Занятие по валеологическому воспитанию "Путешествие в страну смешных человечков"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Занятие разработано для детей среднего дошкольного возраста и направлено на формирование у детей представлений о функциях органов чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по валеологическому воспитанию

«Путешествие в страну смешных человечков»

                                                                                                 воспитатель

Селезнева М.А

Цель: формирование представлений у детей  о функциях органов чувств.

Задачи: 

  1. уточнить функции органы чувств при помощи опытов;
  2. развивать восприятие детей путем активного использования разных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние);
  3. развивать способность детей анализировать свои ощущения;
  4. формировать интерес к познанию своего тела и бережное отношение к нему;
  5. воспитывать умение внимательно слушать педагога, своего товарища, отвечать на вопросы.

Материал и оборудование:

 На каждого ребенка – кусочек хлеба, ватная палочка, контейнеры с кусочками ваты, пропитанные запахами хвои, апельсина, розы.

 Для  педагога: аудиозапись, четыре ширмы в виде домика, нарисованные фигурки четырех смешных человечков, три стаканчика с кислым, соленым, сладким раствором, предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, колокольчик, ложка).

Ход занятия

   Воспитатель:  Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в Волшебную страну, где живут добрые и смешные человечки. Хотите отправиться? А как вы думаете, на чем туда можно добраться? (Предполагаемые ответы детей: на поезде, самолете, автомобиле и т.д.).        Ребята, но это же волшебная страна, туда можно добраться на волшебном виде транспорта. А как вы думаете, что нам может помочь?

Дети рассуждают.

   Воспитатель: У меня есть волшебный ковер-самолет. Как вы думаете, он нам подойдет? Отправляемся в путешествие. Рассаживайтесь все поудобнее. Чтобы ковер полетел, нужно сказать: «Раз, два, три, волшебный ковер, лети!» Эти слова нужно произнести с закрытыми глазами. Давайте закроем все глаза. Произносим все вместе заклинание.

Звучит волшебная музыка.

   Воспитатель:  Откройте глаза. Представьте, что мы поднялись высоко над облаками и летим с огромной скоростью. Поднялся сильный ветер, держитесь друг за друга, чтобы не упасть. Ветер утих, мы опускаемся на землю. Вот перед нами Волшебная страна. Посмотрите, какие домики, в них живут смешные человечки. Давайте выберем, в какой домик мы пойдем.

Дети договариваются, выбирают домик.

  Воспитатель: Тук-тук-тук, кто в домике живет? В этом домике живет смешной человечек (воспитатель показывает из-за ширмы нарисованную фигурку человечка с большими ушами). Этого человечка зовут Ушастик. А как вы думаете, почему его так назвали? (Дети: потому что у него очень большие уши). А сейчас, ребята, мы узнаем, зачем нам нужны уши. Плотно закройте себе уши ладошками, прижмите ладони к ушам. (Воспитатель произносит 2-4 слова достаточно тихо, чтобы дети не расслышали). Откройте уши.  Что я только что делала? (Ответ: говорили, мы это видели по губам). А что я сказала? (Ответ: не слышали).

     Воспитатель:   А сейчас Ушастик хочет с вами поиграть. Он будет что-то делать за ширмой, а вы отгадайте, что он делает. (Воспитатель производит за ширмой несколько действий: переливает воду из полного стакана в пустой, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой, звенит колокольчиком). Что делает человечек? (Дети легко определяют). Как вы узнали? (Ответ: мы слышали). Так зачем нам нужны уши? (Ответ: чтобы слышать).

  Воспитатель:   

Нам без них нельзя никак

Слышать ход часов: «Тик-так!»

Звонкую в саду кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И помимо звуков прочих,

Мамино: «Спокойной ночи!»

     Давайте поблагодарим Ушастика за то, что он помог нам понять, для чего нам всем нужны уши.

     Теперь пойдем в другой домик. Интересно, кого мы встретим там? Тук-тук-тук, кто в домике живет? А вот и хозяин, еще один веселый человечек. Посмотрите, ребята, внимательно, есть ли в его внешнем виде что-нибудь необычное. Обратите внимание на его лицо.

Дети рассуждают, высказывают свое мнение.

  Воспитатель:   Да, у него очень большие глаза. Его даже зовут Глазастик. А давайте проверим. Зачем нам нужны глаза. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Воспитатель поднимает руки, дети молчат).

 Откройте глаза. Вот что я делала. (Воспитатель повторяет действие). Так зачем нам нужны глаза? (Ответ: чтобы видеть).

Умеют они и грустить, и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться:

Цветущей ромашке и мотылькам,

Белым корабликам - облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки –

Все замечают зоркие глазки.

