Занятия из цикла знакомство с родным краем:"В гости к Лесовичку"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Шерстобитова Татьяна Михайловна

Путеществие в весенний лес родного края и знакомство с его обитателями - дикими животными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya..doc80 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

  детский сад №2 «Малышок»

               

                       

                                                                               

                                                                                  Воспитатель

                                                                                Средней  группы:  

                                                                                 Шерстобитова

                                                                                 Татьяна Михайловна.

                                                                                 

                                                     

                             

                                         с. Венгерово 2012 год.

Цель:

-Ознакомление детей с сезонными изменениями в жизни диких животных родного  края.

Задачи:

-Углубить и расширить знание детей о диких животных родного края;

-Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве).

-Развивать познавательную активность дошкольников;

-Сформировать чувство бережного отношения к природе.

Материал: картинки, изображающие диких животных, следы, шёрстка животных,  ручеёк,  дорожка, кочки, Лесовичок.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением диких животных. Беседа: «Каких животных ты знаешь?», Дидактическая игра: «Угадай, какие дикие животные живут в лесу». Чтение рассказов Е. Чарушина «Кто как живёт», В. Бианки «Лесная газета».

Словарная работа: время года, весенний лес, линяют, спячка, детёныши, потомство, обитатели.  

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Давайте встанем в круг, подарим друг другу улыбку и весеннее настроение.  

Вводная беседа

  Воспитатель обращает внимание на то, какое сейчас время года.

Дети называют время года и перечисляют признаки весны (солнце светит ярче, тает снег, с крыш капает вода, бегут ручейки,  скоро растает снег и появится первая трава)

Воспитатель: Наконец и в наше село пришла весна. Ребята как называется наше село?

Дети: село Венгерово.

Воспитатель: Правильно. Мы живём в селе Венгерово, и наше село окружают много лесов. В этих лесах живут дикие животные. Скажите, а почему их называют дикими?

Дети: Потому-то они все живут в лесу.

Воспитатель: А кто же их кормит?

Дети: Они сами себе добывают пищу.

Путешествие в весенний лес.

Воспитатель: А теперь давайте совершим путешествие в весенний лес. Ребята, а мы сможем пойти сейчас сразу в лес? (Ответы детей). Правильно на улице ещё прохладно, мы можем замёрзнуть. Давайте быстро оденемся и  отправимся в путь (Имитируют одевание).
Молодцы! Все готовы?  Для того чтобы нам попасть в весенний лес, давайте все закроем глаза и представим, как все меняется в природе, как тает снег, солнышко греет, нам становится тепло, поворачиваемся вокруг себя. Повертись, повертись и в лесочке очутись. Открываем глаза. Ну вот, мы  на опушке леса. Ой, дети, чей это домик? Давайте постучимся?

Воспитатель стучится, выходит Лесовичок.

Воспитатель: Ой, да это же  Лесовичок - хозяин леса. Ребятки давайте поздороваемся с Лесовичком.

Дети здороваются с Лесовичком.

Воспитатель: Лесовичок  мы пришли к тебе в гости, проведи нас пожалуйста в свои владения и познакомь с его обитателями.

Лесовичок: Но вначале я хочу знать, как вы относитесь к природе. Поприветствуйте, пожалуйста,  всё живое.

Дети: Здравствуй небо голубое

           Здравствуй солнце золотое.

           Здравствуй матушка земля,

           Здравствуйте наши друзья!

Лесовичок: Вот вы и в весеннем лесу. Но где, же звери? Эй вы, звери - жители лесные, где вы? Ой, да что это я разве можно громко кричать в лесу и шуметь? Как вы думаете ребята?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Почему?

Дети: Можно зверей испугать.

Воспитатель: Правильно, можно зверей испугать. В лесу надо вести себя тихо. Не ломать ветки деревьев. Не разорять гнезда птиц.  Не бросать мусор. Отходы от пищи и мусор закапывать в ямку или уносить с собой.

Лесовичок: В народе говорят: «Тот свой край не любит, кто его природу губит».
Воспитатель: Давайте тихонько погуляем в лесу, вдруг кого-нибудь встретим. Смотрите, здесь бежит весенний ручеёк. Давайте перепрыгнем его.

(Дети с воспитателем и Лесовичком перепрыгивают через ручеёк.)

Воспитатель: Ой, ребятки чьи это следы? Вы не знаете? Я вам подскажу, отгадайте загадку:

Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...
Дети: Волк.

Воспитатель: Да, это следы волка. Они напоминают нам следы наших домашних собак.

