Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой
статья (окружающий мир, старшая группа) по теме

Материал представляет собой занятие из цикла занятий по знакомству детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_doshkolnikov_s_dymkovskoy_igrushkoy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой

Статья подготовлена воспитателем высшей категории

ГБДОУ центра развития ребенка детского сада №60

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Дегтяревой Ольгой Анатольевной

Санкт-Петербург

2012 г.

        

Воспитание любви к прекрасному осуществляется в процессе ознакомления детей с различными видами искусства. Важная роль при этом отводится произведениям народного творчества.

        Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Игрушку называют дымковой по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению.

        Техника изготовления этой игрушки чрезвычайно проста. Лепится она наглаз из простой красной глины, обжигается, затем покрывается меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей силой, праздничностью. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментом в виде точек, кружочков, клеточек, зубцов. Иногда поверх узора налепливаются кусочки сусального золота, придающие изделиям ещё большую нарядность.

        Педагогические исследования Н.П. Сакуниной, Н.А. Ветлугиной, Е.А. Флериной и других показывают, что при ознакомлении детей с произведениями народного творчества у них складываются первые яркие образные представления о Родине, её культуре.

        «Более «детской» игрушки трудно придумать – писала А.П. Усова, - на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка».

        Начинать знакомство детей с дымковой игрушкой надо уже в младшей группе. Яркие красочные зайчики, медведи, собачки, петушки, привлекают внимание детей. Они находят и узнают в этих «забавках» образы знакомых зверей и птиц. Дымковая игрушка может быть частым гостем на занятиях по развитию речи, музыкальных, по рисованию, аппликации. Она используется в качестве игрового и                 моментов. Чаще всего появляется игрушка из «волшебного сундучка». Игрушка оживает, она может «петь», «говорить», «танцевать» с детьми. Дети должны играть с глиняными красивыми игрушками, зверюшками, строить для них домики, клетки, мостики, ходить друг к другу в гости. Дети могут их называть «красный петушок», «смешной козел», «озорной мишутка» и др.

        Постепенно внимание детей сосредоточивается на орнаменте, узоре, которым раскрашена игрушка, учить детей находить характерные элементы росписи – кольцо, горошки, полоски, обводить их пальцем, называть цвет. Так же можно использовать фланелеграф, выкладывать на нем узор дымки.

        В средней группе надо стараться углублять интерес детей к этим игрушкам. Дети должны не просто уже любоваться дымковыми игрушками, но и уметь рассказать о них: как называются, из чего сделаны, как с ними можно играть. На занятиях по аппликации дети учатся составлять узоры уже более сложные и многокрасочные. Выкладывать на полоске, прямоугольнике, круге, а также на бумажных силуэтных фигурках дымковских игрушек, стараясь сочетать элементы по форме и цвету. На занятиях по рисованию можно предложить детям украсить фартучек для нянюшки-кормилицы, силуэты зверюшек, птиц. Вначале дети выполняют задания по образцу, затем по своему усмотрению могут дополнить узор другими элементами росписи, изменить цвет. Учить детей рисовать кружочек внутри горошенку, полоски разные по ширине. Навыки, приобретенные детьми надо закреплять в самостоятельной изобразительной деятельности. В средней группе дети начинают лепить дымковую игрушку. На занятиях по темам: «Плывут уточки», «Птица-крылатка» - показываем детям прием лепки из морковки. Если это для детей трудно, то можно дать бумажные крылышки, украшенные элементами дымковой росписи. Чаще использовать на занятиях художественное слово: потешки, загадки, частушки. Например:

Летели две птички, собой невелички,

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились.

Взвились, полетели, песенки запели.

        Так же использовать народные. Все это способствует более глубокому восприятию цвета, формы дымковой игрушки.

        В старшей и подготовительной группах продолжаем знакомить детей с изделиями народных мастеров. Учим способам лепки, которыми пользуются народные умельцы, развиваем стремление самим создавать дымковую игрушку. Проводим беседы. Дети в этих группах могут слепить уже различных животных, зверей, птиц, человечков, модниц, кавалеров. Так же можно предложить детям на глиняных плитках роспись в стиле «дымки», наносить на плитке рисунок цветка, птицы, окна, а потом на этот контур накладывать комочки глины и получается барельеф. Такие детские работы можно использовать для украшения группы, как подарки к праздникам, днем рождения. На занятиях по рисованию дети росписывают силуэты дымковских игрушек, помимо кружочка, горошин, полосок, они используют и более сложные элементы: волнистые линии, сеточки, точки большие и маленькие, полоски широкие и узкие.

        Воспитатель также в своей работе использует фотографии, иллюстрации. При анализе детских работ обязательно обращаем внимание на яркость, сочетание цветов, на их чистоту, какое чувство вызывает та или иная работа. Так же можно предложить детям росписать объект дымковскую игрушку, сделанную из бумаги самими детьми на занятиях по конструированию. Такое художественное творчество приносит детям радость, раскрывает их способности, удовлетворенность в работе. Юмор дымковской игрушки вызывает у детей желание поиграть с ней: оживить сказку, например о трех медведях, самим продумать сказку. В группах можно устраивать выставки детских поделок, и даже праздник «Свистунья» можно провести в детском саду. Таким образом, знакомство с дымковской игрушкой позволяет углубить работу по эстетическому воспитанию дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Д/воспитание №8, 1984г.
  2. «Народные художественные промыслы» (Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская).
  3. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры» (Р.А. Бардина)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению детей с Дымковской игрушкой

Занятие знакомит детей с историей возникновения, технологией изготовления и росписи дымковских игрушек. Можно дополнить занятие рисованием для закрепления материала....

Перспективный план реализации проекта по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой

    Знакомство детей с предметами народного творчества и изобразительная деятельность оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его...

Презентация "Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой"

основы знакомства детей с декоративным творчеством...

Проект во 2 младшей группе "Знакомство дошкольников с дымковской игрушкой"

Данный сборник содержит практические материалы занятий рисованием и лепкой во второй младшей группе детского сада. Картотеки и материалы по работе с родителями. Весь материал направлен на реализацию з...

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...

конспект. ознакомление детей с дымковской игрушкой, декоративное рисование.

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками. Формировать умение составлять не сложную композицию для ткани на юбку дымковской барышни.Закреплять умения детей располагать ...