Главные вкладки

    План-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме:
    Конспект занятия в старшей группе "Моя любимая кукла"(по музейному экспонату)

     

    Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития эмоциональной сферы ребенка, на  различных занятиях, для развития речи, воображения, интеллекта. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Моя любимая кукла doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия  в старшей группе

     « Моя  любимая  кукла»

    (по музейному экспонату)

    Цель: Познакомить с объектом музея – куклой,  ее возникновением  и назначением.

    Программное содержание:

    1.  Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.

    2.  Формировать грамматический строй речи. Упражнять в образовании  прилагательных, ласковых имен.  Обогащать словарный запас детей.

    3. Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим. Воспитывать бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека.

    Оборудование: тряпичная кукла, одеяло лоскутное, мини-музей «Кукол», словарь Ожегова, магнитофон, аудиозапись.

    Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр, игры с куклами, чтение рассказа И.Рюминой «Куклы наших бабушек», беседы о  любимых игрушках.

    Словарная работа: Лоскутное, тряпичная.

    Ход занятия.

    - Ребята, сегодня у меня есть для вас  новость. У нас  в детском саду  появился   мини-музей.   А как вы думаете, что собрано в этом музее?  (ответы - предположения).

    - Хотите узнать? Узнаете, если отгадаете загадку:

     Что все это значит?

     Дочка, а не плачет;

     Спать уложишь –

     Будет спать

     День, и два, и даже пять.

    - О какой игрушке говорится в загадке? (ответы детей) Какие слова загадки подсказали вам правильный   ответ? (ответы детей)

    -   Хотите,  мы с вами отправимся в этот музей. Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.

    Идем в музей «Кукол».

    -  Ребятки посмотрите, как  много кукол. Этот музей создали дети, родители и воспитатели  подготовительной группы.  Они очень старались.

     Что обозначает слово “кукла”, где появились первые куклы, кто играл с куклами раньше. Ответы на все вопросы я  искала  в различных книгах о кукле и энциклопедиях. И так, что же такое кукла и откуда она возникла.  Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному.

    1. В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека  (зачитывается при детях из словаря).
    2.  По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
    3. По-японски кукла — “нинте”, что так и переводится — “образ человека”.

    История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы  

    Все на свете куклы очень разные.

     

                      Презентация выставки кукол воспитателями  подготовительной группы

    (Приложение № 1)

     

    - Ребятки, здесь есть очень интересная кукла.   Посмотрите на нее. (Обращаю внимание детей на  тряпичную куклу).

    - Как вы думаете, как она появилась в этом музее? (ответы-предположения)

     - Ребятки, вы любите слушать истории.

     - Да

    - Тогда  присаживайтесь поудобнее, я хочу рассказать вам интересную историю. Это было давно. Жила была на свете маленькая  девочка. Как звали ее? (придумывание имен).               -  Какой она могла быть?

    - Доброй, капризной, красивой….(ответы-предположения)

    - Да, она была такой же, как и все детишки. А звали ее Галинкой. Я принесла вам ее фотографию. Вот она. Посмотрите внимательно, может, вы ее узнаете. Узнали? (ответы детей)

    -Да, это ВЫ.

    - Да, это моя фотография. Такой я была маленькой. Ребятки, как вы думаете, были у меня игрушки? (ответы детей)

    - А у вас много игрушек? А откуда они у вас? (ответы детей)

    - Вам, ребятки, игрушки покупают, а когда я была маленькая, такой возможности у родителей не было. Поэтому нам игрушки мастерили мамы, бабушки.

    -  Вот эту  любимую  игрушку я хранила до сих пор. (показываю свою старую куклу) А когда узнала про музей кукол, решила принести ее.

     - Как вы думаете, из чего она сделана?

    - Из тряпок.

    - Значит она какая?

    - Тряпичная

    - А какое ласковое имя вы бы ей дали? (ответы детей)

    - А я ее звала Оленькой.

    У меня есть кукла Оля

    Не кривляка, не ломака.

    Нет нарядней и милей

    Куклы Оленьки моей.

    Я подругу обнимаю,

    Умываю, одеваю,

    Каждый день

    И каждый час

    Не свожу с любимой глаз.

    Дорогая, кукла Оля,

    Улыбнись ты мне хоть раз!

    -  Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?

                   

                        Пальчиковая игра  «Куколка»

    Наша куколка гуляла  (шагают по столу средний и указательный пальчики)

    И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

    До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

    Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

      - Я тоже с ней играла.  Пеленала   ее вот в такое одеяльце. Его сшила моя бабушка. (Показываю лоскутное одеяльце).

    - Из чего оно сшито? Значит оно какое? (лоскутное)

    - Я клала куколку на одеяльце, заворачивала.   Потом прижимала куклу к себе и пела колыбельную. Послушайте какую.

