Консультация для воспитателей "Как создать уголок природы в группе"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Тер-Григорян Юлия Николаевна

 

Консультация для воспитателей

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УГОЛОК ПРИРОДЫ В ДОУ

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в вос­питании детей. Познакомить дошкольников с объектами и законами природы, воспитать любовь к ней поможет уголок природы в ДОУ, где содержатся комнатные растения и домашние животные.

Отбор представителей флоры и фауны для уголка природы осуществляют в соответствии с утвержденной программой воспи­тания и обучения в детском саду. Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюде­ния, а также неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.

В уголок природы младшей и средней групп следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той кли­матической полосы, в которой расположено ДОУ. Уголки старшей и подготовительной к школе групп пополняются животными и растениями из других климатических зон. У всех растений и жи­вотных должны быть ярко выражены признаки группы или класса, например, рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно также учитывать возрастные особенности детей той группы, для уголка которой подбирают живые объекты:

для младшей и средней групп — растения и животные, наи­более типичные по строению;

в старшей и подготовительной к школе группах — объекты, у которых типичные признаки выражены менее ярко (например, растения, имеющие не только зеленую окраску листьев, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т.д.).

 В уголках природы младшей и средней групп помещают самых неприхотливых обитателей, чтобы дети в состоянии были ухаживать за ними; в старшей и подготовительной к школе группах могут обитать растения и животные, относительно более требовательные к условиям жизни, их и по количеству должно быть значительно больше.

При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесооб­разно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север хорошо развиваются тенистые.

Некоторые обитатели уголка природы постоянно находятся в группе (рыбы, птицы, млекопитающие, комнатные растения), поэтому дети их могут наблюдать в течение года. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять рыбок или птичек между младшей и средними группами; разместить объекты в угол­ке природы на короткое сезонное время, а иногда и на часть его. Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы поможет воспитателю сформировать у детей представление о том или ином времени года, его характерных особенностях.

Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни: птицы — на свету, но вдали от сквозняка, аквариум — в простенке, чтобы на него не попадал солнечный свет. Нельзя сосредоточивать разных обитателей в одном месте: детям трудно в таких условиях наблюдать и ухаживать за животными, выделять при необходимости кого-то одного из массы других.

Следует учитывать также эстетические требования: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение группы, делать его привлекательным, уютным. Низкорослые светолюбивые комнатные растения лучше поставить на подоконник, но так, чтобы они не загораживали детям свет. На нижней части оконных косяков можно сделать полочки для ампельных растений. Часть вьюшихся растений (хлорофитум, бего­ния, сеткрезия) целесообразно разместить в цветочных торшерах, подвесных кашпо; на полочки или в напольные вазы поставить крупные растения (например, сансевьеру) или композиции из неко­торых неприхотливых растений. Вьющиеся растения (плющ, сциндапсус) можно прикрепить к декоративным шнурам, натянутым от пола до потолка и отгораживающим небольшую часть комнаты.

Комнатные растения не только представляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-обра­зовательной работы с дошкольниками. Они оздоравливают, мик­роклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

Для ухода за растениями и животными уголка природы требу­ется инвентарь:

лейки, щеточки, тазы, тряпочки, палочки для рыхления зем­ли и ухода за растениями;

тазы, тряпочки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, раз­делочные доски, ножи для ухода за животными.

Он находится в уголке для дежурных, там где хранятся клеен­чатые фартуки, которые дети надевают во время работы. Инвен­тарь для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкаф­чике, здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Все рабочие инструменты должны иметь свое место, лежать на полках в определенном порядке.

Воспитателю следует приучать детей по окончании работы вы­мыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место; затем проверить, все ли сделано так, как надо. Это важно учитывать при оценке труда дошкольников, фор­мируя таким образом навыки культуры труда.

Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен прежде всего сам показать пример. При уходе за обитателями уголка помнить, что его отношение и действия являются образцом, которому подражают дети. Кроме того, нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научить ребят правильным приемам ухода за ними.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок природы в группах детского сада

презентация для воспитателей о том, какие растения должны быть в уголке природы каждой возрастной группы детского сада...

Положение о проведении смотра-конкурса на лучший уголок природы в группе среди педагогов ДОУ.

Положение о проведении смотра-конкурса на лучший уголок природы в группе среди педагогов ДОУ...

Уголок природы в группе.

Оформление стенда для родителей и уголка в группе для детей....

Уголок природы средней группы "Кунчээн"

Презентация  конкурсной работы "Уголок природы средней группы "Кунчээн". Уголок природы оформлен в виде мини экологической тропы. Хозяйкой экологической тропы является Аан-Алыхчын хотун- хозяйка ...

Консультация для педагогов ДОУ "Уголок природы в детском саду"

Консультация для педагогов «Уголок природы в детском саду»Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, ...

Консультация для воспитателей «Уголок природы в группе детского сада»

Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения ...

Консультация для воспитателей Тема: «Уголок природы в детском саду» .

Задачи познавательного развития детей старшего дошкольного возраста: 1. Формировать сознательное отношение к окружающей среде; 2. Способствовать познавательному развитию детей; 3. Формировать у ...


 

Комментарии

Тер-Григорян Юлия Николаевна

В консультации собран материал, как организовать уголок природы по возрастам, по зонам. Какие растения и животные размещать в данной возрастной группе. Как организовать уход за ними.