Проект "Дорога без опасности"
презентация по окружающему миру на тему

Назначение проекта связано с необходимостью овладения детьми базовых правил поведения на дороге.Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия педагогов,детей,родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_doroga_bez_opasnosti.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский заочный  конкурс «ПРИЗНАНИЕ – ВОСПИТАТЕЛЬ» оригинальных замыслов, перспективных инициатив, инновационной практики обучения, воспитания, развития и социализации детей в современном ДОУ

                                  Номинация конкурса: «Есть идея »

                               Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                              детский сад общеразвивающего вида  №5 «Колокольчик»

                                  города Котельнича Кировской области

        

                                        ПРОЕКТ

«ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ»

             Автор проекта :

                                               Пересторонина  Светлана    

                                                 Анатольевна                                                        

                                                       воспитатель   МКДОУ

                                                       детского сада общеразвивающего  вида  

                                                       №5 «Колокольчик»

               Соавторы  проекта:   Перминова Ольга Николаевна,

                                                       старший воспитатель МДОУ

                                                       детского сада общеразвивающего  вида  

                                                       № 5 «Колокольчик»                    

        Кручинина Елена Сергеевна

                                                         заведующая   МКДОУ

                                                       детского сада  общеразвивающего  вида  

                                                       №5 «Колокольчик»

                                                                                                   

                                                                                                                                                                                   

                                       

                                       город Котельнич 2011 год

Аннотация инновационного проекта

        Рост  количества  машин  на  улицах  городов  и  поселков  нашей  страны,  увеличение  скорости  движения  -  одна  из  причин  дорожно-транспортных  происшествий.  Зачастую  виновниками  дорожно-транспортных  происшествий  являются  дети,  которые  играют  вблизи  дорог,  переходят  улицу  в  неположенных  местах,  неправильно  входят  в  транспортные  средства  и  выходят  из  них.  Происходит  это  потому,  что  у  детей  дошкольного  возраста  отсутствует  защитная  психологическая  реакция  на  дорожную  обстановку,  которая  свойственна  взрослым.  Жажда  знаний,  желание  постоянно  открывать  что-то  новое  зачастую  ставит  ребенка  перед  реальными  опасностями,  в  частности, на  улицах.

По  результатам  статистики практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. За 5 месяцев 2009 года в Российской Федерации произошло 7047 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых 302 ребенка погибли и 7271 были травмированы. На  территории  Кировской  области  в  2009  году  зарегистрировано  2337   дорожно-транспортных  происшествий,  в  результате  которых  погибли  218  человек  и  получили  ранения  3045  человек.  Согласно  проведенному  анализу  аварийности  за  2009 год  на  дорогах  города  Котельнича  и  Котельничского  района  произошло  644  дорожно-транспортных  происшествий,  рост  составил  18,1%.  78  дорожно-транспортных  происшествий  с  пострадавшими,  в  которых  15  человек  погибли  и  115  получили  травмы,  в  том  числе  допущена  гибель  2  детей.

Именно  поэтому  дорожно-транспортный  травматизм  остается  приоритетной  проблемой  общества и требует грамотных профессиональных действий.

Назначение проекта «Дорога без опасности» связано с необходимостью овладения  детьми  базовых  правил  поведения  на  дороге. Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия педагогов, детей, родителей.

            В приложении к проекту представлены авторские разработки по  формированию  навыков  безопасного  поведения  на  дороге педагога Пересторониной  Светланы Анатольевны. Особый интерес, на наш взгляд, вызывает творческий  подход  к  решению  данной  проблемы,  целенаправленная,  спланированная  работа  всего  коллектива  образовательного  учреждения.

 

1. Краткая справка

о дошкольном образовательном учреждении.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  № 5 «Колокольчик» города Котельнича Кировской области расположен по адресу: Кировская область, город Котельнич, улица Победы, дом 8а., тел: (8242) 4-48-09.

        Учредитель: Управление образования городского округа города Котельнича Кировской области.

         Детский сад функционирует с 1984 года, рассчитан на 7 возрастных групп для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

-группа детей раннего возраста / 2-3 года/;

-две младшие группы /3-4 года/;

-две средние группы /4-5 лет/;

-старшая группа /5-6 лет/;

-подготовительная группа /6-7 лет/.      

       Списочный состав – 158 воспитанников.

            Учреждение осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией серия А № 246092 от 21 марта 2007 года, со свидетельством о государственной аккредитации Департамента образования Кировской области  ГА 021195 от 10 июля  2007 г.   

  1. Ресурсное обеспечение проекта.

  1. Нормативно-правовое обеспечение
  2. Информационное
  3. Организационное
  4. Материально – техническое
  5. Методическое
  6. Кадровое
  7. Характеристика семей воспитанников

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Инструкция об организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках, утвержденная Минпросвящения РСФСР 30.08.55 г. № 42;
  2. Приказ Минпросвящения СССР от 09.11.71 г. № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы  по предупреждению детского  дорожно-транспортного травматизма»;
  3. Инструкция Департамента здравоохранения  «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествий» от 17.11.95 г.;
  4. Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»;
  5. Приказ Минобразования  РФ от 07.08. 2000 г. № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений»;
  6. Закон РФ «О безопасности дорожного  движения», ст. 29;
  7. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.».
  8. Муниципальная целевая программа «Повышение безопасного дорожного движения в городе Котельниче Кировской области на 2011-2013 годы».

