Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Беседа о зимующих и перелётных птицах

    Муллагильдина Альбина Асхатовна

             Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность  

                         удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновения основного корма, замерзание

                          водоёмов, земли), классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью

                         его добывания. Обогащать словарь путём ведения слов: корм, перелётные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.

                                                                                                                           ХОД ЗАНЯТИЯ:

                                                                                           Воспитатель читает детям стихотворение - шутку:

                                                                                           Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли...

                                                                                           В гости первый день недели, к нам синицы прилетели,

                                                                                           А во вторник, посмотри, прилетели снегири.

                                                                                          Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.

                                                                                          А в четверг со всех краёв, стая жадных воробьёв.

                                                                                          В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

                                                                                          А в субботу на пирог, прилетели семь сорок.

                                                                                          В воскресенье, в воскресенье, было общее веселье!

             Воспитатель: Дети давайте рассмотрим таблицы с изображением зимующих и перелётных птиц.

             Вопросы:   - Какие из птиц вам знакомы? - Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке зимой? /воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки/.

                                 - Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? /зимующие/.

                                 -  Каких птиц не было видно в последнее время? /грачей, ласточек, стрижей, скворцов/. - Куда они делись? /улетели в тёплые края/.

                                 -  Как называются птицы которые улетают в тёплые края? /перелётные/. Почему они улетают? /боятся холодов и голода/.

                                - Вспомните чем питаются птицы? / насекомыми, семенами растений, ягодами/.

                                                                                                                          БЕСЕДА:

              Воспитатель:-  Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас,

                                          вьют гнёзда, выводят птинцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

                                       - Как вы думаете, почему зимующие птицы / ворбьи, синицы, голуби, сороки, дятлы/ круглый год живут снами? Эти птицы не боятся

                                          морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятолись в трещинах

                                          коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они

                                          сделали осенью. - И всё - таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные

                                          морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с

                                          вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям.  - Дети, а вы помогаете птицам? /Мы смастерили кормушки и приносим

                                          корм: семечки, хлеб, крупу/. Подкармливая птиц мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать

                                          насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.

                                                                                                                               ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

                Воспитатель: - Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг вы услышите не птицу, то  вы будете хлопать в ладоши.

                                                                     Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи... и стрижи. /дети хлопают в ладоши потому - что мухи это насекомые/.

                                                                     Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...

                                                                     Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы,чижи, аисты, кукушки,

                                                                                                        даже совы - сошки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!

               Воспитатель: - Дети, я вам буду загадывать загадки, а вы должны угадать, что эта за птица.

                                                                                                                                     ЗАГАДКИ:

                                        - В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной.

                                          Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - тра - та! /дятел/.

     

                                        - Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. /воробей/.

     

                                        - Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да это.../снегири/.

     

                                       - На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.../скворец/.

     

                                       - Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт: ку - ку, ку - ку! /кукушка/.

                 Анализ: - Молодцы, ребята. Мы мног узнали о жизни птиц. Давайте вспомним,а чём мы сегодня беседовали.