Прохождение экологической тропы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Расширение представлений у детей об осенних изменениях в природе, формирование бережного отношения к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie-prohozhdenie_ekologich._tropy.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Летуновская начальная школа - детский сад Зарайского района

                                                                                             

Коллективный просмотр:

Тема

«Прохождение экологической тропы»

                                                                           

                                                                           Воспитатель

                                                                                                            2-ой разновозрастной

                                                                                                            группы

                                                                                                            Соловьева В.И.

                                                                                                                                                                                                           

                                                          Октябрь  2011 - 2012 учебный год

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Закреплять знания детей о деревьях, цветах, птицах, насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

МАТЕРИАЛ: Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев и цветов, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход НОД

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе, где я вам раскрою некоторые тайны природы.

Выходим на улицу.

Воспитатель:  Утром мы во двор идем –

                          Листья сыплются дождем,

                           Под ногами шелестят

                           И летят, летят, летят...                                                            

 Дети, а какое сейчас время года?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:

                             Разноцветный парк,

                             Разноцветный сад.

                             Листопад начался!

                             Начался листопад!

                             Под ногами у ребят

                             Листья весело шуршат!

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель загадывает загадку: 

                             Стоит Аленка:

                             Платочек зеленый,

                             Тонкий стан,

                             Белый сарафан. (Береза.)                                                                                                                                             Раз, два, три – к березе беги!

Дети бегут к березе.

Воспитатель: Таня, а как ты узнала, что это береза? (Ответ ребенка.) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны».

Воспитатель загадывает загадку: 

                            Весной зеленела,

                            Летом загорела,

                            Осенью надела

                            Красные бусы.                                                                                                           (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? (Ответы детей.) Осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает  внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Угощает детей ягодами рябины и спрашиваю: «Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато – горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее».

Проводится пальчиковая гимнастика:

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ».

1, 2, 3, 4, 5.                                (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.           (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                         (Отгибаем пальчики, начиная с мизинца.)

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем. (Шагают пальчиками одной руки по ладони

                                                     другой.)

Воспитатель: Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

(Дети рассматривают семена.)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Правильно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Какие цветы растут еще на клумбе? (Ответы детей.) Здесь мы видим георгины, флоксы, физалис, бархотки, кислицу и другие. Клумбы бывают разной формы и величины.

Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы и народные приметы:

Дети называют:

1.Рощи да леса – всему свету краса.

2.Зеленая ограда – живая отрада.

3.Дерево водой живет и воду бережет.

4.Срубили деревья – прощай птицы.

5.Осенью гусь летит – к дождю, а лебедь – к снегу.

6.Если сентябрь теплый и сухой – ожидается поздний приход зимы.

Приглашает детям пройти дальше по экологической тропе. Указывает на скворечник.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей – скворцы.) А как домик называется? – скворечник. А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев.  Какие птицы еще осенью улетаю на юг? (Ответы детей.) А теперь давайте вспомним правила поведения в природе. Дети называют: нельзя топтать траву, корни деревьев, кустарников; ходить нужно по тропинкам; нельзя разводить костер, не разорять птичьих гнезд, не рвать цветов, подкармливать птиц зимой…..

Воспитатель: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Дети рассматривают пень.

Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня вы узнали много нового и интересного. А теперь давайте поиграем.

Проводится игра «Найди такой же листок (березы, клена, осины…), какой покажу».

Показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждый ребенок оставляет себе лист (листья у детей должны быть разными).

Проводится пальчиковая гимнастика:

 «ОСЕНЬ».

Ветер по лесу гулял                  (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:              (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

вот дубовый,

вот кленовый,

вот рябиновый резной,

вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.       (Укладывают ладони на коленки.)

Игра «Ветерок». Подул ветерок. Полетели кленовые (березовые, осиновые….) листочки. Покажите, как они полетели. Дети, в руках у которых листья клена (березы, осины…), кружатся.

Воспитатель: Ветерку понравилось с вами играть, и он вам дарит на память листочки (бумажные силуэты), которые нужно раскрасить.                                                                                                          

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Прохождение экологической тропы осенью».

Конспект «Прохождение экологической тропы осенью». экскурсия...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе. Тема:"Прохождение экологической тропы"

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие ...

Презентация "Прохождение экологической тропы"

Обобщить первичное представление об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи)...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Занятие «Прохождение экологической тропы»

дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...

Прохождение экологической тропы.

Прохождение экологической тропы. Занятие по окужающему миру....