Информационное обеспечение

  1. Информационная страничка в газете «Новости детского сада»  для родителей и воспитанников МДОУ детского сада № 5 «Колокольчик» города Котельнича Кировской области (выходит 2 раза в год);
  2. Мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ;
  3. Информация в СМИ.

Организационное обеспечение

  1. Сотрудничество с ОГИБДД ОВД по Котельничу и Котельничскому району;
  2. Сотрудничество с МОУ СОШ № 2 с УИОП;
  3. Сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями города;
  4. Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта;
  5. Работа по управлению деятельностью участников проекта.

Материально – техническое обеспечение

        Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении  имеется кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет психолога,  медицинский кабинет, изолятор, музыкально – спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей.  На территории детского сада находится дорожно-транспортная площадка, на которой имеется соответствующая разметка. В каждой возрастной группе оформлены уголки безопасности, имеются в наличии выносные макеты дорожно-транспортных средств.        

Методическое обеспечение ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5 «Колокольчик» города Котельнича Кировской области реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому воспитанию детей. Одной из ведущих задач программы является укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование двигательной и гигиенической культуры, обучение основам безопасности жизнедеятельности.

        В методическом кабинете оформлен и систематизирован методический инструментарий,  исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса, сформирован библиотечно-информационный фонд ДОУ, который постоянно пополняется методической, учебной, художественной литературой и периодическими изданиями.

Кадровое обеспечение

                 

         Детский сад полностью укомплектован кадрами. Руководитель имеет  высшее  педагогическое  образование,  первую  квалификационную  категорию. Педагогический  стаж  работы  свыше  20  лет. В коллективе трудятся: старший воспитатель, 12 воспитателей, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра. Целостная картина работы с кадрами в 2010-2011 учебном году позволяет судить о том, что педагогический коллектив детского сада – это профессиональные, опытные воспитатели, имеющие в среднем стаж работы около 20 лет.  Все педагоги, работающие в детском учреждении, имеют среднее и высшее педагогическое образование, 86% прошли курсовую подготовку.  

Характеристика семей воспитанников

  Составной частью работы детского сада является сотрудничество с семьями воспитанников, так как семья играет главную роль в жизни ребенка и является определяющей социальной сферой в гармоничном воспитании и развитии ребёнка.  Задача педагогов нашего детского сада - раскрыть перед родителями важные стороны психического, физического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, порекомендовать соответствующие приемы воспитания, построить систему работы  с семьей по принципам конструктивного диалога и семейно-общественного взаимодействия, способную сделать наше дошкольное учреждение двигателем педагогической культуры. Анкетирования и социологический опрос родителей позволили сделать выводы о социальном статусе семей, уровне образования, общественной активности родителей.

83% воспитанников нашего детского сада из полных семей. Многие родители являются  работниками  бюджетной сферы, немалую часть составляют рабочие, есть предприниматели. Достаточно высок показатель безработных родителей – 12%. Это семьи, на которые мы обращаем особое внимание. Каждый пятый  имеет высшее образование, у основной части родителей среднее специальное образование. Практически все  воспитанники детского сада проживают в семьях со средней обеспеченностью, 21% - с низкой. Из наблюдений педагогов следует, что родители заинтересованы в воспитании своих детей.  85% родителей являются активными участниками  воспитательно-образовательного процесса. Однако 15 % можно отнести к малоактивным семьям, а это значит, мы должны заинтересовать их, привлечь к совместной деятельности.

  1. Обоснование значимости инновационного проекта

                                           «Дорога без опасности»

 Каждый  взрослый  должен  знать  правила  дорожного  движения  для  пешеходов  и  воспитывать  дисциплинированных  пешеходов  в  своих  детях.  Ведь  правила  дорожного  движения  едины  для  детей  и  взрослых.  

А  важность  дошкольного  приобретения  навыков  аргументируется  тем,  чтобы  именно  при  переходе  из  детского  сада  в  школу,  ребенок  мог  легко  ориентироваться  в  ближайшем  пространственном  окружении,  умел  наблюдать  и  правильно  оценивать  дорожные  ситуации,  владел  навыками  безопасного  поведения  в  этих  ситуациях.

           Именно  это направило  нас  на  поиск  новых,  более  совершенных  подходов  к  ее  решению.

В  рамках  реализации  работы  в  этом  направлении мы  создали  долгосрочный  проект.

  1. Основные ориентиры проекта.

Срок реализации проекта: 4 года (сентябрь2009 г.  – сентябрь2013г.)

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

Соучастники проекта: Управление образования города Котельнича, МОУ центр дополнительного образования, физкультурно-оздоровительный комплекс,  дошкольные образовательные учреждения города, Управление ГИБДД по городу Котельничу и Котельничскому району.

Объект исследования: ребенок и семья.

Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство детского сада и семьи.