Воспитатель: Давайте посмотрим на волка. Какого цвета у него шубка?

Дети: Серая.

Воспитатель: Весной волк линяет, меняет зимнею шубку на более лёгкую. У взрослых зверей прибавляется много хлопот. У них кто – то появляется весной, и они заботятся о них. Подскажите мне пожалуйста, кто появляются у зверей?

Дети: Детёныши.  

Воспитатель: А как называют детёнышей волчицы? Одного детёныша?

Дети: Волчата, волчонок.

Лисовичок: А эта узенькая тропинка приведёт нас к другому зверю.
(Дети проходят по узенькой тропинке. Подходят к норе).

Воспитатель: Посмотрите, что это за норка, а там кто-то большой с длинной мордочкой, и рядом еще пять таких же маленьких зверьков. Вы узнали эту семейку? (Да это лиса  с лисятами.)

 Воспитатель: Какой мех у лисы?

Дети: Рыжий, пушистый

Воспитатель: Рыжая мама умеет тявкать, у нее очень хороший слух. Она сразу,  издалека услышала, что мы гуляем по лесу и спрятала своих детенышей? Куда? Так как называется домик у лисы?

Дети: Нора.

Воспитатель: А как назвать детёнышей лисы?

Дети: Лисята.

Воспитатель: Они похожи на маму? Чем?

Дети: Рыжей мех, пушистый хвостик, мордочки вытянуты.

Воспитатель:Чем мама – лиса кормит лисят?

Дети: Она кормит их полевыми мышками.

Воспитатель: Лисичка героиня многих сказок. А как называют лису в сказке?

Дети:  Плутовка

Воспитатель: Какие сказки  про лису вы знаете?

Дети: «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Кот петух и лиса», «Девочка и лиса», «Лисичка сестричка и серый волк» и др.

Воспитатель:Да, действительно, лиса в этих сказках хитрая, изворотливая, настоящая плутовка.  И в лесу она такая же. За кем любит она охотиться?

Дети: За  зайцами.

Воспитатель обнаруживает невольно кочки.  

Дети и воспитатель прыгают по кочкам.

Воспитатель: А здесь кто плутал между кочками и оставил  на кустике клочок шёрстке? Посмотрите, какая шёрстка?

Дети трогают.  (Белая, мягкая, пушистая).

Воспитатель: Как вы думаете, чья это шёрстка? Не знаете? Послушайте загадку:

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.

Дети: Заяц.

Воспитатель: Правильно дети. Как мы уже говорили. Звери весной линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую.  Зайчик меняет свою белую шубку на какую? (серую) Как вы думаете, почему зайцу неудобно бегать в белой шубе весной и летом среди деревьев, зеленой травы, по серой дорожке?  

Дети: В белой шубке он издалека заметен для врагов.

Воспитатель: А кто у зайца враги? (лиса, волк, человек)

Воспитатель: У зайцев тоже весной появляются потомство. Как называют детёнышей зайца?

Дети: зайчата.

Физкультминутка:  Зайцы.

 Воспитатель: Ребята давайте поиграем в зайчат: Раз, два, три повернись и в зайчат превратись:

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

И превратились все в ребят.

Теперь продолжаем наш путь дальше.

Лесовичок: У меня есть ещё один зверёк, который меняет шубку.  Отгадайте кто он?

По веткам скачет,

 Да не птица,

Рыжая, да не лисица.

 Дети: Белка.

Воспитатель:  Правильно. Ребята! Посмотрите сколько здесь скорлупок,  орешек. Возможно, что ими  питалась белка. А вот и она сама. Смотрите! Смотрите! Белка. Послушайте,  как она звонко цокает: Цок! Цок! (Дети повторяют)
Какая она? (рыжая). А была какая? (серая) Что у неё произошло? (линька). Как называется домик у белочке? (дупло). Домик у белочке состоит из двух отделов: один отдел,  где выращивает детёнышей –  называется гнездо, а второй отдел – кладовая, куда белочка складывает свои запасы.

Воспитатель: А как зовут детёнышей у белки?

Дети: бельчата.

Воспитатель: Что готовит себе белочка на зиму?  (Грибы, ягоды сушит, орехи собирает)

Воспитатель: Посмотрите, а кто тут поселился по соседству с белочкой прямо под её деревом? Что же это за жилище?
Дети: Берлога.
Воспитатель: А скажите кто живёт в берлоге?
Дети: В берлоге живёт медведь.
Воспитатель: Правильно. Давайте вести себя тише, что - бы не испугать косолапого.  Может он ещё не проснулся от зимней спячки. А кто знает стихотворение про медведя?

