Экологический праздник "Путешествие по заповеднику"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Шведина Елена Анатольевна

Познакомить детей с уникальной природой Саяно-Шушенского биосферного заповедника, закрепить правила поведения на территории особоохраняемых обектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_prazdnik.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический праздник   « Путешествие по заповеднику».

Цель:

  1. развивать познавательную активность детей;
  2. формировать представления об охраняемых природных территориях – заповедниках;
  3. продолжать знакомство с многообразием животного и растительного мира региона;
  4. познакомить детей с Красной книгой, ее значением;
  5. способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу;
  6. развивать речь детей;
  7. развивать творческое воображение и коммуникативные качества;

Материал: кроссворд, видеозаписи о заповеднике, красная книга, атрибуты для игр, музыкальное сопровождение.

Ход: 

Ведущий:  Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Интересно, что в нем ?

                             Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Я люблю гулять по лесу,

В лесу хожу я целый день.

Все в лесу мне интересно

Каждый куст и каждый пень.

Я – веселый старичок.

Старичок – лесовичок.

( мой адрес : Саяно – Шушенский биосферный заповедник)

Ну, что, ребята, принимаем приглашение старичка – лесовичка?

Все, что мы встретим в пути, о чем узнаем, мы будем записывать в кроссворд. Когда мы заполним все клеточки, то у нас получится интересное ключевое слово.

С собой мы возьмем глаза, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы,  

Уши, чтобы послушать « голоса природы», наши руки, чтобы помогать природе, и наши улыбки, чтобы было весело в пути.

Давайте сядем на опушку леса и послушаем звуки леса. Когда воздух чистый, хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя напряжение и усталость. Слушайте и наслаждайтесь чистым воздухом леса!

       звучит музыка «»

- Какой воздух в лесу?

- Что вы слышали?

Правильно вы слышали музыку леса. И первое слово, которое появляется в нашем кроссворде это слово музыка. ( ребенок вписывает слово в клеточки)

Путь нам предстоит неблизкий, чтобы быть готовым к любым ситуациям, в рюкзаке у опытного туриста всегда есть необходимые вещи.

  1. Игра « Собери рюкзак»

(  2 команды- девочки и мальчики, из набора предметов  выбирают то, что пригодится в  походе. Дать краткое обоснование своего выбора)

Ну вот, теперь можно и отправляться в путь!

  1. Звучит бодрая музыка, дети шагают к новым заданиям.

Вот мы и попали с вами в заповедник.

- Кто знает, что такое заповедник?

- Для чего создают заповедники?

Заповедник – это остров спасения для растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты  и многие другие специалисты.

Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.

В лесу, как у людей, есть  многоэтажный дом, где  все соседи живут дружно, ни кому не мешая. У каждого  растения есть свой этаж, на котором оно живет. На верхнем этаже самые высокие деревья (сосны), ниже – лиственные деревья и ели, еще ниже - высокие кустарники и подрастающие деревца; а самый нижний этаж занимают травы и мох.

Давайте расселим растения в свои квартиры.

  1. Игра « Пирамида »

( из набора картинок выбрать нужные изображения растений и разместить на модели леса)

Пирамида – это следующее слово, которое должно появиться в нашем кроссворде.

( ведущий вписывает слово)

   Из –за елочки появляется Лесовичок.

- Здравствуйте, юные туристы! Я вижу, получили вы мое письмо, очень рад видеть вас в своем заповеднике. Я слышал, как вы разговаривали о растениях. А вы знаете, что может произойти с природой, если ее не беречь и не охранять? Хотите узнать?

  1. Игра « Разрушенный дом»

Ход: Дети стоят в кругу, опоясанные веревкой. Все они – обитатели леса, которые жили

себе, не тужили, каждый по – своему, пока  лесу люди не надумали построить дорогу.

Для этого они срубили деревья, и животные, которые жили в  этой части леса, остались

без жилья.

В лесу стало теснее (лесовичок стягивает веревку).

Но люди не только проложили дорогу, но и решили построить поселок.

Вырубили лес на постройку домов. (лесовичок постепенно стягивает веревку)

Животным в лесу стало еще теснее, выбора у многих животных не осталось и они погибли.

Так могут погибнуть все животные, если человек без конца будет теснить их.

 Вот для того, чтобы не случилось такой беды, и существуют заповедники-

острова жизни для растений и животных.

Как вы думаете, что такое лес?  ( это дом, в котором живут растения и животные).

Лесовичок вписывает в кроссворд слово дом.

  Ребята, вы находитесь на лесной полянке. Вы ничего не заметили? Вам все нравится?

( много мусора, разбитое стекло, банки, бумага, пакеты)

- Что может случиться, если люди будут выбрасывать мусор в лесу?

Ребенок читает  отрывок из стихотворения С. Михалкова « Прогулка».

А на солнечной полянке

Тут и там пустые банки,

И, как будто нам назло,

Всюду битое стекло.

Здесь до нас уже сидели,

Жгли костры, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Лесовичок предлагает навести порядок на полянке.

Проблемная ситуация:

- Куда лучше всего вывезти мусор? Детям предлагается табло со стрелкой и варианты :

- на завод по переработке мусора;

- на свалку;

- на берег реки.

Нужно выбрать лучший ответ и передвинуть стрелку. Ответ обосновать.

