Свет, да будет свет!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ломова Елена Николаевна

Конспект позновательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svet_da_budet_svet.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ    ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД  №  29

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                   

   

Конспект  

познавательно-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста

«Свет, да будет свет!»

                           http://im0-tub.yandex.net/i?id=163761144-13

                                                           Составитель:

                                                                           Ломова Е.Н.

                          воспитатель

                                                                   первой квалификационной категории

Санкт-Петербург

2011

Конспект  

познавательно-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста

«Свет, да будет свет!»

                            Составитель:

                            Ломова Е.Н.

                             воспитатель

                                                                       первой квалификационной категории

Цель:

  1. Вызвать у детей желание узнать новое, неизведанное.
  2. Закрепление знание детей о значении солнца (свет, тепло) на планете Земля. Закрепление знания детей об изменениях, происходящих в природе, связанных с изменением светового дня.
  3. Ознакомление детей с элементарным понятием «электричество».
  4. Формирование у детей первоначальных представлений о возникновении и совершенствовании приборов в истории человека.
  5. Формирование основ безопасности при взаимодействии с электричеством.

Оборудование: Макеты солнца и электрической лампочки; таблички с надписями естественный и искусственный свет; изображение лампочки и солнца; аудиозапись об истории возникновения лампочки; модель суток (в осенний период); изображение костра, факела, свечи, керосиновой лампы, электрической лампы; фонарик; батарейки на каждого ребенка; воздушные шарики на каждого ребенка; расчески на каждого ребенка; рабочие карты «Кому какой свет нужен»; мнемотаблицы «Солнечный свет» и «Электрический свет»; электрическая лампочка -  персонаж.

Предварительная работа: Чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций в энциклопедической и справочной литературе; разучивание сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце»; изготовление макетов; наблюдение за сезонными изменениями на прогулке; работа с календарем погоды; моделирование; экспериментирование, экскурсии в лесопарк Александрино.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и отгадать загадки.

Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки отгадать.

Загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

        (Солнце)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

        (Электрическая лампочка)

Загадки вы отгадали правильно. Письмо нам действительно пришло от солнца и электрической лампочки. Ребята давайте прочитаем письмо и узнаем, что случилось.

Педагог читает письмо.

После чтения письма появляются персонажи : Солнце, Электрическая лампочка.

- Ребята поможем разрешить спор солнца и электрической лампочки? (Да)

- Давайте с вами, для начала определим, как называется свет, исходящий от солнца (Естественный, Солнечный)

- Правильно! А как называется свет исходящий от электрической лампочки (Искусственный).

- Правильно! Давайте с вами сделаем вывод: свет может быть естественный и искусственный.

Педагог выкладывает на коврографе две таблички.

Естественный                                                Искусственный

- Ребята, а теперь подумайте, какую роль на планете Земля выполняет солнце как источник света? (освещает нам дорогу, помогает видеть все вокруг, помогает расти растениям.)

- Правильно! Почти весь свет мы получаем от Солнца.

На коврографе выкладывается схема смены дня и ночи.

- Ребята, а как вы думаете, из-за чего происходит смена дня и ночи? (Наша планета Земля вращается вокруг своей оси).

- Правильно! Вспомните, мы с вами наблюдали за тем, как располагается солнце относительно нашего детского сада. Утром солнце встает на востоке, а вечером на западе.

На коврографе вывешивается схема садика и движение солнца вокруг него.

В рабочих тетрадях мы с вами фиксировали результаты наблюдений за погодой и за сезонными изменениями в природе. В результате таких наблюдений мы смогли сделать модель суточных изменений продолжительности дня и ночи в осенний, зимний и весенний периоды.

 На коврограф выкладывается модели продолжительности дня и ночи.

- Ребята давайте рассмотрим модели.

- Посмотрите, как часто мы включали свет в осенний период, что происходит? (Ночь становится длиннее, а день короче).

- Правильно! А теперь посмотрите, что у нас происходит в зимний период (Ночь стала еще длиннее, а день еще короче).

- Правильно! А что же у нас происходит в весенний период (Ночь становится короче, а день длиннее).

- Молодцы! Сделали правильный вывод.

- Оказывается свет имеет для жизни растений, животных и человека огромную роль: все живое реагирует на изменения количества солнечного света.

Вывешивается мнемотаблица.

- Давайте рассмотрим нашу таблицу. Какие изменения происходят в каждом сезоне.

