Организация эколого-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
статья (окружающий мир, старшая группа) на тему

Загребина Елена Васильевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_ekologo-ozdorovitelnoy_raboty.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Татьянкина Татьяна Евдокимовна,

заведующий

Загребина Елена Васильевна,

старший воспитатель

МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области

ул. К. Либкнехта, 41

телефон: 883352 2-17-53

Организация эколого-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Здоровье человека – тема весьма актуальна и в 21 веке она становится первостепенной.

Сегодня, несмотря на все достижения медицины, сохранение здоровья населения, прежде всего детей, остаётся одной из серьёзнейших проблем современного общества. Многие факторы повседневной жизни оказывают негативное влияние на здоровье и развитие подрастающего поколения. Для её решения нужны новые подходы, современные технологии, объединение специалистов различных отраслей: педагогов, врачей, психологов, учёных, родителей.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, около 85 % детей имеют отклонения в состоянии здоровья от лёгкой степени выраженности до тяжёлой патологии.

По результатам мониторинга, проведённого в дошкольном учреждении,  каждый третий ребёнок  имеет отклонения в физическом развитии. Поэтому проблема сохранения здоровья и создания здоровьесберегающей среды  – одна из ключевых проблем в системе работы нашего ДОУ. И это вполне актуально – только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие.

В связи с этим основной целью работы учреждения является создание здоровьесберегающего образовательного пространства и обеспечение развития воспитанников, педагогов, родителей.

Взаимоотношение человека с природой осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь [1].

В Концепции  устойчивого  развития  России  выделен  раздел  «Экологическое  образование, экологизация  общественного сознания». В нем  особо  подчеркивается  важность  формирования  всеми  доступными  средствами  экологического  мировоззрения  граждан России, в  первую  очередь  детей, «среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер» [2].

         «Человек – высший продукт природы, но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть умным, сильным и здоровым!» [3].

         Поэтому коллектив пришёл к необходимости организации эколого-оздоровительной работы в ДОУ. Она выстроена с учётом ряда особенностей:

- приоритетного осуществления экологического развития воспитанников и наличия проблемы сохранения здоровья детей,

- сочетаемости задач реализуемой комплексной  «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и парциальных программ эколого – оздоровительной направленности («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Здоровье с детства» Т.С.Казаковцевой),

- регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные факторы),

- ресурсного обеспечение педагогического процесса.

Организация работы осуществляется по нескольким компонентам:

1 компонент  - «Мониторинг уровня здоровья воспитанников».

Основная функция – информационно аналитическая и контрольно – оценочная. Она включает комплексную оценку здоровья воспитанников, которая осуществляется под руководством старшей медицинской сестры.

В результате данной работы оценивается уровень физического и психического здоровья, экологической культуры, эффективность физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми, выявляются проблемы и перспективы, которые  решаются на  психолого-педагогических консилиумах.

2 компонент – «Организация  методической работы с педагогами».

Этапы работы:

- организационно-теоретический – направлен на ознакомление с научно-методической литературой, изучение инноваций в эколого-оздоровительном образовании.  Это привело к созданию творческих групп. Основные формы методических мероприятий: теоретические консультации, проблемные семинары, курсы повышения квалификации, участие в районных методических объединениях;

- методический, где осуществляется овладение методикой экологического образования и оздоровления через диалоги, коллоквиумы, проблемно-проектировочные и моделирующие семинары, круглый стол;

- практический, здесь организуется апробация педагогами детского сада разнообразных форм и методов работы с детьми через семинары-практикумы, презентации, взаимопосещения, педсоветы, стажировки, проекты, разработки диагностических и технологических карт;

- аналитический -  предполагает анализ результатов и обобщение передового педагогического  опыта по проблеме.

Таким образом, поиск инновационных форм позволил обновить содержание работы, которые способствуют интеграции  экологического образования и оздоровительной работы, профессиональному развитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

3 компонент - «Построение эколого – оздоровительного пространства в ДОУ». В ДОУ созданы и функционируют:  физкультурный зал с современным, а также нетрадиционным спортивным оборудованием;  музей природы с разнообразными выставками; спортивные уголки и экологические центры в группах, уголки уединения; спортивная площадка на участке ДОУ  и площадка природы с многочисленными экологическими объектами; комната для сеансов ароматерапии; музыкальный зал; медицинский блок и кабинет учителя – логопеда; экологическая тропа и  мини – лаборатория; огород и  цветник (270 кв.м.); уголок нетронутой природы и беговая дорожка, автогородок.