    Изь, изь, нуные

    Улмопуысь сяськае.

    Учы тыныд кырзалоз,

    Зарни муш чечы ваез.

    - А на каком языке я пела? (на удмуртском). Да, я пела на своем родном языке – удмуртском.

      И куколка моя засыпала.

    - А вы хотите спеть колыбельную песенку  для моей куколки? (2- 3 детей)

    -  А что еще можно делать  с этой куклой?

    -  Кормить,   одевать, лечить, гулять….

    - Да,  можно поиграть с нею, нарисовать ее, слепить. А вот один человек про   куклу сочинил музыку. Человека этого зовут Петр Ильич Чайковский. А был он композитором. Композитор – это тот, кто сочиняет, придумывает музыку. Давайте послушаем, какую же музыку про   куклу сочинил композитор Чайковский. Вы слушайте и представляйте, о чем хотел рассказать композитор.

     (Звучит пьеса «Новая кукла» из детского альбома П. И. Чайковского.) Вам понравилась музыка? Что вам представлялось, когда вы ее слушали? (ответы детей).

    - Ребятки, вам понравилась история о том, как моя кукла попала в музей?

    - А хотите узнать, какие еще куклы   делали наши бабушки?

    Об этом поговорим на следующем занятии. Научимся   делать куклы  своими руками.  

    Приложение №1

    Презентация  мини-музея  «Кукольный калейдоскоп»

    Эпиграфом к нашей коллекции кукол

    Стали слова Салтыкова-Щедрина:

    «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная,

    Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

    Ваня

    Давай-ка, Алена,  в наш музей

    Пригласим  скорей гостей.

    Пусть подивятся дети

    На разные куклы эти.

    Экскурсию для вас проведем

    Про экспонаты рассказывать начнем.

    Алена

    Народные куклы забавны и просты

    Их в магазинах вам не найти.

    Закрутками называются

    Из ткани простой собираются.

    Эти куклы природа дала

    Вот из соломы, а эти из льна!

    Ваня

    Пучками собранные ниточки

    Получились куклы мартинички.

    Если больше узнать хотите,

    Папки «Виды кукол» посмотрите!

    Матрешек очень любят дети,

    Потому что в них секретик

    Алена

    Неваляшка – друг всегда

    Не ложится никогда,

    Ее за это малыши

    Полюбили от души.

    А вот эти чудесные аристократки

    Не имеют недостатков.

    Так прекрасны и нежны

    Покорили всех они. (фарфоровые куклы)

    Ваня

    Для этой крохотной страны

    Мини-куколки нужны, ведь умещается она

    Лишь на краешке стола.

    Сколько нужно любви и тепла,

    Чтобы вырастить малыша!

    Его вовремя накормить,

    Песенку спеть и спать уложить.

    С Baby –bonom справляются сами

    Наши девочки  little мамы!

    Алена

    Современных наших девчонок

    Барби и Мокси пленили с пеленок.

    Ими гордятся, ими живут

    Им и наряды модные шьют.

     Народов  разных  немало на свете

    О них, конечно, должны знать все дети.

    Много национальных куколок тут,

    Посредством которых знания придут.

    Методический материал очень богатый

    Может использовать каждый воспитатель.

    Антропология, культура и быт

    Для использования на занятиях подойдут.

     

    Ваня

    Современная кукла на то и современна,

    Потому что у нее все совершенно:

    И прическа, и внешний прикид,

    И поет она, и говорит!

    От нечего делать куклы такие

    Придумали дамочки городские.

    Полюбились нам они

    Мастерим их и ночи, и дни!

    Алена

    В театр каждый день ходить

    Просто невозможно.

    А вот спектакль сообразить

    Очень даже можно!

    Потому что есть у нас куколки такие

    На руку оденешь их – станут как живые!

    Сказку вам расскажут сами

    Нашими голосами.

    Ваня

    Мы завершаем рассказ

    Про кукол, музей, и про нас! 


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе

    Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе...

    Конспект занятия в старшей группе "Огонь враг или друг"

    В МБДОУ №21"Гвоздика" воспитатели Латыпова А.Б. и Загидуллина З.М. провели открытое занятие на неделе "Специалист" по те...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе « Безопасность на дороге»

    занятие  по закреплению знаний правил дорожного движения в старшей группе...

    Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»

     Конспект занятия в старшей группе         «О чём поют весной птицы?»   &nb...

    Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"

    Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям....

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ " Мой город Набережные Челны"

    Данное занятие   составлено для ознакомления детей старшей группы с родным городом  НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСП...

    конспект занятия по ИЗО в старшей группе на тему "Уж верба вся пушистая"

     : Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей рисовать ветки вербы и...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

     КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Род...

    Конспект занятия по экологии в старшей группе

     Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать ум...