Экономическая целесообразность проекта:

  1. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
  2. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения;
  3. Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту, желание поделиться с коллективом знаниями и умениями;
  4. Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города, установление прочных связей с ГИБДД;
  5. Установление преемственной связи с начальной школой;
  6. Получение статуса базового ДОУ города по обучению основам безопасности жизнедеятельности.

Возможные риски проекта:

  1. Рыночные       –    дефицит финансовых средств.
  2. Организационные – стереотипы общественного сознания.

Гипотеза: создание  практико-ориентированной  системы  работы  по  правилам  дорожного  движения,  предусматривающей  включение  в  нее  семьи,  как  участника  воспитательно-образовательного  процесса,  что  позволит  формировать  навыки  безопасного  поведения  на  дороге,  как  у  детей  так  и  взрослых. 

Новизна идеи  заключается  в  том,  что  система  деятельности  МДОУ  по  овладению  детьми  базовыми  правилами  поведения  на  дороге,  представленная  в  проекте,  отражает  творческие  подходы  к  решению  данной  проблемы,  предоставляет  целенаправленную,  спланированную  работу  всего  коллектива  образовательного  учреждения.

 Вид  проекта:  практико-ориентированный,  долгосрочный,  коллективный.

Цель проекта:  создание  условий  для  работы  с  семьей  на  основе  двухстороннего  взаимодействия,  направленных  на  усвоение  и  закрепление  знаний  детей  и  их  родителей    правил  дорожного  движения.

Задачи проекта:

  1. Развивать  и  совершенствовать  у  детей  дошкольного  возраста  знания  и  умения  по  ПДД;
  2. Повышать  уровень  знаний  родителей;
  3. Выработать  систему  воспитательно-образовательной  работы  по  формированию  навыков  безопасного  поведения на дороге;
  4. Пополнить  материальную  базу  дошкольного  учреждения  необходимым  оборудованием  по  правилам  дорожного  движения.

 Особенности проекта: родители  являются  не  пассивными  наблюдателями,  а  активными  участниками  всех  мероприятий  по  изучению    правил  дорожного  движения.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
  2. Привитие устойчивых навыков безопасности поведения в любой дорожной ситуации;
  3. Гуманизация связи семьи с сотрудниками МДОУ и сотрудниками ГИБДД;
  4. Создание комплексной системы работы по изучению правил дорожного движения;
  5. Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

  1. Реализация проекта

Разработали  3  этапа  реализации  проекта.

  1.  этап:  Подготовительный;
  2.  этап:  Практический  /реализация  намеченных  планов/;
  3.  этап: Заключительный  /подведение  итогов  и  внесение  поправок  в  случае  нерешенных  проблем/.

На  подготовительном  этапе  начали  работу  с  изучения  теоретической и методической  литературы  по  данному  направлению.  С  интересом  изучили  опыт  других  детских  садов:  города  Вятские  Поляны  «Формирование  у  детей  навыков  осознанного  безопасного  поведения  на  улице»,   города  Кирова  «Ребенок  и  улица».  Проанализировали  Программу обучения  «Азбука  поведения  на  дороге»,  рекомендованную  к  применению  в  дошкольных  образовательных учреждениях города Москвы.  На  основе  этой  программы  спланировали  комплексную  систему  работы  по  правилам  дорожного  движения  по  всем  возрастам,  которую  представили  на  совет  педагогам  нашего  детского  сада.

        Первым  учителем,  который  может  помочь  обществу  решить  эту  проблему,  должен  стать  воспитатель  детского  сада,  но,  как  правило,  воспитатели  слабо  знают  правила  дорожного  движения  и  имеют  недостаточное  представление  об  этой  проблеме.  В  связи  с  этим  большое  значение  приобретает  обучение  воспитателей  правилам  дорожного  движения  и  методике  проведения  занятий  по  привитию  ребенку  приемов  его  поведения  на  дороге.  Поэтому  совместно  с  воспитателями  был  составлен  план  мероприятий  по  данной  теме.

        Проведена  большая  работа   с  родителями:  опросы,  анкетирование  на  тему:  «Что  вы  рассказываете  своему  ребенку  о  правилах  дорожного  движения».  Какая  помощь  вам  нужна  в  данном  вопросе?  Полученные  данные были  довольно  неутешительными.  Большинство  родителей  ограничиваются  простыми  ответами  на  детские  вопросы  и  запретами,  не  разъясняя  ребенку  ситуации  на  дороге.  Поэтому  возникла  необходимость просветительской работы  с  родителями по данному направлению.  Следующим  этапом  стало  оборудование  уголка в каждой возрастной группе  по  правилам  дорожного  движения  с целью демонстрации  дидактических,  наглядных  материалов и  приспособления  для  игр  и  занятий  с  детьми.  Были  приобретены  материалы  для  конструирования  всевозможных  макетов,  недостающие  дорожные  знаки,  автомобили,  атрибуты.

        Начался  самый  ответственный  и  интересный  этап  педагогической  деятельности  -  реализация  намеченных  планов.