Эти пространства предоставляют детям свободу, оказывают положительное влияние на мироощущение, самочувствие и здоровье. Всё это является важным условием для  реализации работы по  эколого-оздоровительной направлению в ДОУ, которое способствует физическому, экологическому и познавательному развитию детей.

4 компонент - «Эколого – оздоровительное образование воспитанников».

В эколого-оздоровительном  образовании ребенка большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе. Это, прежде всего -  моделирование объектов природы; решение логических задач «Как вести себя в природе»; наблюдения в разное время года, мини-проекты и т. д.  

Взаимодействовать с окружающей средой позволяют  экскурсии, прогулки, занятия первично-ознакомительные, углублённо-познавательные, обобщающие, комплексные по разделу «Природное окружение. Экологическое воспитание»;  интегрированные, музыкально-ритмические и другие.  При этом у детей расширяется кругозор, формируются нравственные и волевые качества (настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.

 В работе используются сезонные эколого-оздоровительные недели, туристические походы.

Для оздоровления, закаливания, повышения иммунитета детей - практикуется массаж, дыхательная гимнастика,  ароматизация помещения, хождение босиком, игры с водой, песком, полоскание горла, оздоровительный бег на свежем воздухе, талассотерапия – энергия от деревьев, природные адаптогены (элеутерококк), разработан и реализуется проект «Здоровое питание как компонент формирования здорового образа жизни».

Предоставляются дополнительные образовательные услуги. Для коррекции и профилактики опорно-двигательного аппарата организована  группа здоровья «Следок».

В результате совместной деятельности воспитателей и детей создаются условия для развития, оздоровления и самореализации личности ребёнка, развивается  интеллект, выносливость, формируется  познавательное, эмоционально-нравственное, практически - деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

5 компонент - «Эколого-оздоровительное просвещение родителей и работа с социумом», где работа осуществляется по двум направлениям:

-   информационное – через дискуссии, тренинги, папки – передвижки,  деловые игры, консультации, информационные стенды, анкетирование, памятки, рекомендации.

-  практическое. Совместная деятельность детей и взрослых осуществляется через природоохранные акции, праздники, досуги, занятия в школе  для молодых родителей и для неорганизованных детей в группе кратковременного пребывания, клубе эмоционального сближения взрослых и детей «Навстречу друг другу».

Сотрудничество с детской поликлиникой, спортивной школой, областным природоохранным центром, Омутнинским колледжем педагогики, экономики и права, библиотеками, музеем помогает дошкольному учреждению выстраивать систему работы более эффективно.

 Усиление информационно-педагогической поддержки семьи и связь с социумом влияет на создание благоприятного, оздоровительного  микроклимата, обеспечение взаимосвязи физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Таким образом, организации эколого-оздоровительной работы в ДОУ способствует решению проблемы здоровьесбережения детей и  достижению высоких результатов, основными из которых являются:

- снижение заболеваемости детей (на протяжении нескольких лет показатель по болезни  ниже уровня районного и областного);

- повышение уровня экологической культуры у детей, педагогов и родителей;

-  94 % родителей считают эколого-оздоровительную работу в ДОУ актуальной и эффективной в развитии детей;

-    54  % педагогов имеют публикации методических материалов из опыта работы во Всероссийских сборниках.

Литература:

1. Николаева С. Н. «Юный эколог» [Текст]/ Мозаика – Синтез, 1999, 110 с.

2. «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию» [Текст]/ - М., № 440      от 01.04.1996.

3. Павлов И. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Создание условий, планирование работы, осуществление контроля  -  все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....

Эссе "Диалог с дочерью, или Организация учебно-методической работы в дошкольном образовательном учреждении"

В эссе раскрыты реальные события, специфика работы методиста или старшего воспитателя в ДОУ и личное отношение к профессии....

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из главных задач деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляем...