Из опыта работы с детьми по познавательной деятельноси Тема"Детское экспериментироывание - как метод экологического воспитания."
методическая разработка по окружающему миру по теме

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия - происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. <?xml:namespace prefix = o /??>

        Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира.  Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним.

        Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму.»

        Поэтому детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.

        Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы: « Как?» и «Почему?». Элементарные опыты , эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Поэтому в своей работе  я использую все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).

На I этапе своей работы в группе я провела диагностику, которая  была адаптирована к дошкольникам своей группы. Она позволила мне ближе и лучше узнать овладение каждого ребёнка экспериментальной деятельностью. Диагностику я проводила в форме индивидуальных и коллективных игровых заданий, во время которых использовала: картинки, схематические изображения, словесные ситуации, вопросы. Проанализировать результаты диагностики мне помогли краткие характеристики уровней освоения экспериментальной деятельностью. Средний уровень – 20 человек 80%,

средний уровень  -5 человек 20%.

 

 

На II этапе своей работы я выделила несколько общих правил. Их соблюдение позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходить к работе творчески.  Для этого:

 

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний.

Изучив литературу по организации и проведению экспериментирования в детском саду, я сделала выборку материалов из журнала «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду». Подготовила по детскому экспериментированию картотеку игр с водой. Разработала серию конспектов, консультации для родителей, памятки, два буклета.

В средней группе были мною проведены следующие опыты.

Опыт №1.

«Вода- это жидкость»

Дети были очень заинтересованы. Они пробовали переливать переливать воду из одного стакана в другой .Сделан был вывод – что вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

 

Опыт №2

«В почве есть воздух»

Дети задавали много вопросов. Откуда в почве воздух? Я им предложила опустить в банку с водой образец почвы и дети наблюдали, появляются ли  в воде пузырьки воздуха. Сделан был вывод – они  стали выяснять, у кого воздушных пузырьков  оказалось в воде больше.

 

 

Опыт№3

«Поливаем цветы»

Ребята поливали цветы на клумбе и наблюдали как при поливе темнеет земля. Детьми был сделан вывод – чтобы цветы хорошо росли, их  нужно поливать водой.

Также были проведены и другие опыты: «Капли», «Прыгающий шарик», «Свойство солёной воды».

 

Работа по данному направлению позволяет детям эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому экспериментирование можно пременять как эффективный способ обучения детей.

 

 

  

 

 

 

 

        Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира.  Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним.

        Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму.»

        Поэтому детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.

        Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы: « Как?» и «Почему?». Элементарные опыты , эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Поэтому в своей работе  я использую все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).

На I этапе своей работы в группе я провела диагностику, которая  была адаптирована к дошкольникам своей группы. Она позволила мне ближе и лучше узнать овладение каждого ребёнка экспериментальной деятельностью. Диагностику я проводила в форме индивидуальных и коллективных игровых заданий, во время которых использовала: картинки, схематические изображения, словесные ситуации, вопросы. Проанализировать результаты диагностики мне помогли краткие характеристики уровней освоения экспериментальной деятельностью. Средний уровень – 20 человек 80%,

средний уровень  -5 человек 20%.

 

 

На II этапе своей работы я выделила несколько общих правил. Их соблюдение позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходить к работе творчески.  Для этого:

 

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний.

Изучив литературу по организации и проведению экспериментирования в детском саду, я сделала выборку материалов из журнала «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду». Подготовила по детскому экспериментированию картотеку игр с водой. Разработала серию конспектов, консультации для родителей, памятки, два буклета.

В средней группе были мною проведены следующие опыты.

Опыт №1.

«Вода- это жидкость»

Дети были очень заинтересованы. Они пробовали переливать переливать воду из одного стакана в другой .Сделан был вывод – что вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

 

Опыт №2

«В почве есть воздух»

Дети задавали много вопросов. Откуда в почве воздух? Я им предложила опустить в банку с водой образец почвы и дети наблюдали, появляются ли  в воде пузырьки воздуха. Сделан был вывод – они  стали выяснять, у кого воздушных пузырьков  оказалось в воде больше.

 

 

Опыт№3

«Поливаем цветы»

Ребята поливали цветы на клумбе и наблюдали как при поливе темнеет земля. Детьми был сделан вывод – чтобы цветы хорошо росли, их  нужно поливать водой.

Также были проведены и другие опыты: «Капли», «Прыгающий шарик», «Свойство солёной воды».

 

Работа по данному направлению позволяет детям эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому экспериментирование можно пременять как эффективный способ обучения детей.

 

 

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки из опыта работы МБДОУ д/с № 12 по реабилитации детей с ОВЗ посредством экологического воспитания. Географическая площадка «Здравствуй, солнышко!»

Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду компенсирующего вида № 12 г. Белгорода уже почти полвека, и за эти годы руками педагогического коллектива создан настоящ...

Доклад из опыта работы по теме: Детский туризм как средство экологического и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по организации эколого-туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возроста. Раскрываются оспекты организации сотруднечества с семьей в раммках реализации данного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-...

Из опыта работы «Проектная деятельность как средство закрепления и расширения знаний детей в экологическом воспитании и образовании»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх и радость. Познавательная активность детей дошкольного ...

Мастер-класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания  детей дошкольного возраста. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей.  Опыты - сл...

Детское экспериментирование как метод экологического воспитания

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка является важнейшей задачей.Только здоровый ребёнок весел, активен и любознателен.В экспериментальной деятельности ребёнок учится безопасному поведению в окружа...

Презентация "Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников"

В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Детский сад является главным звеном системы непрерывного экологического образования.  У детей до...