        Очевидно,  что  главными  формами  обучения  детей  правилам  дорожного  движения,  конечно  же,  являются  систематически  спланированные  занятия.  Поэтому  используем  такие  формы  проведения  занятий  как  занятие – экскурсия,  беседы,  чтение  художественной  литературы,  совместные  занятия  с  родителями.  На  занятиях  изучаем  с  детьми  цвета  светофора,  правила  поведения  пешеходов,  дорожные  знаки,  рассматриваем  картины,  рисуем  дорогу,  светофор.  Занятия,  в  основном,  проводим  в  игровой  форме  с  использованием  иллюстраций,  дидактических  игр,  игрушек  кукольного  театра.  Для  того  чтобы  занятие  было  более  увлекательным и  полезным  для  детей  приглашаем  гостей.  Это  и  сказочные  герои,  инспектор  ГИБДД,  родители.  Так,  например,  в  целях  взаимодействия  по  правилам  дорожного  движения  на  КВН  пригласили  детей  из  детского  сада  «Ласточка».  Дети  проявили  свои  знания,  находчивость,  сообразительность,  обменялись  положительными  эмоциями.

        С  целью  отработки  модели  поведения  по  правилам  дорожного  движения  практикуем  экскурсии.  В  ходе  экскурсий  знакомим  с  элементами  дороги,  их  назначением  и  поведением  различных  категорий  участников  дорожного  движения:  водителей,  пассажиров,  пешеходов.  В  процессе  наблюдения  за  дорожной  ситуацией  прививаем  умение  анализировать,  заставляем  их  проговаривать  вслух  мысли  о  том,  насколько  опасна  данная  ситуация  и  что  необходимо  предпринять.

        Мы,  как  педагоги,  считаем,  что  обучение  дошкольников  правилам  дорожного  движения  тесно  связано  с  общими  задачами  развития  детей.  Это  развитие  внимания,  собранности,  ответственности,  адекватной  уверенности  в  себе  и  способности  ориентироваться  в  пространстве.  Ведь  часто  отсутствие  именно  этих  качеств,  становиться  причиной  дорожных  происшествий  с  детьми.  

  В  своей  практике  используем  новые  игровые  технологии,  развивающие  у  детей  познавательные  процессы.  Например,  на  столе  выставляем   5 – 7  или  больше  предметов:  светофор,  машинка,  поезд  и  т.д.  Играющие    должны  запомнить  предметы   и  их  местоположение.  После  этого  дети  отворачиваются  или  закрывают  глаза,  а  мы  меняем  предметы  местами.  Открыв  глаза,  дети  должны  поставить  их  в  прежнем  порядке.

При  моделировании  дорожных  ситуаций  пользуемся  макетом  улицы,  города  или  нашего  микрорайона,  а  так  же  фигурками  пешеходов  и  транспорта.  Объясняем  как  правильно  нужно  вести  себя  на  улице  и  дороге,  показываем  опасные  повороты  транспорта  на  перекрестках  и  пешеходные  переходы.

        Креативные  задания,  которые  развивают  творческие  способности  детей,  мы  применяем  в  форме  индивидуальной  беседе.  Предлагаем  ребенку  соединить  линиями  одинаковые  виды  транспорта  с  левой  и  правой  стороны  на  листе  бумаги.  При  этом  просим  ребенка  проговаривать  что  он  видит,  и  как  будет  действовать.  Развиваем  боковое  зрение  специальными  упражнениями,  формируем  умение  видеть  и  наблюдать  окружающие  предметы.

        Воспитание  и  обучение  детей  правилам  дорожного  движения  может  быть  эффективным  при  условии,  если  работа  ведется  совместно  с  родителями,  ведь  именно  родители  являются  авторитетом  и  предметом  подражания.  Для  того  чтобы  родители  не  были  пассивными  участниками,  мы ведем  с  ними  просветительскую  работу,  которая  включает  в   себя  следующие  элементы:  семинары,  во время  которых  родители  принимают  участие  в  играх  по  правилам  дорожного  движения,  индивидуальные  консультации,  круглые  столы,  показ  открытых  занятий,  родительские  собрания,  тематические  выставки.  Новой  формой  работы с  родителями  в  прошлом  году  стала  организация  семейного  клуба  «Светофорчик»,  одной  из  тем  которого  был  КВН  по  изучению  правил  дорожного  движения.

        Устраивая  открытые  занятия,  вовлекаем  родителей  в  процесс  воспитания  грамотного  пешехода.  Такие  совместные  занятия  помогают  продемонстрировать  знания  детей,  а  родители  могут  поделиться  опытом  воспитания  грамотного  поведения  на  дороге.

        Большое  внимание  уделяем  совершенствованию  профессионального  мастерства  педагогов  по  данному  направлению. В  помощь  воспитателям  в  методическом  кабинете  подобрана  методическая  и  детская  художественная  литература,  конспекты  занятий  и  бесед  по  изучению  правил  дорожного  движения,  пособия  для  занятий  и  игр,  видеофильмы. В  работе  с  коллегами  используем  консультации,  викторины,  тренинги,  практикумы. Интересно  и  с  пользой  для  педагогов  в  этом  учебном  году  прошла  «Неделя  безопасности».  Была  оборудована  площадка  безопасности  с  разметкой  на  территории  детского  сада, где  педагоги  моделировали  дорожные  ситуации  и  закрепляли  вместе  с  детьми  правила  безопасного  поведения.

