Семинар с воспитателями: «Обучение детей правилам дорожного движения»
статья по окружающему миру по теме

Выстуление на семинаре "Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_s_vospitatelyami_po_pdd1.docx95.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЙСКИЙ РАЙОН

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА


Несчастные случаи на дороге прочно занимают 1 место среди печальной статистики детского травматизма и смертности. Безумный ритм современной жизни гонит по нашим дорогам лавину спешащего транспорта, а по тротуарам – спешащих пешеходов.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны постоянно возрастают. Поэтому обеспечение безопасности движения на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Им придется жить при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.

Избежать этих опасностей можно лишь путем  соответствующего воспитания и обучения  с самого раннего возраста. Поэтому  работа по воспитанию   и обучению детей правилам дорожного движения начинается  уже в младшей  группе, на третьем году жизни ребенка. С этого времени начинается и его подготовка к «пожизненной» профессии пешехода. Я  считаю, что именно в этом возрасте закладывается  фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. К 4 годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается  словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки, дети  знакомятся с главными правилами дорожного движения, знакомы с некоторыми знаками дорожного движения .В старшем дошкольном возрасте отдельные сведения о правилах дорожного движения связываю в  последовательную систему представлений. Дети знают значения  многих дорожных знаков, алгоритм перехода дороги, знают правила поведения в общественных местах, в транспорте, на проезжей части. Перед детьми постоянно ставлю новые задачи, требующие умения применять знания на практике.

В рамках реализации работы в этом направлении мной разработана рабочая программа «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Цель этой программы :

Сформировать у детей  необходимые навыки и выработать положительные привычки  безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи программы:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Этапы реализации:

I этап – 1младшая группа (дети 2-3 лет)
II этап – 2младшая группа (дети 3-4лет)
III этап – средняя группа (дети 4-5 лет)

IV этап – старшая группа (дети 5-6 лет).

Формы работы с детьми:


Закрепление знаний правил дорожного движения осуществляю на  прогулках и экскурсиях, при рассматривании картин, чтении книг, во время подвижных и дидактических игр, в процессе спортивных и музыкальных развлечений.

Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, мной используются разнообразные формы:

анкетирование («Грамотный пешеход».

памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД  («Знай правила дорожного движения!», «Бег через дорогу – враг. Особенно зимой!» и др.)

консультационный материал “Дошкольник и дорога”
папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми (Обязанности пешехода», «Азбука пешехода», «Родитель-водитель, помни!» и др.)

конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей. (Спортивное развлечение «Красный, желтый, зеленый», «Папа, мама, я - пешеходная семья» в старшей группе, «Паровозик из Ромашково» во второй младшей группе).

Ресурсное обеспечение :

1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.
2. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; дорожные знаки.
- диски с обучающими программами и мультфильмами по ПДД (« Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки безопасности Тётушки Совы», «ПДД для малышей» и др.)
3. атрибуты для сюжетно-ролевых игр: “Транспорт”; « Мы- водители» и др.

4.Библиотека (Подборка рассказов, стихов, сказок оп ПДД)
Участники: дети,  воспитатели, а также

Музыкальный руководитель - по согласованию с воспитателем подбирает музыкальный репертуар, связанный с тематикой , готовит с ребятами пластические этюды, развлечения. праздники.
Педагог по изодеятельности - помогает ребятам придумывать эмблемы машин разных видов, рисовать "портреты" дорожных знаков в разное время года, отражать их настроение при помощи различных материалов, разнообразной техники рисования.
Инструктор по физическому воспитанию - проводит подвижные игры по данной тематике, устраивает эстафеты, участвует с воспитателем в проведении экскурсий и спортивных праздников.

Родители - принимают участие в совместных развлечениях , праздниках
Сотрудники ГИБДД - проводят встречи, беседы, участвуют в проведении праздников.


Каждый учебный год, начиная уже с I младшей группы, я посвящаю этой работе две недели в месяц. Погружаю детей «в эту проблему». Затем полученные знания закрепляются у детей в течении всего года, благодаря организации досугов, сюжетно-ролевых, подвижных игр, прогулок и наблюдений, участии детей в конкурсах рисунков, работе в книжном уголке. Детям очень нравится рассматривать картинки о приключениях героев в большом городе, фотоиллюстрации, картинки с изображением переходов, светофоров. По этим сериям картинок дети составляют рассказы, обсуждают проблемные ситуации. Благодаря этому у детей развивается речь. Дети учатся говорить полными предложениями, правильно согласовывать род, число, падеж существительных и прилагательных.