Дети: Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.

Воспитатель: Ранней весной у мамы-медведицы рождаются очень маленькие медвежата. Мама кормит их молоком. Весной медведи едят свежую молодую травку, улиток, муравьев из муравейника. Мама водит медвежат к реке ловить рыбу.

Воспитатель: Ой, кто - то пробежал мимо меня по дорожке на своих коротеньких ножках, с колючками на спине. Кто это был?
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, кто это?
Дети: Это ежиха с ежатами.
Воспитатель: Правильно - это ежиха, весной у неё тоже появляются ежата. А что делала ежиха зимой?

Дети: Спала.

Воспитатель: Правильно. Она рано проснулась и  уже бегает по лесу.

Воспитатель: А кто знает загадку про ёжика?

Дети: Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Воспитатель: Молодцы. Зачем ежу иголки?

Дети: Спасаться, защищаться от своих врагов.

Воспитатель: Свернётся ёжик в клубочек, в колючей комочек и ни кто не может подойти к нему и тем более съесть.

Лесовичок: Ой, горе у меня, горе!

Воспитатель: Что случилось?

Лесовичок: Кто- то, в лесу нахулиганил, распугал детёнышей у диких животных. Они все разбежались, попрятались.

Воспитатель: Лесовичок не переживай, мы тебе поможем. Дети, поможем?

Игра: «Найди детёныша»  

Лесовичок: Спасибо вам дети, что помогли моим зверям  найти своих малышей. Я уверен, что вы вырастите настоящими друзьями леса. Никогда не обидите,  ни зверя, ни птицу.  

Воспитатель:  Давайте поблагодарим Лесовичка, что он позволил нам побывать в его лесном царстве, организовал встречу с дикими животными. Давайте оставим Лесовичку подарки лесным зверям:

Мясо кому? - волку;

 А мед? - медведю;

 Морковку? - зайцу;

Орехи? - белке;

Рыбку?- лисичке;

Яблоки?- ёжику.

Дети говорят спасибо и прощаются с Лесовичком.

 Воспитатель: Давайте, ребятки, вспомним, что же происходит в жизни диких животных с наступлением весны? (Звери просыпаются, выходят из своих норок, медведь из берлоги, меняют свою шубку на более легкую – линяют, также светлую шубку, меняют на более темную, у многих из них появляются детеныши, за которыми они ухаживают, учат их приспосабливаться к жизни в лесу).  Молодцы вы все правильно ответили. Вот мы и познакомились с обитателями родного леса - дикими зверями.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте снова закроем глазки. Покружитесь, покружитесь и скорее в сад вернитесь.  Откройте  глазки!

Вот мы и в детском саду. Ребята вам понравилось наше путешествие? Мне тоже понравилось, что вы были активные, хорошо вели себя, отвечали правильно на вопросы и знаете много про зверей.  Давайте,  скажем спасибо нашим гостям.

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование социально-активной личности через знакомство с родным краем».

 Количество беспризорных и безнадзорных детей и подростков в России возрастает с каждым годом, создаются все новые и новые учреждения для детей-сирот, р...

Цикл занятий по ознакомлению детей с родным краем.

Цикл занятий по ознакомлению с родным краем разработан для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Знакомство с родным краем"

Закрепить представление  детей о нашей малой Родине, о своем родном городе, который является частью нашей страны, воспитать  чувство патриотизма.-Расширить   представление о растит...

Конспект занятия: Мир природы - краеведение, Тема: "Знакомство с родным краем".

В конспекте знакомим детей с природой родного, северного края, с памятниками г. Усинска,  с промышленностью , интересными зданиями, с гербом г. Усинска, с 35 летием г. Усинска....

для детей -цикл бесед: "Композиторы родного края"

Дети должны знать культуру родного края. Необходимо, чтобы ребенок проникся богатым содержанием нашей культуры.Вхождение ребенка в мир искусства предков, земляков способствует раскрытию еготворческого...

Конспект итогового занятия на тему: Путешествие по родному краю,в рамках долгосрочного проекта по краеведению «В гостях у деда Краеведа» в средней группе №6 (2020-2021гг)(ноябрь-апрель)

Конспект итогового занятия на тему: Путешествие по родному краю,в рамках долгосрочного проекта по краеведению «В гостях у деда Краеведа» в средней группе №6 (2020-2021гг)(ноябрь-апрель)...