Статья( из опыта работы) "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                               

      Жители нашего посёлка – люди приезжие, население многонациональное. Здесь культуры перемешаны, поэтому нужно помнить, чтобы не растратить эти культуры, нужно воспитывать патриотические чувства с раннего детства. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым, дети перенимают у них оценки событий что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д.; во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувство ребенка.

    Мои наблюдения за детьми привели к мысли, что детям интересно знать больше о своём поселке, о своей семье, об окружающих людях. Поэтому тема патриотического воспитания мне интересна и близка. В годовой задаче также были отражены вопросы по патриотическому воспитанию. Это ещё больше повлияло на меня и дало толчок к расширенному изучению и преподаванию детям.

    При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что интересует.

    В группе такие беседы лучше всего проводить с небольшими подгруппами. Это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. В таких беседах важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам , событиям, о которых он рассказывает. Дети ровно чувствуют и искренность, заинтересованность и малейшую фальш в отношениях, безразличие. Воспитателю следует избегать многословных объяснений. Гораздо большую роль играет удачная реплика, правильно подобранный эпитет.

     Во второй младшей группе нужно начинать работу по ознакомлению детей с названием поселка, в котором живем, как зовут маму и папу, на какой улице и доме живут дети. В этом возрасте у детей однословные ответы, некоторые дети в недоумении не знают что ответить, но задумываются и вечером при встрече с мамой обязательно спросят на какой улице они живут. Такие беседы нужно проводить раза два в месяц, чтобы дети не забывали и напоминали об этом своим родителям. Ко второму полугодию дети уверено отвечают, что поселок

называется Нижнесортымский, родина наша Россия, но память об адресе  у них не у всех откладывается, поэтому здесь чаще беседую с родителями, прошу их  чтобы дети знали свой адрес.

   О просьбе к родителям о их работе, не все родители среагировали быстро, считая своих детей маленькими, но мне приходится убеждать, что дети быстро растут и не заметите, как ребенку уже не будет интересно, а сейчас в возрасте «Почемучек» дети быстрее запоминают.

    По ознакомлению детей с краем, в котором живем, я стараюсь брать из обычной жизни. Все в поселке любят собирать грибы и ягоды, ходить в лес, на речку. Если я принесу в группу ягоды нашего леса, например бруснику, то восторга не будет предела у детей. Сразу дети на перебой начинают рассказывать свои наблюдения с родителями в лесу.

    Моя задача воспитателя внести такие элементы знакомства, чтобы дети запомнили это занятие и рассказали об увиденном родителям. У детей на таких занятиях откладывается больше знаний, чем это же занятие прошло бы по картинке, дети сравнивают какие же ягодки они встречали у бабушки на большой земле и теперь видят какие же дары приносит  нам лес. Аналогично были принесены ягоды рябины, черники, грибы. Дети с увлечением и большим творчеством изобразили эти ягодки на занятии по рисованию, лепили из пластилина.

    При наблюдениях с детьми в разные время года развивают чувство прекрасного, любовь к красоте природы. Осенью при наблюдении за осенними деревьями, дети замечают желтые листочки, голубое небо, замечают изменение воздуха, а если применить художественное слово (стихотворение Е.Трутнева «Осень), воспитывается чувство любви к окружающей действительности. Потом можно поиграть, побегать, собрать букет осенних листьев. Дети старших групп, вернувшись с прогулки, будут обязательно рисовать, и их впечатления уже не будут фантазией или картинкой из книжки. На их рисунках на тему «Осень» непременно окажутся и «паутинки с паучками в серединке», и пруд, и «платье золотое у березы на плечах», и клин журавлей, улетающих на юг.

      Воспитание любви к природе также является частью патриотического воспитания. Если ребенку поручить ухаживать за попугаем, хомячком или за грядкой клубники, у ребенка воспитывается чувство ответственности, пусть пока малого, но гордости за свою работу.

   Принято считать, что воспитание патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь  к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины.

