викторина "Знатоки родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

МБДОУ города Кургана «Детский сад № 118 «Мишутка» 
Панасенко Венера Сергеевна
воспитатель первой квалификационной категории
 
Викторина «Знатоки родного края»
 подготовительная к школе группа
 
Цель: Расширять знания детей о родном крае.
Задачи: 
Уточнить представления о родном крае и понятии «малая родина», о символике и достопримечательностях города Кургана. 
Расширять знания о знаменитых людях Зауралья и их профессиях. 
Развивать  мышление, память.
Совершенствовать грамматически правильную речь детей, умение четко выражать свои мысли. 
Продолжать воспитывать любовь к малой родине.
 
Предварительная работа: чтение и разучивание стихов, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с изображением города, экскурсия в библиотеку им. Лермонтова, беседа о знаменитых людях Зауралья, слушание песни о Зауралье.
 
Оборудование: картинки с изображением зданий города; слайды с фото  Илизарова, Травников, Куликова, Витебского; 3 конверта с частями флага и герба города; три разрезные открытки; фишки; фонарик; магнитофон, аудиозапись с песней о Зауралье;  чудесный мешочек, предметы - пакетик из-под  молочного напитка, яйцо, танк  (игрушка), батон (муляж), мост (картинка),                                            витамины, дрожжи в пакетиках, автобус (игрушка), колбаса  (муляж),                                          медали с гербом города, микрофон.
 
Словарная работа: малая родина.
 
 
 
Ход:
Дети стоят полукругом. 
В.: - Дети, давайте пожелаем нашим  гостям доброго утра и улыбнемся. На каком языке мы разговариваем? Почему? Ответы детей: Потому что мы - русские, россияне, мы  живем в России.
В.: - Послушайте отрывок из песни и скажите о чем она? О Зауралье. Зауралье  - часть нашей большой Родины. (Можно показать на карте)
В.: - Что же такое Зауралье? 
 
Ребенок:   (Чтение стихотворения Леонида Куликова «Зауралье»)
 
                    Что такое Зауралье?
Скажет вам любой земляк:
Левым боком я – уралец,
Правым боком – сибиряк.
На зеленом разнотравье
Между колками озер
Развернуло Зауралье
Золотых ночей ковер.
 
В.: - Ребята, скажите, с чего начинается родина? Ответы детей: с семьи, со слова «мама», с нашего города;  с того места, где ты родился.
В.: - Эти места мы называем «малая родина». Это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
 
Ребенок: Малая родина – островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели,
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая милая 
Родина моя!
 
В.: - Сегодня мы проведем викторину «Знатоки родного края».  
Для этого вам надо сложить части открытки. Получилось три разных открытки, значит, у нас три команды. Выберите название команд. Будьте внимательны, слушайте вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа переходит другой команде. А при подведении итогов выявим команду «Знатоков родного края».
 
Ребенок: На берегу реки широкой
Стоит наш город молодой.
Живут в нем взрослые и дети.
Все очень любят город свой.
 
 
Воспитатель по очереди задает вопросы детям:
- Как называется наш город?  
- А люди, живущие в нем? 
- Почему наш город носит такое название? 
- Сколько лет нашему городу?
- Кто был основателем нашего города? 
- Какая река протекает через наш город? 
 
 
 
Задание 1:
 «Собери символ»: флаг составить из отдельных частей, а герб из разрезных частей  картинки – для каждой команды.
- Что у вас получилось? Ответы детей: герб и флаг нашего города.
- Какие основные цвета и что они обозначают? Ответы детей: Зеленый – символ надежды, свободы, радости и изобилия, соответствует траве, растительности. 
Белый – означает мир, чистоту совести, люди миролюбивые, честные, справедливые). За правильные и полные ответы - фишки.
 
В.: - Чтобы перейти к следующему заданию, проследим глазами за лучом света. 
Игра «Поймай зайку» (упражнение для укрепления мышц глаз) Воспитатель пускает фонариком солнечного зайчика, дети сопровождают его взглядом. Не поворачивая головы. Продолжительность 20-30 сек.
В.: - Глаза ловили солнечного зайчика, а теперь он вам укажет место, где лежит «секретик». Дети достают «чудесный» мешочек.
 