 

Лесовичок : Давайте договоримся, ребята, что не будем бросать мусор, где попало, не будем оставлять его в лесу, тем более, что у нас в заповеднике на всех оборудованных местах отдыха есть контейнеры или ямы для мусора.

Ведущая : Посмотрите-ка, ребята, как уютно стало на нашей полянке. Скоро появятся первые цветы. Но многие из них уже стали редкостью в нашем лесу и поэтому люди их охраняют. ( Рассматривание иллюстраций первоцветов- кандыка сибирского, водосбора, венериного башмачка, и др.)

- Как вы думаете почему это происходит? ( ответы детей)

Лесовичок: Молодцы ребята! Ведь растения – это наша природа, бесценна красота, которую она нам дарит.

 Если денег накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Ведущая : Как редко мы задумываемся над этим, уходя из леса, уносим с собой букеты цветов, оставляя после себя пустые полянки. Слово, которое мы вписываем в кроссворд – это слово цветы  и запомним раз и навсегда, что любоваться цветами лучше в лесу.

А сейчас давайте приляжем и отдохнем.

  1. Аутотренинг « Голоса леса»

                            Ярко светит солнце,

                            Дует легкий ветерок,

                            Я вдыхаю его чистый,

                            Свежий воздух.

                            Колышутся травы на лугах

                            Надо мной гордо

                            Кружатся птицы.

                            Мне очень хорошо и приятно

                            Я очень рад, что встретился

                           С удивительным миром заповедника.

                            Я хочу жить в мире с природой.

Лесовичок: Ребята, сейчас я хочу показать вам настоящее чудо, которое живет в нашем заповеднике.

Возьмите в руки бинокли ( имитация) Видите высоко в горах обитает удивительное животное – снежный барс.

( рассматривание цветных иллюстраций о барсе)

Ребенок: Я – самый скрытный хищник, обитаю в самых глухих участках высокогорных Саян. Шуба у меня королевская – светло серая, с темными пятнами, она хорошо защищает меня от сибирских морозов. Даже летом я не спускаюсь с гор, живу всегда в снегах, поэтому меня и называют – снежный барс. Я быстрый, ловкий, ведь совсем не шуточное дело поймать горного барана, косулю или кабана. Я никогда не нападаю на человека. Охота на меня запрещена, потому, что я – очень редкое животное и занесен в Красную книгу.

 Лесовичок помогает вписать в кроссворд слова снежный барс.

А еще высоко в горах берет начало наш Енисей. Сначала он  быстрым ручейком мчится по горным склонам, собирая в себя маленькие ручейки, а спустившись с гор, превращается в могучую и величавую реку.

          Где волшебник – туман

Белый занавес ткет

В снежных кручах Саян

Он начало берет.

Тесновато порой Енисею меж гор,

Словно конь молодой

Рвется он на простор.

  1. Игра « Ручейки и озера».

Дети бегут, изменяя направление, друг за другом – это «ручейки». На слово «озера» - берутся за руки, образуя круг « озеро».

После игры ребенок вписывает в кроссворд слово вода.

Лесовичок: - Ребята, я вижу, как по лесной дорожке к нам приближается  лучший защитник заповедной природы – лесник. По-моему, он что-то несет в руках.

Лесник: Здравствуйте дети. Вы знаете кто я?  Правильно, я – очень важный для леса человек. Я знаю всех обитателей леса, стараюсь помочь им в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье. Берегу лес от пожара, очищаю от старых деревьев, высаживаю новые. А еще борюсь с браконьерами.

Давайте я запишу в ваш кроссворд  новое слово -  лесник.

Путешествуя по моему заповеднику, вы наверняка встретили много редких растений и животных. Все они занесены в эту Красную книгу. ( показывает детям, вместе рассматривают иллюстрации книги)

- Почему они стали редкими?

- Для чего создана Красная книга, и почему у нее красный цвет?

Вписываем в кроссворд слово- книга.

Лесник: - Кто знает, как  вести себя в лесу?

  1. Игра «Можно – нельзя»

Дети берут любой  из знаков  и обосновывают свой ответ.

Записывают слово - знаки.

Лесовичок: Друзья, посмотрите, у нас получилось слово – ЗАПОВЕДНИК.

Пройдя большой путь, мы узнали как можно вести себя в лесу, как охранять природу.

Дети читают стихотворение ( монтаж).

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

Нор звериных,

Птичьи гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Живется с нами радостно всегда!

Лесовичок и лесник прощаются с ребятами и на прощанье дарят значки « Юный турист».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...

Экологический проект «Красная книга заповедника Утриш».

Проект Красная книга заповедника  Утриша....

Экологический урок "Наши заповедники!" в соответствии с ФГОС

Познакомить детей с Воронежским  заповедником нашей страны; Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричаст...

Сценарий экологического развлечения «Керженский заповедник» в подготовительной группе

Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи:1. Расширить представления детей о Керженском заповеднике, и  его   обитателях, познакомить с исчезающими вида...

Сценарий экологического развлечения «Керженский заповедник» в подготовительной группе

Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи:  1. Расширить представления детей о Керженском заповеднике, и  его   обитателях, познакомить с исчезающими ви...

Презентация "Экологический маршрут "Воронинский заповедник" (Особо охраняемые территории Тамбовской области)

Презентация "Экологический маршрут "Воронинский заповедник" (Особо охраняемые территории Тамбовской области) расскажет об основных этапах эко-культурного маршрута, его истории, климате,...

Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "Фея заповедника"

Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории "Заповедник Столбы"....