли, ботинки) и одеждой ( платье, кофта, колготы, пальто, шапка, варежки, трусики); два подноса; корзина с муляжами овощей (морковь, помидор, свекла, лук, капуста) и фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон).

Источник: Дыбина О.В.        Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада

 

                «Программа воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А.Васильевой , В.В.Гербовой , Т.С.Комаровой

месяц

занятия

тема

цель

источник

сентябрь

№1

«Кто у нас хороший ,кто у нас пригожий»

Чтение стихотворения С.Чёрного «Приставалка»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры);  помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребёнок, и взрослые их любят.

В.В. Гербова.

стр. 26-29

№2

Чтение русской народной сказки

«Кот, петух и лиса»

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обработка. М. Боголюбской).

В. В. Гербова

стр 29-30

№3

Звуковая культура речи: звуки а, у.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звуков аи у (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.

В. В. Гербова

стр30 - 32

№4

Звуковая культура речи: звук у

Упражнять детей в чёткой артикуляции звука у  (изолированного , в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).

В.В.Гербова

стр 32 - 33

октябрь

№5

Дидактическая игра «Чья вещь?».

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

В.В.Гербова

стр 34-36

№6

Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Познакомить со сказкой  «Колобок» (обработка К.Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

В.В.Гербова

стр 37

№7

Звуковая культура речи: звук о.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать чёткое произношение звука о.

В.В.Гербова

стр 37-38

№8

Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик» Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила….»

Помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева  «Осень наступила». При восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

 

В.В.Гербова

стр 38-39

ноябрь

№9

Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

В.В.Гербова

стр 40

ноябрь

№10

Звуковая культура речи: звук  и

Упражнять детей в чётком и правильном произношении звука и (изолированного , в словосочетаниях , в словах).  

В.В.Гербова

стр  41-42

№11

Рассматривание сюжетных картин

(по выбору педагога)

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детёнышей животных, правильно и чётко проговаривать слова со звуками к  , т.

В.В.Гербова

стр 42-44

№12

Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке»

Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С.Маршака.

В.В.Гербова

стр  45

декабрь

№13

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обработка М.Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.

В.В.Гербова

стр 49-50

№14

Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком  э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

В.В.Гербова

стр  50-51

№15

Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идёт», стихотворения А.Босева «Трое»

Познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идёт», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева «Трое» (пер. с болг. В.Викторова).

В.В.Гербова

стр  51-52  

№16

Игра – инсценировка «У матрёшки – новоселье»

Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета.

В.В.Гербова

стр 52-53

январь

№17

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» , вызвать желание послушать её ещё раз, поиграть в сказку.

В.В.Гербова

стр  53-54

№18

Рассматривание  иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога)

Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.  

В.В.Гербова

стр 54-56

№19

Звуковая культура речи: звуки м и мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.

В.В.Гербова

стр 56-57

№20

Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая  игра  «Ярмарка»

Упражнять в отчётливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуком п , пь.

В.В.Гербова

стр 57-59

№21

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц», помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

В.В.Гербова

стр  59

февраль

№22

Звуковая культура речи: звуки  б , бь.

Упражнять детей в правильном произношении звуков б , бь (в звукосочетаниях, словах, фразах)

В.В.Гербова

стр  60-61

№23

Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки распетушились»

Помочь детям запомнить стихотворение В.Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его.

В.В.Гербова

стр 61-62

№24

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).

В.В.Гербова

стр  62-63

март

№25

Чтение стихотворения И.Косякова «Всё она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что..»

Познакомить детей со стихотворением И.Косякова «Всё она». Совершенствовать диалогическую речь малышей.

В.В.Гербова

стр 64-65

№26

Звуковая культура речи: звуки т, п, к.

Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчётливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.

В.В.Гербова

стр 65-67

№27

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М.Серова). помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.

В.В.Гербова

стр 67-68

март

№28

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).

Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»)

Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить её тему и конкретизировать  действие и взаимоотношение персонажей. Отрабатывать правильное и отчётливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризировать местоположение предметов).

В.В.Гербова

стр 68-70

апрель

№29

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Познакомить детей со стихотворением А.Пещеева  «Весна» . учить называть признаки времен  года.

В.В.Гербова

стр 70-71

№30

Звуковая культура речи: звук ф

Учить детей отчётливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

В.В.Гербова

стр 71-72

№31

Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка – рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.

В.В.Гербова

стр 73-75

№32

Звуковая культура речи: звук с

Отрабатывать чёткое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог.

В.В.Гербова

стр 75-76

май

№33

Чтение русской народной сказки «Бычок-чёрный бочок, белые копытца». Литературная викторина

 

Познакомить с русской народной сказкой «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.

В.В.Гербова

стр 76-77

№34

Звуковая культура речи: звук з

Упражнять детей в чётком произношении звука з

В.В.Гербова

стр  77-78

№35

Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья»

Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течении года; запомнить новое стихотворение.

В.В.Гербова

стр 78-79

№36

Звуковая культура речи: звук ц

Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний;  учить изменять темп речи.

В.В.Гербова

стр 79-81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы

Календарно-перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы...

Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....