Интегрированное занятие "Подснежник" (подг. группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Проводится вместе с музыкальным работником

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_podsnezhnik.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программные задачи.

Развивающие. Развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления; умение выделять главное, отображать в работах художественные и музыкальные образы.

Воспитательные. Прививать любовь к живой природе - бережно относиться к подснежникам.

Образовательные. Формировать творческие способности детей. С помощью интонации передавать характер песни. Слаженно, выразительно играть на детских музыкальных инструментах, передавать веселый характер произведения «Вальс-шутка» Д. Шостаковича. Передавать в движении, пластике характер пьесы «Подснежник» П. Чайковского.

Вызывать эмоциональный отклик при рассматривании иллюстраций, прослушивании музыкальных произведений. Показать синтез художественного слова, музыки, пластики, живописи, конструирования.

Учить самостоятельно придумывать небольшие рассказы о весне, о подснежнике, песенки на заданные слова, на собственный текст. Упражнять в связной речи. Обогащать словарный запас детей (проталина, граттаж, оригами, кров, удалец, лазурный, вешний).

Стимулировать желание детей создать цветы подснежники с помощью разных техник рисования и конструирования из бумаги.

Оборудование.

  • Грамзапись произведений: «Подснежник» П. Чайковского, «Утро» Э. Грига, «Весна» Г. Свиридова.
  • Фрагмент мультипликационного фильма «Двенадцать месяцев».
  • Стихотворения И. Иовлева, В. Суслова, Л. Яхнина, В. Степанова, Н. Ашукина,  Г. Виеру.
  • Репродукции картин: «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Большая вода» И.Левитана,  «Подснежники» А. Грицая. Работы художников-фотографов. Картины современных художников.
  • Тонированные листы бумаги, кисти, гуашь, акварельные краски, баночки с водой, тряпочки, подставки под кисти, клей, проволока, бумага, палочки.
  • Музыкальные инструменты.
  • Цветы-подснежники,  выполненные из белой капроновой ленты или ткани - «сеточка» для танца-импровизации.
  • Предварительная работа: беседа о весне, о подснежниках; заучивание стихотворений; чтение книги Л. Ладонщикова «Первый весенний цветок»; сказки С. Я. Маршака «12 месяцев»; прослушивание произведения П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник»; дидактическая игра «Цветочные полянки».

Содержание.

У центральной стены зала стоят большие мольберты с прикрепленными на них ватманскими листами для коллективной работы над весенним пейзажем с подснежниками. С левой стороны зала расставлены столы и стулья, за которыми дети могли бы мастерить подснежники из гофрированной бумаги, а также в технике «оригами»; на столах разложен необходимый для этого материал.

Справа от центральной стены - столы, за которыми дети будут выполнять красочные открытки с изображением подснежников в разных техниках рисования: «граттаж», «восковые мелки и акварель», «свеча и акварель».

В зале в удобном месте расположен телевизор для просмотра мультфильма.

I часть занятия.

Негромко звучит музыка «Утро» Э. Грига. Дети входят в зал, свободно группируясь, рассматривают его. Музыка затихает, умолкает.

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из рассказа (дети садятся на ковер).

«Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка, на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется: «А не рано ли я проснулся? Нет не рано, пора-пора, запели птицы».

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в рассказе? Как вы догадались? А какое сейчас время года? Почему вы так думаете? (Дети называют приметы весны.)

Послушайте загадку:

Хорошо гулять в лесу!

Тихо... Утро раннее.

Чудо-песенка звенит

На лесной проталине,

Чей-то нежный голосок

Еле-еле слышен -

Кто, расправив лепестки,

Из-под снега вышел?

              (Я. Френкель)

Вы отгадали эту загадку? Правильно, это подснежник. О каком цветке говорится в рассказе? (О подснежнике.) Почему он так называется? (Он появляется из-под снега.)

Подснежники появляются в лесу на проталинках, растут подснежники на полянках. Скажите, ребята, а можно ли их рвать? Почему? (Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с подснежниками чуть-чуть осталось. Некоторые люди не знают, что цветов этих мало, и рвут их, рвут, везут в больших коробках и продают. В каждой коробке умещается целая маленькая полянка подснежников. Может наступить день, когда мы увидим лишь голую землю без цветов.)

Подумайте, как можно спасти подснежники. Ведь многие любят дарить их на праздник 8 Марта. (Можно рассказать своим друзьям, брату, сестре, маме, папе, бабушке, дедушке про то, что случится с весенними цветами, если люди  будут рвать их дальше. Можно нарисовать подснежники и подарить рисунок маме вместо живых цветов на 8 Марта?)

Вы знаете стихи о подснежниках? Прочтите их.

Дети читают по желанию и по выбору стихи, которые заранее выучили в группе.