        Данный  проект  реализуем третий год.  Промежуточные  результаты  уже  известны.  

2009 год:

  1.  Диплом Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Кировской области за большой вклад в организацию работы по воспитанию законопослушных участников дорожного движения и активное участие в смотре практической деятельности по изучению Правил дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма областного смотра-конкурса «Зеленый огонек»;
  2. Грамота за 1  место  в  городском  смотре-конкурсе  учебных  пособий  по правилам дорожного движения (макет  микрорайона  детского  сада);
  3. Грамота за 3  место  в  городских  соревнованиях  «Юный  велосипедист» среди воспитанников образовательных дошкольных учреждений.

2010 год:

  1. Грамота за 3 место в конкурсе «Зеленый огонек» среди дошкольных образовательных учреждений по организации работы, связанной с обучением детей правилам дорожного движения (разработали  и  провели  КВН  с  участием  инспектора  ГИБДД  и  родителей.  Методическую  разработку  представили  на  межрайонный конкурс);
  2. Грамота за 2 место в городских соревнованиях «Юный велосипедист» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
  3. Сертификат за участие в работе курсов повышения квалификации педагогов. (Данный  проект  был  представлен  на  курсах  повышения  квалификации  в  Кировском институте повышения квалификации и профессионального образования и получил  высокую  оценку  коллег).

2011 год:  

  1. Диплом Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Кировской области за большой вклад в организацию работы по воспитанию законопослушных участников дорожного движения и активное участие в смотре практической деятельности по изучению Правил дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма областного смотра-конкурса «Зеленый огонек»;
  2. Диплом 1 степени  в городском  конкурсе «Зеленый огонек» среди дошкольных образовательных учреждений по организации работы, связанной с обучением детей Правилам дорожного движения;
  3. Грамота за 2 место в городских соревнованиях «Юный велосипедист» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
  4. Грамота за 2 место в городском профессиональном конкурсе «Мои инновации в образовании» (презентация проекта «Безопасность наших детей через ознакомление с правилами дорожного движения» Пересторонина Светлана Анатольевна);
  1. Анализ  мнений  родителей  показал,   что  став  активными  участниками  обучения  детей  правилам  дорожного  движения,  папы  и  мамы  чувствуют  себя  «хорошими  родителями»,  поскольку  вносят  свой  вклад  в обучение детей  правилам  дорожного  движения.

            Надеемся,  что  данный  проект  (хотя  и  не  конца  еще  апробирован)  вызовет  практический  интерес,  так  как  предполагает  систематическую  разноплановую  работу.  Особую  ценность  проекта  представляют  методические  разработки,  которые  можно  реализовать  в  любом  дошкольном  образовательном  учреждении.  

                                                  I  Этап  -  подготовительный

                                  Срок реализации : /сентябрь2009г.  -  декабрь  2009г./

Цель -  исследование условий реализации проекта:

  1. состояние знаний, умения, навыков детей по правилам дорожного движения;
  2. профессиональные возможности педагогов, мотивация на использование проектного метода;
  3. социальный заказ семей, их характеристика, педагогическая просвещенность по основам безопасности жизнедеятельности.

Работа  с  педагогами

Работа  с  детьми

Работа  с  родителями

1. Составление плана повышения  квалификации на 2009-2011 год. Курсы повышения квалификации при КИПК и ПРО для педагогов. Семинары, проблемные группы, конференции.

2.Создание  развивающей  среды  по  формированию  безопасного  поведения  детей.

3. Изучение  теоретической, методической  литературы  по  данному  направлению.

4. Составление перспективного  плана  мероприятий  по  ознакомлению  детей  с  правилами  дорожного  движения.

5.Диагностирование  интересов  и потребностей  знаний по ПДД.

1. Разработка  перспективного  планирования  по всем возрастам  по  ознакомлению  детей  с  ПДД  на  основе  внедрения  инновационных  методов  и  приемов:

  1. Моделирование  дорожных  ситуаций;
  2. Предвидение  опасности;
  3. Формирование  навыков  глазомера  за  движением  транспорта;
  4. Игровые  технологии;
  5. Креативные  задания.

2. Диагностика  уровня  знаний и  умений  детей  правил  дорожного  движения.

1.  Анкетирование  «Что  Вы  рассказываете  своему  ребенку  о  правилах  дорожного  движения?  Какая  помощь  нужна  в  данном  вопросе?».

2. Изучение  литературы,  статей  из  газет,  журналов  по  ознакомлению  с  ПДД

/о  случаях  травматизма/.

3. Изучение степени потребности и желания сотрудничества по данному направлению.

Ожидаемый  результат

1.Пакет диагностических материалов по ПДД.

2.Повышение  уровня  профессиональной  компетентности  педагогов  по  ПДД  через  использование  инновационных  форм  работы.

3.Планирование системы работы по данной теме.

1.Определение  уровня знаний  детей по  формированию  безопасного  поведения.

1.Информационное просвещение родителей.

2.Мотивация родителей на активное отношение к сотрудничеству.

3.Банк данных «Запросы родителей».

