Вода
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Какой бывает вода»
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать знания о том, какой бывает вода. На опыте показать детям некоторые свойства воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
Материалы и оборудование: Схема круговорота воды в природе, костюмы – туча и капелька, маски – капелька, стаканчики с водой, стаканчики с молоком, чайные ложки, кусочки льда, картинки, разные сосуды, монеты, пуговицы, камушки, перья, яблоко, морковь, терка, блюдца.
ХОД: Шум речки на кассете.
Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.
Ребята, отгадайте загадку:
Водяные мы частички,
Все похожи как сестрички.
Сверху падаем мы в низ
На крышу дома, на карниз. (Капельки).
Верно, ребята, вы отгадали загадку, да не простую, а водяную!
«Жила была в глубоком колодце маленькая капелька… (под музыку из колодца вылезает капелька).
Кап. Скучно мне сидеть в колодце
Среди сырости, без солнца.
Мне в колодце холодно
Мне в колодце сыро!
Ничего не хочется,
Ничего не мило.
Лучше в садик к детям пойду
И сказку о воде им расскажу.
Восп. Водичка серебристая струится из-под крана,
И мыло есть душистое, как дома в нашей ванной.
Восп. - Водичка серебристая, ты как сюда попала!
Кап. - Через луга росистые, я в детский сад бежала.
Восп. - Водичка серебристая, зачем ты к нам бежала!
Кап. – Чтоб все вы были чистые, чтоб все у вас сверкало.
А теперь мы с капелькой предлагаем вам отгадать загадки.
Кап. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь).
Восп. Вился, вился белый рой,
Сел на землю стал горой. (Снег).
Кап. Рыбам зиму жить тепло, Что случилось
Крыша – толстое стекло (Лед) с речкой зимой?
Восп. Не колючий, светло-синий
По кустам развешан… (Иней).
Кап. С дальних просек и полян
К нам во двор приплыл… (Туман).
Восп. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошел искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса).
Получается, что вода бывает очень разной. Может быть вода, как волшебница, умеет превращаться во что? (ответы детей). Дождь, снег, лед, иней, роса, туман.
Вода не только волшебница, но еще и путешественница. Показываю таблицу «Круговорот воды в природе». Объясняю ребятам, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках и реках. Поят растения, а затем под лучами солнышка снова возвращаются домой – к маме тучке. Из которой когда-то пришли на землю в виде дождя.
Дети, хотите превратиться в капельки и отправиться в путешествие. Я буду мамой-тучкой, бегите ко мне, я превращу вас в капельки.
Подвижная игра «Мы - капельки»
Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи. Она – тучка-мама, а дети – её детки-капельки. Ребята окружают маму-тучку, прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан – дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они – капельки, зовут их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся. Для этой игры хорошо бы подобрать музыкальное сопровождение.
Садимся за столы.
Прошу детей рассказать мне о том, как путешествуют капельки в природе.
Загадка: Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда,
Ну конечно я … - вода.
Ребята, давайте превратимся в маленьких исследователей и на опыте познакомимся с некоторыми свойствами воды. Потому что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного.
ОПЫТ 1. «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят 2 стаканчика. 1 – с водой, 2 – с молоком. На столе лежит картинка. Поставить стакан с водой – видно? А стакан с молоком? Нет.
ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко – нет.
ОПЫТ 2. «У воды нет вкуса».
Перед детьми 2 стакана – вода и молоко.
Предлагаю попробовать воду. Есть ли у неё вкус? Пробуем молоко. Снова для сравнения пробуем воду. Дети должны убедиться, что у воды нет вкуса. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит «какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует
ВЫВОД: У воды нет вкуса.
ОПЫТ 3. «У воды нет запаха».
Перед детьми стоят 2 стакана. 1 – с водой, 2 – с молоком. Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть дети нюхают и молоко. Пусть сравнивают.
Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
ВЫВОД: Уводы нет запаха.
ОПЫТ 4. «Вода жидкая, может течь».
Перед детьми 2 стакана: один с водой, другой пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
ВЫВОД: Вода жидкая, может течь.
ОПЫТ 5. «Вода не имеет форму».
Обращаю внимание детей на кубик льда.
- Что это такое?
- Какой формы этот кусочек льда?
- Кубик льда твердый или жидкий?
Давайте опустим его в стакан.
- Как вы думаете, что с ним произойдет? Опускаем кубик. Наблюдаем и делаем ВЫВОД: кубик не изменяет свою форму.
- - А если кубик положить на блюдце. Поменяет он свою форму или нет? Кладем, наблюдаем, делаем ВЫВОД: кубик твердый, он свою форму не меняет.
Предлагаю детям рассмотреть воду, в стакане и рассказать какая она? (жидкая).
- Есть ли у неё форма? (форма стакана).
- А если мы выльем воду в блюдечко. Произойдет, ли что ни будь с водой?
Выливаем воду в блюдечко, делаем ВЫВОД – вода приняла форму блюдечка
- Что мы, ребята, выяснили в результате нашего опыта? (ответы детей). ВЫВОД: Вода не имеет своей формы, а принимает форму нашего предмета, в который налита.
ОПЫТ 6. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».
- Дети, посмотрите и скажите что налито в ковшик. (вода).
- Как вы думаете, если мы в воду опустим разные предметы – что с ним произойдет? (ответы детей).
Давайте проведем эксперимент и докажем ваши предположения.
Дети по очереди берут, с подноса предметы опускают в воду и рассказывают, что произошло с предметом.
Вывод: В воде тонут тяжелые предметы, а легкие не тонут.
Ребята, мы с вами сегодня убедились, что вода волшебница и таит в себе много неизвестного. Мы узнали, что она может путешествовать может превращаться в разные осадки и еще у ней много разных свойств.
- Кто сможет мне напомнить свойства воды.
Дети, как вы думаете, кому нужна вода на Земле? (человеку, растениям, животным).
- Расскажите, как человек использует воду? (стирает, моет, купается, готовит еду).
- Как вы думаете, сколько воды употребляет человек в течение дня? (ответы детей).
Ведем подсчет употребляемой жидкости за день в детском саду
- Какую жидкость употребляете на завтрак? Чай, кофейный напиток.
- На обед? Компот.
- На полдник? Молоко или кефир.
- На ужин? Чай.
Человек на 2/3 больше чем на половину состоит из воды.
Игра. «Кто больше назовет съедобной жидкости».
Дети встают в круг и передают друг другу капельку. У кого капелька тот называет съедобную жидкость. Не повторяться. (Ситро, минеральная вода, сладкая вода, кисель, сок, бульон, какао, молочный суп, морс, кофе, чай).
Ребята, мы уже с вами говорили, что человек больше чем на половину состоит из воды.
- Как вы думаете, а в овощах и фруктах есть вода?
ОПЫТ 7. «Фрукты и овощи».
Давайте докажем. Берем терку и трем яблоко. Берем морковь и трем на терке.
А теперь возьмите ложку и надавите на яблоко и морковь. И посмотрите, что мы видим? Что из тертой моркови и тертого яблока выступает сок.
Вывод: В овощах и фруктах есть вода.
На заводах в специальных емкостях выжимают сок из фруктов и овощей.
Сегодня мы с капелькой хотим угостить вас и наших гостей вкусным яблочным соком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Комментарии
Очень хорошее и
Очень хорошее и познавательное занятие. Спасибо пригодится для проведения исследовательской деятельности в группе.