Воспитание экологической культуры как части культуры личности.
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Полякова Ирина  Вячеславовна

Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание  основ экологической культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание  экологической  культуры  как части  культуры  личности.

Конспект организованной образовательной  деятельности

"В гостях у Лесовичка"

Цель: Обогащать знания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основы экологической культуры.

Предварительная работа: ознакомление с обитателями леса и растениями; рассматривание иллюстраций леса в разные времена года; чтение рассказов, сказок; заучивание стихотворений о природе; разгадывание загадок.

Материалы: Две картины изображающие два царства; шапочки животных и птиц для детей; шапочка Лесовичка, текст правил поведения, картинки - схемы по правилам, два набора разрезных картинок, корзинка и природным материалом, макеты деревьев и цветов, фонограмма "Шум леса".

Методические  приёмы: Утром, дети находят в своем почтовом ящике большой конверт. Вместе с воспитателем они узнают, что письмо из леса от Лесовичка. В письме содержится текст правил поведения в лесу и рисунки, изображающие содержание правил. Воспитатель зачитывает детям правила, все вместе рассматривают рисунки.

Предложенные правила:

1.        Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2.        Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!

3.        В лесу можно поиграть: листьями пробросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!

4.        Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5.        Пучеглазую лягушку, ползучего жука, кусачих муравьев можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6.        Звери всякие нужны - звери всякие важны! Не обижай, не пугай их зря! Воспитатель: Все ли правила верны?

Дети: Нет.

Они выбирают нужные. И доказывают, почему они их выбрали.

Воспитатель: Теперь мы знаем с вами правила поведения в лесу и смело можем отправиться в лес, но не в простой, а в сказочный. А чтобы нам туда попасть, мы должны с вами одеть вот эти шапочки, изображающие животных и птиц.

Воспитатель надевает шапочку Лесовичка. Все входят в музыкальный зал, который оформлен макетами разных деревьев. Возле деревьев растут лесные цветы и грибы. Звучит фонограмма "Шум леса". Дети ходят и рассматривают все вокруг.

Воспитатель садится на пенек.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я - Лесовичок, хозяин этого леса. Вижу, справились с моим заданием, наверно устали, так присядьте возле меня, отдохните. Я вам сказку расскажу.

Дети усаживаются, а воспитатель вывешивает на деревья две картины. Одна изображает "Царство Растений", другая "Царство животных". "Царство Животных и Царство Растений" по Ф.Кривину.

"Есть на  нашей Земле два   царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут - то на одной территории, и все у них общее: земля, реки, моря.

Называются эти царства так: Царство Растений и Царство Животных. Жители Царства Растений занимаются земледелием: добывают из земли пищу, которой кормится само и кормит дружественное Царство Животных. Жители Царства Животных со своей стороны оберегает Царство Растений от болезней и вредителей и помогает его жителям обогащаться между собой: ведь жители Царства Растений, крепко привязанное к земле, не имеет возможности передвигаться с места на место.

В какой бы далекий уголок Земли мы не попали, всюду встретим жителей обоих царств, которые в самых суровых условиях не только не враждуют, но поддерживают, помогают друг другу. А как же иначе? Когда живешь на одной планете, нужно стараться жить в мире, а не враждовать. Представляете, что было бы, если между этими двумя царствами вспыхнула война? На земле вообще не осталось бы ни одного царства. Мы с вами принадлежим к Царству Животных, и должны подчиняться главному закону этого царства - уважать интересы Царства Растений и каждого его представителя: каждого дерева, кустика и цветка. Потому что мы, живем на общей планете. И на нашей Земле могут существовать либо оба царства, либо ни одного»  Вот так, ребятки. Понравилась вам сказка? Дети: Да, очень

Воспитатель: Вижу, любите вы сказки, а играть любите? Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю поиграть в игру "Дети и волк". Где у нас тут Волчонок? (Ребенок в шапочке волка).

Все играют в игру. На слова: "Дети по лесу гуляют, ходят, бегают, играют" - дети выполняют движения по тексту.

Волк в это время прячется за деревом. На слова: " Дети, поспешите, волк за деревом, бегите!" - играющие бегут в дом (отмечается заранее), а волк их ловит.

Воспитатель: Ну, вижу, и играть вы любите. А загадки отгадывать умеете?

Дети: Да, сумеем.

Воспитатель загадывает детям загадки:

Зимой с седой бородой,

Летом новая вырастает,

Осенью отпадает.

                         (Лес).

У кого есть шапка без головы,

Нога - без сапога?

                                         (Гриб)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

 Очень любят бусы эти

 Дети, птицы и медведи.

                                       (Ягоды).

То рыжая, то серая,

 А названьем белая.

                                    (Белка).

Зимой спит, летом ульи ворошит.

                                                         (Медведь).

Слетают с ветки золотые монетки.  

                                                    (Осенние листья).

Рук нет, а дома себе строят.

                                                   (Птицы)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вижу, что и загадки умеете отгадывать. А сейчас задание посложнее. Но сначала я вам предлагаю разделиться на две команды. Одна команда "Царство Растений",другая команда "Царство Животных".

Детям предлагаются разрезные картинки, с помощью которых образуются две кс манды. Они собираются в команды, выкладывая и соединяя детали. Одна картинка изображает животное, другая растение.

Воспитатель: Вот, команды наши собрались, а теперь вам всем вот такое задание. Придумайте рассказ о том, что происходит с природой осенью.

Дети совещаются в командах и представляют свои рассказы.

Воспитатель: Хорошие получились рассказы. Но какой лучше, я даже не знаю. Может, вы мне подскажите, какой рассказ вам больше понравился? И расскажите, почему?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Понравилось вам у меня в лесу? А что больше всего понравилось, или запомнилось?

Дети высказываются.

Воспитатель: На прощанье я хочу вам подарить подарок, надеюсь, он вам пригодится.

Вручает корзину с природным материалом. Дети благодарят Лесовичка, снимают шапочки и возвращаются в группу. В группе дети изготавливают поделки из природного материала. Оформляется выставка.