Задание 2:  Игра «Секретик». Воспитатель подходит к каждой команде по очереди, дети достают из волшебного мешочка предметы и вспоминают, на каких предприятиях их могли изготовить: 
 
         - вопрос -                                  - ответ –
 
- Что это?                                                             - Где произвели, изготовили?
пакетик из-под  молочного напитка -                 на молочном комбинате
яйцо   -                                                                   на птицефабрике
танк  (игрушка) -                                                   на машиностроительном заводе
батон (муляж) -                                                     на хлебозаводе
мост (картинка) -                                                   на заводе «Стальмост» 
витамины –                                                            на  комбинате «Синтез»
дрожжи в пакетиках –                                          на дрожжзаводе
автобус (игрушка) -                                              на автобусном заводе
колбаса  (муляж)  -                                                 на мясокомбинате
 
Задание 3:  «Улицы  города»
Дети сидят на стульчиках полукругом.
- Какая улица главная в городе? (улица Гоголя)
- На какой улице находится площадь им. Ленина? (улица Гоголя)
- Что находится на площади? (администрация, памятник Ленину, возле площади: драмтеатр, кинотеатр Россия, Главпочтамт, церковь Александра Невского, памятник родителям, дом детского творчества и т.д.)
- Какие улицы вы еще знаете, назовите их? 
 За правильные и полные ответы - фишки.
 
 
Физкультминутка: 
 
На ладони Зауралья                            показ ладони, потом другой
Город мой навеки встал.                 хлопок руками, «замок», вывернуть над   головой
Он блестит стеклом и сталью           спрятать одну руку, потом другую за  спину, 
И растет что твой кристалл.              повороты в стороны
Здесь избушки, как старушки           руки по очереди вверх, в «домик», свернуть 
                                                                  в «платок» под подбородок
В окруженье молодцов,                     вокруг себя, выставит ногу как «молодцы»
Молча смотрят на верхушки            смотреть из-под руки вправо вверх                                                             
                                                                  - влево  вверх (как смотреть в даль)
Подрастающих домов.                      махи руками через стороны (качалочка)
    
В.: - Это стихотворение написал Леонид  Куликов. Некоторые улицы тоже названы в честь знаменитых людей. Прекрасна земля зауральская и ее вдохновенные люди. 
 
 Задание 4: «Известные люди Зауралья». 
После каждого правильного ответа демонстрация слайдов. 
 
- Этот человек изобрел аппарат, который помог встать людям на ноги. (Гавриил Абрамович  Илизаров). Чем ещё был награжден Г.А.Илизаров? Кем был по профессии? (награжден Орденом Улыбки)
 
- Этот человек изображает на плоскости листа природу и передает ее жизненную силу через акварель. (Герман Травников) Кем был по профессии?
 
- Этот человек писал стихи о родном городе, сказки в стихах, его именем названа библиотека. (Леонид Иванович  Куликов) Уточнить профессию.
 
- Этот человек гордость нашего города и области, известен благодаря медицине. На главном корпусе областной больницы установлена мемориальная доска с его именем. (Яков Давыдович Витебский) Уточнить профессию.
 
- Каких ещё известных людей вы знаете? (Терентий Семенович Мальцев – хлебороб.  Юрий Гальцев – юморист, артист.  Юлия Савичева – певица. Светлана Капанина - летчик).
 
Задание 5: «Назови, что находиться в городе»
 Дети стоят  в кругу, передавая - волшебный микрофон друг другу, называют достопримечательности города. За ответы – фишки.
В.: - Представьте, что я московская журналистка. Приехала по заданию редакции сделать репортаж о городе Кургане. Куда бы вы посоветовали сходить, на что в городе у вас можно посмотреть? 
Дети называют, что находиться в городе  - театры, филармония, учебные заведения, парки, вокзалы, музеи и т.д.
 
Задание 6:  Игра «Закончи предложение». Пословицы и поговорки о родном крае. Дети сидят на стульях. Воспитатель начинает, а дети продолжают.
 
- Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Где жить там и слыть.
- В каком народе живешь, того обычая и держись.
- Глупа та птица, которой гнездо не мило.
- Всякому мила своя сторона.
- Где родился, там и пригодился.
- Всякому мила родная сторона.
- Своя сторона не бывает холодна.
- Родная землица и во сне сниться.
 
В.: - Подведем итоги викторины «Знатоки родного края».
Проводится подсчет фишек у каждой команды.
 
Награждение медалями «Знаток родного края».
 
В.: - Спасибо вам, дети, что вы оказались хорошими знатоками. Знаете улицы, известных людей Зауралья, достопримечательности. С помощью вас наши гости тоже узнали что-то новое о родном городе, о родном крае.
И в завершении нашей викторины послушайте стихотворение Константина Сульдина о Кургане:
 
…С тобой, Курган,
Столько связано в жизни моей!
С тобой, Курган,
Разделю я тепло своих дней.
И где бы я ни был,
В каком бы далеком краю,
К тебе, мой Курган,
Я вернусь, эту песню спою…   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....