    Советую учить с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Например, с младшей группы предлагаю родителям выполнять совместную работу с детьми (Например: собрать праздничный ужин, нарисовать или сделать поделку в детский сад, сделать подарок своими руками, помочь в уборке снега на участке и др.), тем самым, воспитывая гордость за родителей. Очень было приятно видеть результаты совместной работы с детьми и когда дети с гордость говорили о своей маме: «Это мы сделали с мамой!»  Анаит с мамой сделали аппликацию «Петушок», Джульеты мама принесла армянскую куклу в национальном костюме невесты, мама  Насти Ч.- совместную работу из соленого теста, Мишина мама - пасхальные крашеные яйца. Было видно, как относятся к народным традициям в этих семьях, в работу были вложены любовь и забота.

   У многих есть бабушки и дедушки. Дети любят их, привязаны к ним. Но знает ли внук и внучка имя и отчество своих предков, где они трудились, какие награды имеют. Проводя работу с детьми и родителями по этой тематике, виден результат, как дети стали интересоваться результатами труда своих дедушек и бабушек, повторяли с гордостью их имена.

   Во второй младшей группе проводилась тесное сотрудничество с родителями по оформлению генеалогического дерева. Вначале родители недоумевали для чего же всё это надо, тем более с маленькими четырехлетними детьми. Но мне пришлось успокоить их, что работа нужная и даст положительные плоды.  Были даны анкеты с традиционными вопросами о праздновании в семье традиционных праздников, любит ли ваш ребенок находится с вами за одним столов в праздники, какие подарки дарите своим детям. Опять такие на первый взгляд простые вопросы вызывали у родителей страх и растерянность. Молодые родители боялись дать неправильный ответ и говорили, что традиционных праздников у них нет. Мне индивидуально пришлось беседовать с родителями, объяснить, что праздники даже именины являются традиционными.  Половина родителей быстро среагировала на анкету и было каково моё удивление, как родители отвечали на вопросы – очень по-доброму, по- домашнему,откровенно. Все эти мероприятия проводились по блоку «Культура». Дети познакомились с обычаями русского народа, праздниками, традициями в одежде, еде, формах досуга. Воспитывала любовь и бережное отношение к родному языку, знакомила с разными видами и формами искусства, формировала уважительное, бережное отношение к культурным ценностям.

    Народные традиции вызывают у детей положительный взрыв. Современные родители все-таки сохраняют их. Например, большой спор произошел между родителями и не только в нашей группе, что же нужно дарить в детском саду детям на новый год. И все-таки нужно дарить не то, что хочет сам родитель, а то, что хочет ребенок. «Ну, как же мы можем узнать желание ребенка?»- спрашивают родители. И опять нам трудно сломать старые стереотипы – в детском саду подарки должны быть одинаковы, а дома лучшее средство- письмо Деду Морозу, где учитываются просьбы ребенка.

    Следуя принципу от малого к большему, следует сохранять и при воспитании у детей любви к родному поселку. Дети должны понимать, что поселок, город, речка, лес – частица нашей огромной Родины. Младшим дошкольникам при ознакомлении с картой России, важен сам процесс рассматривания. Они прекрасно запоминают границы России, проводят пальчиком, и гордо рассказываю вечером своим мамам и папам, что это карта нашей России. В старших группах дети запоминают флаг и герб России, называют президента. На карте в старшем возрасте нужно обозначить город в котором живем и столицу нашей Родины, при этом обращая внимание, какое расстояние разделяет нас. Дети объемно видят, как же все-таки огромна наша страна.

   Дети в младшей группе с удовольствием рассматривают фотографии с изображением поселка. Такие фото снятые на весеннем празднике «Проводы зимы- гонки на оленях» вызвали у детей положительные эмоции, дети рассказывали, что были с мамой или дедушкой, что этот олень победил. У детей воспитывается  гордость за свой поселок, и убеждаются, что ханты - они такие же жители нашего поселка, и они также являются главными участниками соревнований. Дети постарше могут рассказывать, как они ходили с родителями на площадь в празднование дня нефтяника и видели салют. Потом эти впечатления изображают в своих рисунках.

   Участие детей в праздниках - Масленица, Новый год, 8 марта, День нефтяника и  др., вызывает у детей бурю эмоций, гордость за своих родителей, за то, чем наша родина может гордится, 

такие праздники заряжают положительной энергией, дети хотят участвовать в жизни поселка.  

   Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка.  В подготовительной группе легче объяснить детям о рукотворном мире, что всё к чему бы мы не прикоснулись, все создано человеческими руками. А с детьми  второй младшей группы труднее это объяснить, так образное мышление у детей еще только развивается. В подготовительной группе я с детьми проводила занятия посвященные трудовой деятельности человека.

    Разработала блок «Рукотворный мир», где одной из задач является формирование представления о том, что человек- творец и хозяин рукотворного мира, подвести к мысли, что они могут быть созидателями, продолжили работу по воспитанию экологической культуры, бережного отношения к объектам рукотворного мира. Средствами реализации этого блока являлись окружающие предметы: стол, стулья. Дети задумываются действительно, что бы было, если бы этих предметов не было бы.

    Проводились занятия-путешествия в прошлое предметов, в их историю. Например «Путешествие в прошлое посуды», дети познакомились с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком или занятие посвященное телефону, часам, дети с большим интересом приносили из дома разные предметы, от старинных до современных, и видели, как меняется мир, но руки человеческие остаются. Такое на первый взгляд простое по названию занятия «Наши любимые игрушки» не привлекло по началу  родителей, но когда дети начали интересоваться историей игрушки, дети с большим интересом рассказывали с какими игрушками играли их родители, бабушки. Они узнали, что кукла была когда-то тряпичной. Так же пришлось познакомить детей с историей куклы народов ханты. Мама Алеши С. Изготовила куколок хантов, мама Карины А сшила куклу украинку.  Эту работу продолжила во второй младшей группе. Родители вначале отнеслись к этой идее насторожено, что же они могли бы показать, но сами заинтересовавшись приняли активное участие в изготовлении кукол.

    Далее в этом блоке интереснейшим было создание детьми красивых вещей и игрушек. На протяжении старшей и подготовительной группы дети участвовали в изготовлении  народных игрушек. Дети познакомились с обработкой глины, этот материал дети приняли с удовольствием, они увидели, что глина мягкая, теплая. На занятиях были выполнены дымковские барышни, филимоновские петухи, причем самостоятельно дети выполняли покраску готовых изделий. Так же выполнялись росписи бумажных сарафанов, полотенец, платочков и др. хохломской, городецкой, гжельской росписью. Итогом всей кропотливой долгой работы было подведение итогов. Занятие было посвящено городу мастеров. Дети почувствовали себя действительно мастерами. Не составила труда им рассказать о народных промыслах на Руси. Параллельно на занятии внимание детей было обращено на то, что умельцы есть и в нашем крае это ханты. Были принесены поделки из национального интерната: берестяные туеса, пояс  из бисера, платье на куклу из бисера, посуда. В конце занятия была  выполнена аппликация на тему хантыйского узора. Это занятие оставила большой след в памяти детей, я думаю мне удалось затронуть патриотические чувства за себя, за свою Россию.

     Занятие «Хлеб – всему голова» было направлено на формирование у детей знаний о разнообразии трудовой деятельности человека, прежде чем хлеб попадет на стол. Дети заучивали пословицы и поговорки, рассматривали различные хлебобулочные изделия, знакомились с технологией изготовления и были изготовлены из соленого теста. Дети подготовительной группы пополнили своими изделиями сюжетно-ролевую игру «Магазин», тем самым уважая собственный труд.

    Тема «Наша Родина – Россия» актуальна особенно в наши дни. Меняется время, меняются люди, меняются их мировоззрения. Дети особенно чувствуют перемены в стране. Это также взаимосвязано и с взаимодействием с родителями. Родителя стараются держать детей в курсе событий, Выборы в депутаты, в президенты, заседание Думы, средства массовой информации оповещают нас различными новостями в жизни страны. Наши родители с детьми участвовали в конкурсе «Выборы глазами детей» и были награждены почетными грамотами за участие. В младшей группе детей знакомят с названием нашей Родины- Россия, с названием города в котором живем, с названием столицы России- Москва. В подготовительной группе у детей уже богатый жизненный опыт. Дети в этой группе знают границы России, отмечают

столицу нашей Родины, называют имя и фамилию президента. Очень бурно обсуждают победы наших спортивных команд после очередного репортажа по телевизору. Высокие показатели моя подготовительная группа показала в  губернаторских соревнованиях среди дошкольников. Они с гордостью рассказывали о своих достижениях и были поздравления со всего детского сада и родителей.