                               

                                             II  Этап  -  практический   

                             Срок реализации : /январь 2010г.   - апрель 2013г./

Цель:   формирование  у  детей  знаний  и  умений по изучению правил дорожного движения  на  основе  инновационных  методов  обучения;

повышение  уровня   педагогической просвещенности  родителей;

рост  профессионального мастерства  педагогов  по  данному  направлению.

Работа  с  педагогами

Работа  с  детьми

Работа  с  родителями

1. Консультация: «Психофизические  и  возрастные  особенности  поведения  дошкольников  на  улицах  и  дорогах».

2. Информационный  лекторий: «Формирование  навыков  глазомера  за  движением  транспорта».

3. Тренинг:  «Школа  безопасности  в  каверзных  вопросах».

4.Семинар- практикум «Кто  лучше  знает  правила  дорожного  движения».

5. Проведение открытых   занятий  и  бесед  по  ПДД.

6. Просмотр видеофильмов.

7. Изготовление  пособий  для дидактических  игр, макетов, транспортной площадки на территории детского сада   по  ознакомлению  с  ПДД.

8. Подбор  креативных  заданий.

9. Проведение  «Недели безопасности», «Дня безопасности».

10. Подготовка к городскому конкурсу  «Юный велосипедист».

11. Оформление  письма  детей  для  водителей  с  пожеланиями  и  призывами  к  соблюдению  ПДД (дети подготовительной группы).

12.Вечер вопросов и ответов с инспектором ГИБДД.

13.Окружной семинар на базе  детского сада «Дорога без опасности» (для педагогов дошкольных образовательных учреждений).

1. Познавательные занятия, целевые прогулки, беседы, игры, праздники и развлечения в соответствии с планированием для каждой возрастной группы.

2. КВН  «Светофорчик»  с  детьми  детского  сада

№  8  «Ласточка».

3. Рисунки  детей по данной теме и участие в городских конкурсах.

4. Рассматривание  иллюстраций,  плакатов,  книг,  наглядных  пособий  по  дорожной  тематике.

5. Изготовление  атрибутов  для  игр:  «Шапочки»,  «Знаки»  и других  по  дорожной  безопасности.

6. Просмотр  телевизионных  видеороликов  «Дорожная  безопасность»  /проект  компании  «Смешарики»/.

7.Подготовка и  участие в городском  конкурсе «Юный  велосипедист» среди дошкольных образовательных учреждений.

8.Совместные  с родителями  мероприятия по  ПДД(1 раз в квартал).

9.Проведение  «Недели безопасности», «Дня безопасности».

10.Выпуск газеты детского сада «Новости детского сада» (страничка по ПДД).

11.Диагностика и оценка промежуточных результатов проекта.

1. Совместные  с родителями  мероприятия по  ПДД(1 раз в квартал).

2. Семинар  «Внимание  дети».

3. Индивидуальные  консультации  «Уличный  травматизм  и  первая  помощь  при  травмах».

4. Круглый  стол  «Будь  внимателен  на  улицах  города».

5. Показ открытых занятие  по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.

6. Общее родительское  собрание «Дорожная  грамота».

7. Тематические  выставки  «Макеты  микрорайона».

8. Семейный  клуб  «Светофорчик».

9.Оформление  информационных  стендов в каждой группе.

10. Памятки  для  родителей:

  1. Причины  дорожно-транспортного  травматизма
  2. Рекомендации  по  обучению  детей  правилам  безопасного  поведения  на  улицах  и  дорогах.
  3. Родитель – водитель  помни.
  4. Советы  психолога.

11. Лекция  «Об  ответственности  за  нарушение  детьми  правил  дорожного  движения» (инспектор ГИБДД).

12. Изготовление   макетов,  жилеток,  домов,  рулей,  светофоров  для  игр.

Ожидаемый  результат

1.Повышение  уровня  профессиональной  компетентности  педагогов  в  вопросах по ПДД.

2.Улучшение качества проведения открытых мероприятий.

3.Обобщение,

распространение и  презентация опыта работы по данной теме.

4. Создание комплексной системы работы

 по  формированию  безопасного  поведения  детей.

5.Гуманизация связи МДОУ с  сотрудниками ГИБДД;

1. Проявление  интереса  у  детей  к  изучению  правил  дорожного  движения.

2. Систематизация  работы по данной теме.

3. Повышение  уровня  знаний  и  умений детей  по  формированию  безопасного  поведения.

1. Повышение  уровня  знаний  родителей в вопросах по ПДД.

2. Желание  родителей  участвовать в  совместных  мероприятиях по ПДД.

3. Повышение  статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.

III  Этап  -  заключительный

                            Срок реализации : /май 2013г.  -  июль 2013г./

Цель:  анализ  эффективности  реализации  проекта  путем  оценки  знаний и  умений  детей  и  родителей  по  овладению  навыками  безопасного  поведения.

Работа  с  педагогами

Работа  с  детьми

Работа  с  родителями

1. Анализ уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта.

2.Обмен  опытом  участников  проекта.

3. Обобщение  опыта  работы  по  реализации  проекта  на  уровне  города, области.

1. Сравнительная  диагностика  знаний  и  умений  детей.

2. Анализ  полученных  результатов.

1. Анкетирование  родителей.

2. Награждение  самых  активных  родителей- участников проекта грамотами.

Ожидаемый  результат

1.  Анализ результатов проектной деятельности.

2. Определение  проблем  и  перспектив.

1. Повышение  мотивации  детей  на  занятиях  по  ознакомлению  с  правилами  дорожного  движения.

1. Оценка  полученных  практических  умений  и  навыков.

2.Готовность родителей к активному сотрудничеству с детским садом.

  1. Критерии эффективности проекта

  1. Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта;
  2. Взаимодействие педагогов ДОУ города на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов;
  3. Повышение статуса ДОУ и его конкурентоспособности;
  4. Отсутствие случаев дорожно-транспортного травматизма.

  1. Конечные результаты реализации проекта

1.  Получение статуса базового ДОУ города по обучению детей дошкольного     возраста правилам дорожного движения.

2.  Создание комплексной системы работы детского сада  по изучению правил дорожного движения  на основе  сотрудничества с семьей.

3.   Повышение квалификации и профессионализма педагогов.

4.   Качественное изменение условий для воспитательно - образовательной  работы через усиление материально-технической базы по данному направлению.

5.   Усовершенствование системы работы по формированию  безопасного  поведения у всех участников воспитательно-образовательного процесса детского сада.

  1. Обобщение и распространение  опыта  на  тему:  «Дорога без опасности».

7.   Участие  ДОУ  во всероссийских,  областных и городских  конкурсах  инновационных  проектов.

Примерный  перечень  занятий  в  группах

Группа  

Занятия  

Ознакомление  с  окружающим  и  развитие  речи  (1  раз  в  квартал)

Изобразительная  деятельность  

(1  раз  в  квартал)

Конструирование  

(1  раз  в  квартал)

Первая  младшая

  1. Рассматривание  игрушечного  грузового  автомобиля.
  2. Рассматривание  автобуса  /картинка/
  3. Рассматривание  картины  «Улица  города»
  1. Рисование  «Зебра  на  дороге»
  2. Лепка  «Светофор»
  3. Рисование  «Светофор»

1.  «Дорожки»

2.  «Вагончик»

3.  «Машина»

Вторая  младшая

  1. Рассматривание  грузового  автомобиля
  2. Рассматривание  картины  «Улица  города»
  3. Сравнение  автобуса  и  автомобиля  /игрушки/
  4. Заучивание  стихотворения  
    Я. Пишумова  «Машины»
  5. Заучивание  отрывка  из  стихотворения  А.Северного  «Светофор»
  1. Рисование  «Вагончики  метро»,  «Светофор»,  «Колеса  к  вагончикам»,  «Наша  улица».
  2. Аппликация  «Светофор»,  «Автобус».
  3. Лепка  «Светофор»,  /на  силуэте/,  «Колеса  большие  и  маленькие»

1.  «Дорожки»

2.  «Ворота  широкие
     и  узкие»

3.  «Улица»  /дома  и
     дороги/

Средняя  

  1. Рассматривание  пассажирского  и  грузового  транспорта.
  2. Сравнивание  автобуса  и  троллейбуса
  3. Беседа  с  рассматриванием  иллюстраций  «На  чем  ездят  люди».
  4. Беседа  «Что  я  видел,  когда  шел  в  детский  сад»
  5. Беседа  «Какие  бывают  машины?»
  6. Заучивание  стихотворения  
    Р. Фархади  «Светофор».
  7. Чтение  рассказа  
    И. Серякова  «Улица,  где  все  спешат»

  1. Аппликация «Грузовая  машина»,  «Автобус»
  2. Рисование  «Грузовая  машина»,  «Машины  на  дороге»

1.  «Мост  для  
    транспорта»

2.  «Трамвайчик»

3.  «Автобус»  /из
     бумаги/

Группа  

Занятия  

Ознакомление  с  окружающим  и  развитие  речи  (1  раз  в  квартал)

Изобразительная  деятельность  

(1  раз  в  квартал)

Конструирование  

(1  раз  в  квартал)

Старшая  

  1. Рассматривание  картины  «Улица  города»,
  2. Беседа  с  решением  проблемных  ситуаций,
  3. «Школа  пешеходных  наук»  /итоговое  комплексное  занятие.
  1. Рисование  «Улиц  города»,  «Регулируемый  перекресток»,  «Дорожные  знаки»,  «Автобус  с  флажками  едет  по  улице»
  2. Аппликация  «На  нашей  улице»,  «Какие  бывают  грузовые  автомобили»,  «Троллейбус».

1.  «Мосты  для
    разного  вида
    транспорта»,

2.  «Светофор»  /из  бумаги/,

3.  «Улица  города»
    /из  строительного
    материала/.

