Система работы по экологическому воспитанию дошкольников
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

В данном материале представлен мой опыт работы с выделением проблем, задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психического, стоит в нашем дошкольном образовательном учреждении на протяжении нескольких лет. В группы поступают дети с отклонениями в физическом развитии. Эту проблему можно рассматривать с нескольких сторон:

     - Экологический фактор: отрицательное воздействие экологии сказывается на здоровье не только уже родившегося ребёнка, но и в пренатальный период, когда здоровье и стиль жизни матери влияет на развитие плода и определяет будущее здоровье ещё не родившегося ребёнка. Например, в экологически неблагоприятных районах дети отстают в росте, у них снижена или наоборот повышена масса тела, возрастает число заболеваний костно-мышечной системы, болезни глаз, и т. п.

     - Человеческий фактор: известно, что на здоровье ребёнка влияет уровень образования и культуры родителей, обеспеченность их жильём, материальная обеспеченность, злоупотребление алкоголем и т. п. Социальная несправедливость, обостряющаяся в нашей стране, всё сильнее разделяет новые поколения детей на благополучное меньшинство и неблагополучное большинство. Медицинская статистика хладнокровно фиксирует тот факт, что в настоящее время более 80% часто болеющих детей - это дети из социально отсталых слоёв населения.

       Жизнь человека протекает в быстром, часто меняющемся ритме: работа, быт, отдых-всё это протекает в чрезвычайно трансформированной среде. На работе в промышленных предприятиях люди мирятся с загрязнением атмосферного воздуха, важных объектов, почвы. Мы живём рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье: не обращаем внимание на экологичность продуктов питания, товаров народного потребления; выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаём свалки рядом со своими домами и делаем многое другое, чего делать ни коем случае нельзя.

     Это является следствием недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе. Формировать такое отношение надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым - уже у детей.

      Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания -  важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас     много экологических проблем. Детский сад недостаточно уделял внимания экологическому воспитанию дошкольников.

     На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди, в ближайшем будущем, не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так - как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

     Дошкольный возраст - самоценный этап в развитие экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

     Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

         Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей.

       Если в группе будет создана система работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая воспитанность. Природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.

      Для того чтобы сформировать у ребёнка основы начальных здоровьесберегающих компетентностей, осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить основы и методику экологического воспитания в дошкольном возрасте в условиях дошкольных учреждений, реализуемой программой «Радуга».
  2. Провести диагностические исследования уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста
  3. Создать систему работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
  4. Разработать мероприятия по экологическому воспитанию в дошкольном возрасте
  5. Внедрить в работу интеграцию блока ОБЖ через раздел «Познавательное развитие» программы «Радуга»
  6. Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышать их экологическую грамотность, используя разные формы работы.

Задачи реализуются через систему экологического образования дошкольников.

  (схема данной системы №1)

Игровая деятельность:

                           

  1. Дидактические игры
  2. Сюжетно-ролевые игры
  3. Настольно-печатные игры
  4. Словесные игры
  5. Театрализованные игры и инсценировки

 С                      ФК

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

  1. Подвижные игры в группе и на прогулке
  2. Экскурсии
  3. Походы
  4. Целевые прогулки

Экологическое

образование

детей

Музыкальная деятельность:

  1. Пение
  2. Танцы
  3. Музыкально-дидактические игры
  4. Музыкальные досуги
  5. Праздники и развлечения

М                          Ч

Художественная деятельность:

  1. Беседы
  2. Чтение художественной литературы
  3. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин
  4. Продуктивная деятельность

Экспериментально-практическая деятельность:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность
  2. Наблюдения в уголке природы
  3. Опыты
  4. Эксперименты

П

    Вся система в свою очередь реализуется через блоки совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей.

(схема № 2, № 3)

     Вся практическая работа с детьми строится на основе результатов диагностического обследования детей. Методики обследования экологического воспитания нет в программе «Радуга», поэтому первое, что необходимо было сделать – это разработать такую методику (схема № 4).  Такую методику я разработала для средней, старшей и подготовительной к школе групп.

     Продиагностировав детей, увидела, какие области природоведческих знаний моих воспитанников требуют особого внимания.

     Отсюда началась работа по созданию перспективных планов для каждой возрастной группы. Реализацию планов начала с организации предметно-развивающей среды.

    В данный момент, работая с детьми в средней группе, организовала уголок экологической среды в группе (который включает в себя):

  1. «зелёная зона» и живой уголок, где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями и животными.
  2. «огород» на окне
  3. уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься.
  4. зона библиотеки – это книги , энциклопедии.
  5. зона коллекций, она предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители ( камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.)
  6. выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной и непрерывной непосредственно-образовательной деятельности.
  7. Оформлены- календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты – схемы «Кто, где живёт?»
  8. Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).
  9. Подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания.
  10. Подобраны подвижные игры и оформляется наглядный материал для их проведения.
  11. Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе.
  12. Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).
  13. Подобран дополнительный материал для работы с детьми на экологической тропе и в уголке леса.
  14. Летом была разработана «фитогрядка»  на детском огороде, а также были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.

Мероприятия, направленные на формирование экологической компетентности дошкольников это:

  1. Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность
  2. Праздники, развлечения, досуги
  3. Экскурсии, прогулки, походы
  4. Опытно-экспериментальная деятельность

Активно использую метод детской проектной деятельности.

Сценарии каждого из этих мероприятий разрабатываю самостоятельно.

     Конечно, большую помощь в проводимой работе оказывают родители группы. В работе с родителями использую разнообразные формы и методы:

  1. Анкетирование
  2. Размещение  информации на стенде «Окно в природу», в папках-передвижках.
  3. Привлечение к участию в конкурсах, развлечениях, акциях, проектах.
  4. Привлечение к совместному творческому труду.
  5. Приглашение на «День открытых дверей».
  6. Организация вечеров встреч, «круглых столов».

   Наша работа с детьми и родителями только началась, и я уверена, что нас ждёт интересный, познавательный, творческий период.

    И нашу с вами встречу я хочу закончить следующими словами:

Я – русский человек,

И русская природа

Любезна мне

И я её пою.

Я - русский человек

Дочь своего народа

И с гордостью гляжу

На Родину свою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...

Система работы по экологическому воспитанию

Считаю, что выбранное мной  экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотн...

Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"

Экологические знания — это сведения взаимосвязи  растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...

Справка по итогам тематического контроля "Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухужшению требует отныне живущих людей понимания  сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Всем надо помнить, как человек связ...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

Цель: формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников....

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы.Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение накопл...

"Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Взаимоотношение  человека  с  природой - актуальный  вопрос  современности. Нарушение  природного  равновесия,  ухудшение  состояния  воды,  возд...