    При подготовке к таким занятиям по теме: «Герб, флаг России» пришлось много почитать, найти иллюстрации Георгия Победоносца. Дети на занятии с восторгом слушали легенду о Георгие, как он защитил людей от злого дракона, на таких занятиях не отказывала детям, которые хотели бы изобразить герб. Хорошо это получилось у Алеши Собянина, Нади Шияновой, Кирилла Слепенкова. После занятия дети в течении долгого времени еще и еще раз подходили и спрашивали чтобы повторить рассказ о защитнике.

   Наши мальчишки будущие защитники – они любят разные легенды, былины, рассказы о войне, о схватках врагов, о поединках. Рассказы о героях как А.Невский был таким захватывающим, что Алеша С. Рисовал ледовое побоище в течении полугода. У него более совершенствовались рисунки, он с каждым разом находил новые книжки о нем и рисунки боевых рыцарей становились более насыщенными боевыми доспехами. Экскурсия в библиотеку вызвала у детей наибольший интерес к народным русским богатырям Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу. Библиотекари пополнили свои рассказы интересными иллюстрациями, отрывками из былин, демонстрацией мультфильма. Теперь дети сразу узнавали героев в журналах, на обложке конфетных коробок, открытках.

    Воспитание патриотических чувств у детей не прошло бесследно. В подготовительной группе проводились занятия «Москва- столица нашей Родины», «Достопримечательности Санк-Петербурга». Дети знакомились на занятиях с постройками великих городов, храмами, церквями. Некоторые дети вспоминали, что родители рассказывали об этих городах. На иллюстрациях дети внимательно обследовали красивые рукотворные памятники архитектуры. Чувство гордости за нашу Родину переполняло детские сердца. Дети рассказывали об увиденном по телевизору, называли новое , услышанное от родителей. На занятиях использовалась музыка русских композиторов как П.И.Чайковского, Д.Кабалевского, И.Дунаевского, репродукции художников И.Шишкина,

И.Левитана, В.Поленова.  Такие занятия нужны в детском саду, хотя они требуют от воспитателя большой подготовки. Так появились в процессе подготовки альбомы и папки по этим темам. Мой опыт показал, что воспитывая патриотические чувства с младшей группы, у детей закрепляются и формируются знания о родном крае, Родине, создается образ Родины с ее необъятными просторами, природой, обычаями, праздниками.. Не зря же воспитатель в беседе спрашивает детей:  « Как называется наша Родина», дети с гордостью отвечают: «Россия!».показывают границы, знают нового президента.

    Важным условием , как уже отмечалось, является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма , гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Родители помогли в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссозданию местных национально- культурных и трудовых традиций.

   Наши родители молоды, активны и мне приходится находить интересные дела для них, которые объединяют детей общими переживаниями: организация тематических выставок, оформление уголка родителей, группы к празднику. Готовя выставку для родителей, для ребят других групп, дети чувствуют особую ответственность, и как правило, проявляют активность. В кружке «Умелые ручки» дети выполняют различные картины из разного материала, поделки, рисунки к праздникам «Осень наступила»,  «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «День знаний», «День защиты детей», «Лето наступило» и др.  

   В подготовительной группе был объявлен конкурс на лучшую поделку из природного материала на тему «Безопасность на дорогах». Дети быстро принесли из дома желуди, шишки , понадобилась манная крупа. Поделка придумывалась по ходу, так как было мало времени. Дети выполнили из желудей человечком, кто-то занимался с помощью воспитателя основным фоном, из салфеток была придумана горка, из стекляшек каток, из строительного конструктора домики. Наша работа была отправлена в г.Ханты-Мансийск и заняла 2 место.    

    Детям подарили игру с изображением дороги, дорожными знаками, машинками. Радости не было придела, дети с удовольствием играли и с этой игрой играют их последователи, дети второй младшей группы.

