Перспективный план по экологии на сентябрь в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Наблюдения на прогулке, экспериментальная деятельность, беседы, игры, чтение художественной литературы, заучивание, труд в уголке природы и на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_v_starshey_gruppe_sentyabr.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ   ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЫ.

СЕНТЯБРЬ.

 

НАБЛЮДЕНИЯ  НА  ПРОГУЛКЕ:

  1. Цикл наблюдений за цветущими растениями:
  1. "Что цветет на нашем участке?" Осмотреть участок, найти цветущие растения , дать их названия.
  2.  "Какие они - цветущие растения?"  Определить строение растений (стебель, листья, цветки, корни). Сравнить разные растения по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.
  3.  "Кто помогал цветам расти?" Обсудить, почему цветы выросли. Определить назначение всех частей растения.
  4.  "Что было сначала, что будет потом?" Дать представление о цикле развития растений.
  5.  "Соберем семена садовых цветов". Учить детей определять зрелость семян, собирать их для хранения.
  6.  "Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?" Дать представление о способах распространения семян растений.

2.  Наблюдение за песком. Показать, что песок состоит из отдельных песчинок. Сравнить песок и речные камни, выявить сходства и отличия. Закрепить знания о свойствах песка.

3. Наблюдение за солнцем. Обратить внимание детей на появление тени в солнечный день. Полюбоваться окружением, сказать, что красиво выглядит на солнце, а что в тени. Обратить внимание на тень человека, ее размеры, форму, как она двигается, исчезает.

                     Солнечный пригожий                                  Хорошо в жаркий день

                     Выдался денек,                                             Встретить тетушку  Тень!            

                     На травинке каждой                                     Под зеленой листвой

                     Пляшет огонек.                                             Повстречались с тобой.

4. Наблюдение за ветром. Что такое ветер? Наблюдение за силой ветра с помощью султанчиков. Какие бывают ветры? Какой сегодня ветер? "Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде". "Без рук, без ног, под окном стучит, в избу просится" (ветер).

5. Наблюдение за птицами. Рассмотреть птиц на участке. Куда улетают птицы осенью? Почему? Как приспособились птицы к наземно-воздушной среде обитания? Как человек заботится о птицах?

          6.Наблюдение за листопадом  Почему осень называют золотой, желтой?  

          Пойдемте,  побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то

          один   листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает  

         на землю. Подул ветер и много-  много листочков с шуршанием полетело на землю.

         Это листопад.                     

Листопад, листопад ,

 Листья по ветру летят

    Листья летят  медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних    листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты?

 Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев?(У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

  1. Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман.

Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

               Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет,

               капает,  хлещет, шумит, стучит по крыше).

Стихотворение С.Егорова «Осень»:

     Все тучи, тучи. Дождик.

     Холодный, словно лед,

     Колючий, словно ёжик,

     По осени бредет.

  1. Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов;

некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.

Не птичка, а с крыльями.  (Бабочка)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.   (Муравейник)

Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.  (Комар)

Вокруг носа вьется,

                           А в руки не дается.        (Муха)

  1. Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто

тяжелыми  тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

           Это что за потолок?

               То он низок, то высок,

               То сер, то беловат,

               То чуть-чуть голубоват.

               А порой такой красивый –

               Кружевной и синий-синий.   (небо)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  1. "Почему цветы осенью вянут?" Цель. Установить зависимость роста растений от температуры окружающей среды и поступающей влаги.

  1.  "Уличные тени". Цель. Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

  1. "Построим город из песка". Цель. Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять умение видеть возможности преобразования, доводитьработу до логического конца.

  1.  "Почему песок хорошо сыплется?" Цель. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость.
  2.  Свет и тень. Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   БЕСЕДЫ.

  1.  "Овощи и фрукты на нашем столе" Цель. Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах фруктов и овощей, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей.

  1. "Работа дежурных в уголке природы". Цель. Познакомить детей с приемами ухода за растениями и животными, назвать обитателей уголка природы, их основные потребности.

