Экологическое воспитание, как средство развития детей дошкольного возраста
материал по окружающему миру по теме

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание, как средство  развития детей дошкольного возраста».

                          М БДОУ № 27 «Росинка»

                          Старший воспитатель,

                          высшая кв.категории Михайлова А.Г.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

В соответствии с этим мы выделяем основные задачи экологического образования:

  1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятия её красоты и многообразия;
  2. Формирование знаний о природе;
  3. Развития сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

В детском саду № 27 «Росинка» мы используем следующие экологические программы:

  1. Юный эколог – автор С.Н.Николаева

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников. В программе представлено 5 разделов: первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; в третьем прослеживается их роль в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвёртом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; в пятом показаны разные формы взаимодействия человека с природой. В программу «Юный эколог» входит подпрограмма, предназначенная для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».

  1. «Наш дом  - природа» - автор Н.А.Рыжова

Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека к ней. К программе есть методические разработки, представленные в серии книг Н.А.Рыжовой: «Волшебница-вода», «Воздух невидимка», «Невидимые ниточки природы», «Не просто сказки» и другие.

      Воспитатели нашего  детского сада посещали авторские семинары Н.А.Рыжовой. Была приобретена методическая литература и пособия по экологическому образованию.

Педагогами ДОУ были обобщены и распространены опыты работ по экологическому направлению на педагогических советах, кустовых методических объединениях. Воспитатель Имамова Г.А. обобщила опыт работы по теме: «Экологическое воспитание через игровую деятельность», воспитатель по обучению детей родному языку Вазиева Л.Н. по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к природе родного края».

Экологическое воспитание требует наличия определённой материальной базы. В детском саду имеется экологический кабинет, в каждой группе уголок природы. Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у детей практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными. В экологическом кабинете имеются комнатные растения, аквариум  с рыбками, красноухими черепахами, террариумы с отдельными представителями животного мира (хомячки, морские свинки, черепахи). На территории и участках  для разнообразных наблюдений и ухода за растениями имеется огород и цветники, уголок леса, сада. Разработана экологическая тропа по территории детского сада. В методическом кабинете имеются иллюстративные пособия, муляжи, модели, микроскоп и различное оборудование для проведения опытов, технические средства обучения.

Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.

По экологическому развитию детей мы используем различные формы работы:

  1. Занятия  (в форме путешествий, игры, с привлечением родителей, КВН);

На занятиях широко используются:

- проблемные ситуации для проведения опытов (позволяющих «открыть новое знание»;

- вопросы поискового характера;

- игровые приемы;

-сюрпризный момент;

- практическая работа и поисковая деятельность.

  1. Экскурсии;

На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года, дети учатся ориентироваться на местности.

  1. Практическая деятельность в природе;

Для ознакомления детей с природным миром предусмотрено большое количество практических работ, в том числе: труд по уходу за растениями и животными, проведение наблюдений и элементарных опытов, ориентирование на местности и т.д. Практические задания дают детям возможность усваивать не только фактический материал, но и приучают мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира.

  1. Природоохранные акции;

Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Мы проводим с детьми следующие природоохранные акции:

- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);

- «Чистое утро» (уборка территории):

- «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление);

- «День цветов» (создание цветочных клумб);

- «Майский букет» (выращивание цветов к Дню Победы);

- «День огородника» (создание овощных грядок).

  1. Проведение экологических викторин;

- «Лес и его обитатели»;

- «Мир природы»;

- «В мире прекрасного» и другие.

  1. Выпуск детьми экологических плакатов.

Итоги работы по экологическому воспитанию отражаются в конкурсе плакатов и рисунков на темы: «День Земли», «Сохрани окружающий мир», «Мир вокруг меня», «Русская берёзка» и выпуск «Экологических листков».

Дети подготовительной к школе группы  в конце года объясняют экологические зависимости, устанавливают связи и взаимодействия человека с природой. Могут ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Имеют представления о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края. И устанавливают причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

 Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка. Для реализации системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установлению с ними партнёрских отношений мы ставим следующие задачи:

  1. Повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;
  2. Вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически-ориентированную деятельность;
  3. Создание в ДОУ атмосферы общности интересов в контексте решения задач по экологическому воспитанию дошкольников.

Формы работы с родителями самые разнообразные, проведение семинаров-практикумов, участие в природоохранных акциях, оформление информационного материала, анкетирование, проведение совместных досугов и развлечений, день открытых дверей, выпуск экологических листовок и плакатов, родительские собрания, выставки, участие в экологических играх, презентации поделок, игр, пособий и рисунков на тему: «В союзе с природой». Разработанная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

Таким образом, цель нашей работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста на единых подходах и принципах:

-непрерывности преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учётом возрастающей детской компетентности;

-развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;

- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

-рациональное сочетание разных видов детской деятельности;

-обеспечение психологического комфорта, повышения внимания к здоровью детей;

-отношение к ребёнку как личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

-сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

Выступление на региональном семинаре «Вариативность педагогических технологий в экологическом образовании для учителей начальных классов  на базе  МОУ СОШ № 13

на тему: «Особенности экологического воспитания в детском саду».

                          г. Набережные Челны

                           Детский сад № 27 «Росинка»

                           23.10.2008 г.

                           Старший воспитатель: Михайлова А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"...

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста....

Опыт работы по экологическому воспитанию с родителями детей дошкольного возраста

Работа с семьей - важная и очень сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. ...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаим...

Консультация для родителей "Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...