Физкультминутка

   Воспитатель:   А сейчас Глазастик тоже хочет с вами поиграть. Мы с вами сами превратимся в смешных человечков и будем танцевать, пока звучит музыка. Но как только музыка закончилась, вы останавливаетесь и принимаете позу, которая нарисована на карточке. А Глазастик будет наблюдать за вами.

Дети выполняют указания воспитателя.

   Воспитатель:   Вот у нас на пути еще один домик. Хотите посмотреть, кто в нем живет? А вот и он. Мне кажется, что он нас дразнит. Он показывает нам язык. Его зовут Вкусик. Что в его лице вам показалось необычным? (Ответ: у него большой рот и язык). Вкусик поможет нам понять, для чего нужен рот. Перед вами кусочки хлеба. Съешьте его. (Дети выполняют). Теперь сожмите губы пальцами и скажите: «Я иду гулять».  

(Дети выполняют).

      Вкусик приготовил для нас стаканчики с прозрачными растворами и ватные палочки. Я сейчас намочу ватную палочку в одном из прозрачных растворов и прикоснусь к кончику вашего языка. А вы расскажите, что почувствовали.

Дети рассказывают о своих ощущениях.

   Воспитатель:   Так зачем нам нужен рот? (Ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус). Давайте Вкусику скажем спасибо за то, что помог нам понять, для чего нам нужен рот, и попрощаемся с ним.

          Ребята, у нас на пути остался последний домик, в котором живет добрый смешной  человечек. А вот и он. У этого человечка нет имени. А что в его лице вам кажется необычным? (Ответ: у него очень большой нос).  Давайте проверим, нужен ли человеку нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой. (Воспитатель наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все дети делают вдох). Зачем нужен нос? (Ответ: чтобы дышать). Правильно, ребята. Молодцы.

        Но у носа есть еще одна обязанность. Чтобы мы это запомнили, человечек  приготовил для нас задание. Возьмите каждый по контейнеру, откройте его и поднесите к носу. Что вы чувствуете? (Ответ: пахнет апельсином, елкой, цветами). Так зачем нам нужен нос? (Ответ: дышать и различать запахи). Давайте придумаем имя для смешного человечка.

Дети предлагают варианты, выбирают одно наиболее подходящее.

   Ну как, человечек, нравится тебе твое имя? Ребята, на прощание добрый человечек приготовил вам подарки – маленькие цветочки с разными ароматами. Поднесите их к носу и понюхайте. Приятно пахнет? Нам пришла пора прощаться с волшебным человечком и с Волшебной страной. Скажем до свидания добрым смешным человечкам и большое спасибо за то, что мы узнали, как нам помогают наши помощники: глаза, рот, нос, уши.

   Услышать, как поют птицы и люди, нам помогут…(Ответ: уши), увидеть как красиво вокруг нам помогут…(Ответ: глаза), узнать вкус любимого мороженого нам поможет… (Ответ: рот). О том, как приятно пахнут мамины духи, нам расскажет…(Ответ: нос). Мы будем любить наших помощников и оберегать их от грязи, болезней, ушибов.

     Сейчас, ребята, пришла пора возвращаться. У нас в руках волшебные цветочки, они помогут нам вернуться в детский сад. Для этого надо закрыть глаза и вдохнуть аромат цветка. А теперь откройте глаза, оглянитесь вокруг, мы вернулись в детский сад.

Список литературы:

1. Иванова, А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты  в

 детском саду. Человек. [Текст] / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.

2. Кнушевицкая, Н. А. Это Я! : Анатомия для малышей [Текст] /

    Н. А. Кнушевицкая. Изд-во ТВИН, 2006. – 53 с.

3. Крюкова, С.В. Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. [Текст] /

   С.В. Крюкова. – М.: Изд-во Генезис, 2007. – 112 с.

4. Сизова, Н. О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском

    саду. [Текст] / Н.О. Сизова. – Иркутск: Изд-во Паритет, 2008. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

"Путешествие в Страну Здоровья" занятие с валеологическим содержанием для детей старшей группы.

Занятие в виде занимательного путешествия по различным "станциям" призвано помочь дошкольникам сформировать правильное отношение к своему здоровью, сформировать понимание основ здорового образа жизни....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕК»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ«СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕК»...

Физкультурный досуг «Борьба за место в команде Смешных человечков»

Задачи: создание условий для эмоционального общения детей в различных ситуациях; закреплять навыки выполнения различного вида прыжков; воспитывать ловкость, быстроту реакции, воспитание интереса...

Конспект занятия по валеологическому развитию в средней группе «Путешествие в страну здоровья»

Конспект занятия по валеологическому развитию в средней группе«Путешествие в страну здоровья»...

Дидактическая игра "Смешные человечки"

Внимание — это неотделимая часть всех познавательных процессов, в т.ч. и памяти. Поэтому развивая память, мы тренируем и внимательность, и наоборот, без внимания невозможно что-то запомнить. Игра "См...

Аппликация Смешные человечки

аппликация для средней группе....