- Посмотрите какие изменения происходят в осенний период (Листья на деревьях желтеют и опадают, птицы улетают на юг, звери делают заготовки на зиму, люди в домах чаще зажигают свет).

- Правильно! А какие изменения происходят в зимний период (На деревьях нет листвы, звери поменяли окраску, некоторые впали в спячку, у людей более длительное время горит свет.)

- Правильно! А теперь давайте посмотрим, что же происходит в весенний период (Природа оживает, на деревьях появляются листочки, птицы возвращаются с теплых стран, звери просыпаются, меняют окраску).

- Какой вывод мы с вами можем сделать? (С уменьшением светового, солнечного дня все в природе изменяется).

- А что делают люди когда становится темно? (зажигают электрические лампочки и делают все при искусственном освещении).

Игра  «Хорошо ли жить без света»

А теперь я предлагаю вам поиграть.

Предложить детям войти в комнату и выключить свет. Зажечь свет – пройти обратно и спросить у детей:

- Что они видели в темноте?

- Что слышали?

- Что почувствовали?

- Мы выяснили, что неприятно, страшно находиться в темном помещении.

Обсуждение:

- Ребята скажите, хорошо ли без дневного, солнечного света? (Плохо.)

- А что вам не понравилось? (Ответы детей)

- Вот поэтому люди стали использовать как источник света, вначале костер, затем лучину, потом появились свечи, затем керосиновая лампочка, а потом придумали электрическую лампочку. И сейчас мы с вами услышим рассказ о том, откуда к нам пришла электрическая лампочка.

Рассказ (аудиозапись) – история возникновения лампочки.

- Мы с вами прослушали рассказ «электрической лампочки», а теперь должны выяснить, какие условия  необходимы, для того, чтобы электрическая лампа горела. Я предлагаю разобраться всем вместе.

- У меня есть модель, с помощью которой мы выясним, каким образом загорается лампочка (откуда в лампочке появляется свет). Рассмотрим, из чего состоит модель: батарейка, лампочка, провода.

- Сейчас, я стану фокусником. С помощью волшебной скрепки я зажгу лампочку. Почему загорелась лампочка? С помощью волшебной скрепки я оживила батарейку, батарейка является кладовой энергии. Батарейка  «проснулась» и передала свою энергию по проводам лампочке, и лампочка загорелась  Так появился искусственный свет.

- Ребята, а откуда в наши дома приходит электричество? (с больших электростанций по проводам).

- А в природе, можно встретить электричество? (Да во время грозы, когда сверкает молния).

- Правильно! Молния – это тоже разряд электричества (Показ картинки с изображениям молнии).

- А на себе вы когда-нибудь ощущали легкий треск, например, когда снимали свитер? (Да).

- Да. Это тоже электричество. Когда снимаешь шерстяную одежду, можно услышать легкое потрескивание.

- Сейчас я предлагаю вам стать фокусниками.

  1. Опыт. «Электрическая расческа».
  2. Опыт. «Волшебный шарик».

- Из того, что мы с вами увидели можно сделать вывод, что вещи, волосы, наше тело электризуется.

- В нашей группе тоже есть электричество. По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (розетка, выключатели, провода).

- Правильно! Электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все приборы.

- Молодцы!

Итог.

- Теперь мы с вами берем в руки рабочие листы. Рассмотрите их внимательно. Вам необходимо провести стрелочки красного цвета к тем изображениям, которым необходим солнечный свет, а стрелочками синего цвета к тем изображениям, которым нужен электрический свет. (Подсказка: к одной картинке, могут идти две стрелочки разного цвета).

- Электрически свет нужен?

- Солнечный свет нужен?

- Из этого мы с вами можем сделать вывод, что в нашей жизни необходим как солнечный свет, так и электрический свет.

- А теперь я предлагаю вам послушать Максима, он нам расскажет о том, что он узнал на занятии о солнечном свете. А Лера – об электрическом свете.

Рассказ по мнемотаблице.

- Ребята, получилось у нас разрешить спор, между солнцем и электрической лампочкой? (Да).

- Так кто главнее солнце или электрическая лампочка? (Они оба главные).

- Понравилось вам занятие? (Да).

- Молодцы!

- И в конце нашего занятия послушайте стихотворение.

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Если скучно стало,

Начинай сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Да будет свет"

История электрической лампочки....

Конспект организованной деятельности по познавательному развитию " Да будет Свет!"

Конспет образовательной деятельности содержит в себе задачи по формированию у детей экологического сознания....