Подготовительная

  1. Рассказ  воспитателя  «Служебный  транспорт»,
  2. Беседа  по  картине  «Машины  на  мосту»,
  3. Беседа  «На  чем  люди  ездили  и  ездят»,
  4. Беседа  «Улица  города»,
  5. Чтения  рассказа  «Санки»,
  6. Пересказ  рассказа  «Санки»,
  7. «Правила  дорожного  движения»  /итоговое  комплексное  занятие/.
  1. Рисование «Служебные  машины»,  «Автобус  и  троллейбус»,  «Мы  едем  в  автобусе  по  городу»,  «Нарисуй  любой  вид  транспорта».
  2. Аппликация  «Транспорт»,  «Вырежи  и  наклей  любой  вид  транспорта»,  «Автобус  и  троллейбус».
  3. Коллективная  работа  «Улица,  на  которой  стоит  детский  сад»  /рисование  и  аппликация/.

1.  «Наша  улица»,

2.  «Грузовые  
     машины»,

3.  «Станции  метро».

   

ПРИМЕРНАЯ  ТЕМАТИКА  ЦЕЛЕВЫХ  ПРОГУЛОК

  1. Младшая  группа:
  1. Знакомство  с  улицей;
  2. Наблюдение  за  работой  светофора;
  3. Наблюдение  за  транспортом;
  4. Пешеходный  переход.

  1. Средняя  группа:
  1. Знакомство  с  улицей;
  2. Наша  улица;
  3. Сравнение  легкового  и  грузового  автомобилей;
  4. Наблюдение  за  светофором.  

  1. Старшая   группа:
  1. Улица;
  2. Правила  поведения  на  улице;
  3. Наблюдение  за  транспортом;
  4. Прогулка  пешехода;
  5. Переход;
  6. Перекресток;
  7. Наблюдение  за  работой  светофора;
  8. Наблюдение  за  работой  инспектора  ДПС  ГИБДД;
  9. Прогулка  к  автобусной  остановке.

  1. Подготовительная  группа
  1. Улицы  и  перекрестки;
  2. Правила  дорожного  движения;
  3. Наблюдение  за  работой  светофора;
  4. Наблюдение  за  движением  машин  и  работой  водителя;
  5. Наблюдение  за  работой  инспектора  ДПС  ГИБДД;
  6. Значение  дорожных  знаков;
  7. Знакомство  с  местом  остановки  пассажирского  транспорта;
  8. Пешеходный  переход  /подземный  и  наземный/;
  9. Островок  безопасности.

ЗАДАЧИ  ЦЕЛЕВЫХ  ПРОГУЛОК  

В  младшей  группе  один  раз  в  два  месяца  воспитателю  необходимо  обратить  внимание  детей  на  работу  светофора,  на  разные  виды  транспорта:  легковые,  грузовые  машины,  автобусы,  трамваи.  В  процессе  наблюдения  учить  различать  и  называть  кабину,  колеса,  окна,  двери.  Учить  отвечать  на  вопросы,  а  также  наблюдать  за  играми  в  «улицу»  старших  детей.

Программа  целевых  прогулок  в  средней  группе  становится  более  широкой.  Проводятся  они  также  один  раз  в  два  месяца.  Детей  знакомят  с  жилыми  и  общественными  зданиями,  дорогой  рядом  с  детским  садом,  транспортом,  который  движется  по  этой  дороге,  конкретными  правилами  дорожного  движения,  со  словами:  «проезжая  часть»,  «одностороннее  и  двухстороннее  движение»,  «пешеход»,  «переход».

В  старшей  группе  целевые  прогулки  организуются  один  раз  в  месяц.  На  них  закрепляются  представления  детей  о  проезжей  части,  осевой  линии;  дети  знакомятся  с  перекрестком,  некоторыми  дорожными  знаками,  получают  более  полные  знания  о  правилах  для  пешеходов  и  пассажиров.

На  целевых  прогулках  в  подготовительной  группе  (один  раз  в  месяц)  дошкольники  наблюдают  за  движением  транспорта,  работой  водителя,  сигналами  светофора.  Расширяются  знания  детей  об  инспекторах  ДПС  ГИБДД,  контролирующих  и  регулирующих  движение  на  улице.  Продолжается  знакомство  с  назначением  дорожных  знаков  и  их  начертанием.  Закрепляется  правильное  употребление  пространственной  терминологии  (слева – справа,  вверху – внизу,  спереди – сзади,  рядом,  навстречу,  на  противоположной  стороне,  посередине,  напротив,  вдоль  и  т.д.).  Дети  должны  хорошо  ориентироваться  в  окружающей   обстановке,  ее  изменениях,  правильно  реагировать  на  них.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактической игры по валеологии "Опасно - не опасно"

Игровая задача:  Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.  Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.   Поднять нужную карто...

Обучающее пособие на тему: Опасные предметы и опасные ситуации в жизни наших детей.

Наглядное пособие, созданное совместно с родителями и детьми....

Презентация на тему "Опасное и не опасное вокруг нас"

Советы для детей об опасностях окружающего мира....

Конспект занятия по основам опасности жизнедеятельности. Тема: Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице (старший дошкольный возраст).

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.        Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные и опасные ситуации возможныхконтактов с незнакомым...

Дидактическая игра "Опасно-не опасно"

Цель: 1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью  и здоровью окружающих, от неопасных. 2. Уметь предвидеть и  предупредить  результаты возмо...

Дидактическая игра "Опасно - не опасно" (презентация)

Учим правила пожарной безопасности....

Опасно-не опасно

Этот материал поможет детям понять опасные для жизни ситуации....