 В патриотическом воспитании дошкольников важное место занимают игры. Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности познавать окружающий мир, быть его участником. В ролях пограничников, нефтяников, врачей, учителей дошкольники приобщаются к событиям, происходящим в стране. Воспитателю приходится подсказывать и рассказывать о значимости этих профессий, подбирать художественную литературу. Кроме того, дети участвуют в подборе атрибут, может даже изготовленными своими руками или принесенными из дома.

   Например, при рассказах о русской архитектуре, дети предпочли построить свои выдуманные постройки и назвать своими именами. Так дети, украшали свои здания бумажными флагами, выкрашенные в цвет российского триколора. Придуманные рыцари охраняли  врата, с мечами из конструктора.      

  Воспитательная ценность игр общественной тематики состоит в том, что у детей происходит своеобразное накопление эмоций, которые постепенно превращаются в сложные нравственные чувства, побуждающие ребенка к дальнейшему познанию жизни, к самосовершенствованию. Изображая воинов во время учения, дети стараются быстрее бегать, выше прыгать, точнее метать в цель, правильнее выполнять физические упражнения.

   На протяжении моей педагогической деятельности мне приходится всегда усовершенствоваться, находить свои подходы к детям. Я не сторонник стандартных схем работы с детьми. Жизнь не стоит на месте, дети с каждым годом другие, родители более эрудированнее, грамотнее и поэтому хочется, чтобы дети тоже были в курсе событий страны, поселка, чувствовали себя маленькими гражданами России.

   Сегодня век реклам. Поэтому мы должны не упускать шанс прорекламировать нужные даты, имена, дела, события. Мы взрослые ждем каждый день новостей от мира, от правительства, от принятых решений видим результаты. Поэтому маленький гражданин, который находится с нами, должен тоже расти в наших глазах и окружающих. Может поэтому если мы чаще будем обращать внимание на то, как нужно любить маму, папу, близких и окружающих людей, и все, что нам дала жизнь, будет меньше безразличных, грубых, хладнокровных людей. Меня очень радует, когда идя по улице меня узнают мои выпускники, и огорчает, когда наоборот. Тогда задумываешься, почему так происходит. Наверно я что-то делала не так.

  Работа воспитателя творческая, актуальная в наши дни и требует много сил и энергии. Мне было бы трудно работать, если бы со мной рядом не было моих коллег. Они поддерживают в трудную минуту, подсказывают, делятся своими планами и впечатлениями, и я уже не представляю свою работу без контакта с ними. Участие в жизни детского сада стоит среди первых мест. Большой заряд дает участие в утренниках, капустниках, праздниках. Совместная работа с психологом, логопедом дают дополнительные знания и дают уверенную поддержку в воспитании детей.

    Очень приятно делится со своими коллегами по приобретенным навыкам ручного труда. В перспективном плане кружка «Умелые ручки» отразила работу с различным материалом: нитки, природный материал, ткань, бумага и др. Стараюсь выбрать интересные материал, поделки нестандартные, выполненные в неизвестной технике. Но детям подбираю несложные поделки и полезные. Очень помогает кружок в оформлении группы, открыток по праздникам, газет и коллажей.  

    Самообразованием занимаюсь постоянно. Это нельзя вычеркнуть в моей работе. Посещение курсов повышения квалификации, новые издания педагогической литературы, газеты, журналы, телевидение являются источником нового.

   Работу по патриотическому воспитанию считаю интересной, актуальной и вижу перспективы продолжения по этой теме. Сейчас дети среднего возраста начинают с интересом замечать изменения в окружающей жизни, молодые родители активны и не дадут остановиться на достигнутом. Поэтому продолжу работу по теме патриотического воспитания у дошкольников.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Воспитание у детей интереса к коллекционированию"

В статье представлен опыт работы с детьми по созданию коллекций. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес....

ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Статья из опыта работы «Воспитание сказкой».

Роль сказок в воспитании детей в дошкольном возрасте....

Из опыта работы «Воспитание гуманного отношения у младших дошкольников к окружающей среде»

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила п...

Статья педагогического опыта «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

Цель нашей педагогической работы – воспитание патриотической личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества....

Статья Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».  С.Михалков...