     Б. Иовлев

Под кровом леса снежного

Он вырос невысок.

Ласкает солнце нежное

Теплом своим цветок.

Он, словно небо ясное,

Такой же голубой.

Его весна прекрасная

К нам принесла с собой.

     В. Степанов

Под ногой трещит валежник,

Лес весну встречать готов.

Распускается подснежник,

Самый первый из цветов.

     В. Суслов

На поляне лесной,

Где ручей резвился,

Вдруг подснежник голубой

Сквозь снежок пробился.

     Л. Яхнин

Синее небо. Синие тени,

Синие реки сбросили лед.

Синий подснежник,

Житель весенний,

На синей проталинке

Смело растет.

     Н. Ашукин

Вчера веселый дождь, смеясь,

Шумел, сверкая, над лугами,

Играло солнце, золотясь,

Его прозрачными сетями.

И вот сегодня у окна,

Вся легкая и голубая,

Смеется девочка-весна,

Подснежники бросая.

     

      Г. Виеру

Будто нарисован мелом,

Из-под снега, наконец,

Вылез он в берете белом,

Хоть и мал, да удалец!

Сонно жмурится

               подснежник.

Он на цыпочки привстал

Под лазурным

           небом вешним:

- Я успел? Иль опоздал?

     Е.Серова

Солнце елочки пригрело,

Сосны и валежники.

На полянку вышли смело

Первые подснежники.

Распрямились, расцвели

В эти дни весенние

Дети нежные земли –

Всем на удивление.

На проталинке стоят,

На ветру качаются,

Словно звездочки, горят,

Лесу улыбаются.

Иногда дожди идут

И снежинки падают,

А подснежники цветут,

Мир собою радуют.

Воспитатель: Какие замечательные стихи вы знаете о подснежниках. Каким его изображают поэты? (Он самый первый из цветов, он приносит радость, он нежный, его ласкает солнце. Но подснежник гордый и смелый, растет прямо из-под снега, не боится холода.)

Скажите, а как вы понимаете такие слова: проталина, кров, удалец, лазурный, вешний? (Ответы детей.)

Вспомните, в какой сказке говорится о подснежниках? {«Двенадцать месяцев».) Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма. (Дети смотрят в видеозаписи фрагмент из мультфильма «Двенадцать месяцев», который им демонстрируется впервые.)

В этой сказке девочка нарвала целую корзину подснежников, но ведь их рвать нельзя. Как вы думаете, почему она так сделала? (Дети высказывают свои предположения.)

Нежный цветок подснежник изображали композиторы, художники, поэты, писатели. Давайте и мы с вами придумаем маленькие рассказы о весне и подснежниках. (Дети сочиняют короткие рассказы.)

Как вы думаете, ребята, почему подснежник так нравится людям? Что в нем необычного? (Он хоть и нежный, хрупкий, но гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувает холодный ветер, но он не боится, а гордо стоит на своей тонкой ножке.)

Правильно. А еще его люди любят потому, что он - символ весны, тепла. Какое вы знаете музыкальное произведение, в котором композитор изобразил музыкальными средствами весенний пейзаж и цветок подснежник? («Апрель. Подснежник» П. Чайковского.) Давайте послушаем это произведение.

Дети смотрят в видеозаписи зарисовки природы и слушают музыку П. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Как рассказывает музыка о природе, какая музыка? (Нежная, взволнованная, иногда робкая, ласковая. Мелодия полетная, будто цветок покачивается на ветру. Но иногда тревожная, настороженная. Музыка рассказывает, что солнышке светит еще не всегда, бывает холодно, темно и ненастно.)

Предлагаю вам потанцевать, выражая настроение музыки взволнованное, немножко грустное, беспокойное, ласковое. Покажите, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, покружитесь на весенней полянке. (Дети, надев на пальцы бантики-подснежники, под музыку П. Чайковского импровизируют танцевальные движения).

Вы сейчас изображали подснежники в танце, а его еще можно нарисовать или смастерить из бумаги.

II часть занятия.

Появляется девочка, видит поляну подснежников:

- «Ой, сколько здесь подснежников! Какая замечательная поляна! Сейчас я все цветы сорву, и получится целая корзина».

Педагог останавливает ее, объясняет, что этого делать нельзя, и предлагает детям сделать подснежники и наполнить ими корзину девочки. Объясняет задание.

Самостоятельная работа детей. Анализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД. Возрастная группа: вторая младшая группа. Тема: «На лесной полянке».

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность: ФЭМП, музыкальное во второй младшей группе. Тема: Сравнение предметов по величине. НОД можно использовать как итоговое занятие в конце уче...

Конспект интегрированного занятия «Украсим группу цветами» в старшей группе

Конспект интегрированного занятия   «Украсим группу цветами» в старшей группе ...

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...