Вся работа с детьми по этой проблеме не ограничивается только словесными объяснениями – «Это можно, а так нельзя». В своей работе я стараюсь использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждения ситуаций,  наблюдения, экскурсии, заучивания стихов, чтение художественной литературы,  настольные,  дидактические игры, драматизация известных детям произведений,  пословицы,  поговорки, загадки,  ребусы.

В нашем ДОУ ежегодно в начале сентября проводится « Неделя безопасности», где каждый день посвящен определенной тематике: «Если ты дома один», «Безопасность на дороге», «Безопасность в транспорте», и т.д. Поэтому ежегодно я представляю опыт работы по обучению детей дорожной грамоте в виде   игр, развлечений.

Для того чтобы больше заинтересовать детей правилам движения привлекаются школьники бывшие выпускники, родители детей,  мы тесно сотрудничаем с ДК «Верас». Они участвуют в развлечениях, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Родители детей, проявляя инициативу, помогают пополнить игровые уголки, развивая тем самым предметно-развивающую среду в группе. Они изготовили  дорожные знаки нагрудные и переносные, жезл, приобрели   массажные мячи трех цветов (красный, желтый, зеленый) для игры «Светофор», различные машины для игр.

 Совместно с родителями устраиваются игры-соревнования «Что? Где? Откуда?», «Поле-чудес», конкурс «Лучший пешеход»,  «Красный, Желтый, Зеленый»,  инсценировки «Мы едем, едем, едем…»,  «В стране Светофории», «Школа светофорных наук».

При организации поездок с детьми в автобусе, маршрутном такси или в другом транспорте ответственность за жизнь и здоровье детей берут на себя родители. Поэтому мной, уделяется  особое внимание вопросу безопасности детей в общественном транспорте, культуре поведения. Проводится определенная работа с родителями: ежедневные беседы, рекомендации, советы, анкетирование,  рекомендую совместные с детьми игры(«Угадай  транспорт», «Наша улица» и т.д.)

Все задачи по обучению дорожной грамоте решаются на протяжении всего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.

Всю работу я стараюсь проводить планово, систематически, постоянно, охватывая все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Я предлагаю Вам ответить на несколько вопросов анкеты:

Я перехожу проезжую часть только в строго указанном месте.

a)всегда

b)иногда

c)никогда

Я перехожу проезжую часть только на зелёный сигнал светофора.

a)всегда

b)иногда

c)пока никто не видит - перебегу

Переходя проезжую часть я прекращаю все разговоры.

a)всегда

b)иногда

c)никогда

При переходе по нерегулируемому перекрёстку я внимательно слежу за началом движения транспорта.

a)всегда

b)иногда

c)никогда

Стоя на остановке я не перехожу проезжую часть, пока не отъедет общественный транспорт.

a)да, всегда

b)когда тороплюсь, перехожу

c)мне всё равно

Подсчет баллов: a) 4 балла; b) 3 балла; c) 2 балла.

Анализ результатов:

  1. Если вы набрали от 10 до 14 баллов, значит, вы не наблюдательны, невнимательны, вам стоит очень серьёзно задуматься над тем, какой пример вы подаёте своим детям.
    Вы – нарушитель ПДД!
  2. Если вы набрали от 15 до 19 баллов, значит, вы исполнительны и организованны, но всё же вам стоит задуматься над бдительностью и ответственностью.

Если вы набрали 20 баллов. Вы – молодец! Вы являетесь образцом в выполнении ПДД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Обучение правилам дорожного движения в игре

Современные города очень быстро растут и развиваются, увеличивается количество автотранспорта и интенсивность движения на дорогах. Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государ...

Консультация для воспитателей Обучение правилам дорожного движения в игре

Современные города очень быстро растут и развиваются, увеличивается количество автотранспорта и интенсивность движения на дорогах. Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государ...

Семинар –практикум «Методика обучения основным видам движения»

Семинар –практикум «Методика обучения основным видам движения» ...

Консультация для воспитателей. Обучение детей имитационным движениям.

Консультация для воспитателей - "Обучение детей имитационным движениям"....

Методические рекомендации для воспитателей «Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста»

Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные ме...