Богатыри земли Русской.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Старостина Гульнара Гайяровна

Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_zemli_russkoy.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

"Богатыри земли русской".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

в старшей группе.

 

Составила: воспитатель 11 группы д\с № 34            

Старостина Г.Г.

Программное содержание: дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия  элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Садко», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок.
Материал: аудиозапись Э. Грига «Утро», картина Васнецова «Три богатыря», иллюстрации с изображением  богатырей, картинки с изображением оружия, элементов одежды, фишки.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро».
В: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.

Широка ты Русь по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
В: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей).
В: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей).
В: Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именую Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной? Ведь они пахали те поля деревянной сохой, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам и давали им свои имена, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Москва-река – все это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины.
А что такое былина? (Ответы детей)
В: Действительно, былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
Кто является героями былин? (Богатыри).
А кто такие богатыри? (Ответы детей)
В: Да, герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.
А какие пословицы и поговорки вы знаете про богатырей? (Ответы детей).
В: Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок. Но вернемся к богатырям русским. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
(Выставить картину Васнецова «Три богатыря» - рассказ по картине)
«Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не бытовые, не жанровые, а героические.
В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид -  в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».
Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь – Добрыня Никитич -  в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасные мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
В: Кто из богатырей вам понравился больше всего? Какие впечатления у вас вызвала  картина «Три богатыря»? (Ответы детей).
В: А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический. (Д/И «Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).
В: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)
В: А теперь проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали.

(Показ картинок с изображением колодца и печки, за каждый правильный ответ – ребенок получает фишку. В конце викторины подсчитывается количество фишек – определяется победитель викторины).

Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы? (Былина «Илья Муромец»)

Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома).

Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили).

Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).

Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие).

Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич)

Чем былина отличается от других литературных произведений? (Ответы детей).

В: Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.
 Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое мероприятие по теме "Богатыри земли русской"в старшей группе детского сада

В конспекте рассматриваетсяобраз защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей....

Сценарий досуга по теме:"Богатыри земли русской"

Игра-драматизация, которая является итогом работы по проекту "Богатыри Земли русской"....

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Конспект Тема: «Богатыри земли русской». «Богатыри бурятского народа»

Образовательный межгрупповой проект в старшей и средней группе на тему: «Богатыри земли русской»-средняя группа. «Богатыри бурятского народа»-старшая группа.Участники проекта: ...