  1. "Как заполнять календарь природы?" Цель. Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретом, аккуратно раскрашивать квадратики дней недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.

  1.  "Планета Земля". Цель. Сообщить сведения о планете Земля, влиянии на нее Солнца; учить активно мыслить, видеть красоту Земли; воспитывать желание беречь ее, иметь представление о разнообразии природы на планете.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ИГРЫ.

  1. "Найди ошибку". Цель. Выяснить, что знают дети о состоянии растений в разные времена года.

  1. "Магазин цветов". Цель. Познакомить детей с комнатными растениями.

  1. "Живое — неживое". Цель. Познакомить детей с понятиями "живая и неживая природа", с представителями живой и неживой природы.

  1. "Лес, сад, огород". Цель. Развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез) на основе знаний об условиях произрастания растений.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   СКАЗКИ.

  1.  «Осень». 

  1.  «Прощальная песенка». В.Бианки.

  1.  «Моя береза. Осень». С. Воронин

  1. «Разноцветные кораблики».

ТРУД  В  ПРИРОДЕ:

  1. В уголке природы:
  1. Уход за комнатными растениями.
  2.  Полив комнатных растений.
  3.  Опрыскивание растений.
  4.  Подготовка воды к поливу.
  5.  Наведение порядка в шкафу с природным материалом.

  1. На прогулке:
  1. Отбирать игрушки и материалы и выносить их на участок. Цель. Учить детей действовать в соответствии с предложением взрослого. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

  1. Очищать песок от мусора. Цель. Учить детей принимать участие в наведении порядка в песочнице. Воспитывать исполнительность, ответственное отношение к делу.

  1.  Поднимать песок в кучу. Цель. Совершенствовать навыки работы с лопатами. Учить проявлять старание, добросовестность, целеустремленность.

  1. Убирать мусор на участке. Цель. Учить проявлять в работе самостоятельность, совершенствовать трудовые навыки.

  1.  Сгребать опавшие листья. Цель. Учить работать коллективно, выделять этапы работы, распределять работу, добиваться результатов.

  1. Убирать игрушки после прогулки на место. Цель. Учить складывать игрушки, оборудование, хранить в определенном месте.

  1. Сбор природного материала. Цель. Учить детей отбирать красивый и качественный материал, аккуратно складывать его.

ЗАУЧИВАНИЕ.

«Приметы осени».

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь -

Значит наступила осень.

"Сентябрь"                                                                                           

Хмурится небо, и ветер ревёт:                                              

Знать, появился сентябрь у ворот.                                      

Птички исчезли, и вянет трава,                                            

И пожелтела густая листва.                                                  

Осень настала, а лето прошло.                                              

Радостей много оно унесло.                                                    

Но не печалься, дружок, мой совет,                                    

Лучше из листьев ты сделай букет.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...

Перспективный план мероприятий посвященных празднованию Дня Победы старшая группа

Перспективное планирование разработана для старшей группы....

Перспективный план по нравственному-патриотическому воспитанию в старшей группе

Перспективное планирование по нравственно -  патриотическому воспитанию в старшей группе   № П./п Месяц Занятия Беседы Ознакомление с худ. литературой Игры ...

Перспективный план работы по театрализованным играм в старшей группе

ИсемеПрограмма эчтәлегеМатериалларCЕНТЯБРЬ“Авыру һәм табиб” уен-ситуация Театральләштерелгән уеннарга  кызыксыну уяту,ишетеп кабул итүне активлаштыру. Әлеге һөнәр   белән якы...

Перспективный план по экологии в подготовительной к школе группе

Расширять представления детей    о почве и подземных обитателях. Развивать познавательную активность. Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о свойства...

Перспективный план по экологии в подготовительной к школе группе.

Представлен перспективный план по экологии  по С.Н.Николаевой в подготовительной к школе группе....

Перспективный план работы по ЗОЖ для детей старшей группы группы на 2023-2024 учебный год

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны...