Экскурсия по лесной полянке. Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром. Лексическая тема «Насекомые».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Карманникова Елена Саидовна

 

Данная тема всегда вызывала и вызывает интерес у маленьких исследователей. Благодаря занятию ребёнок может окунуться в мир самых маленьких обитателей нашей планеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия по лесной полянке. Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром.

Лексическая тема «Насекомые».

Провела: Карманникова Елена Саидовна,

 воспитатель логопедической группы

                                                                                                 НС(К)НШ-ДС V вида (№89)

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Тема занятия "Экскурсия по лесной полянке". 

Данная тема всегда вызывала и вызывает интерес у маленьких исследователей. Благодаря занятию ребёнок может окунуться в мир самых маленьких обитателей нашей планеты.

Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».  Познакомить детей со строением тела насекомых. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. Продолжать упражнять в составлении предложений с использованием союза потому - что.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать  любовь к природе и доброе отношение к маленьким соседям по планете.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать общую моторику, координацию. Развивать зрительную и слуховую память.  Развивать  ВПФ и познавательную активность детей через экспериментальную деятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением насекомых,  игрушки насекомых,  манка,  рукавицы, цветы, ноутбук,  лепестки цветика – семицветика (белые и цветные), увеличительные стекла.

Предварительная работа. Заучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок,  наблюдения, чтение сказок  К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка  с изображением насекомых, рассматривание  игрушек, картинок.
Ход занятия:

Организационный момент.

(Дети входят в группу, встают около воспитателя).

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие   на лесную полянку.

Кинезиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

 «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветки и  пенечки.

Кто так  ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

(Дети выполняют упражнение на ковре).

Основная часть:

Дети  (Подходят к ковру  на котором цветы ).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. (Раздается звонок телефона).

-Ой, нам пришло СМС-сообщение. Интересно, от кого  оно? Письмо от Лесовичка. Он просит, включить компьютер и посмотреть видеосообщение.

(Воспитатель читает письмо, и дети смотрят видеосообщение).

«Здравствуйте, дорогие ребята!  У меня был удивительный цветочек «Цветик-семицветик» и друзья-насекомые,  но  меня настигло ненастье.  Лепестки цветка потеряли окраску, а насекомые все разбежались. Помогите мне,  пожалуйста! Верните прежний цвет лепесткам и отыщите насекомых. А для этого надо выполнить  задания, я один не справлюсь».

Поможем  Лесовичку, ребята?

Дети: Да.

(Воспитатель обращает внимание  детей на    бесцветный цветик-семицветик (на фланелеграфе),  с заданием на каждом лепестке)).

Задание I «Отгадать загадки».

(Воспитатель читает задание на первом лепестке . По мере отгадывания выставляет иллюстрации с отгадками).

1.Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель … (муравей)

2.На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? …
(Стрекоза) 

3.На цветок она садится,

Не устав с утра трудиться

Людям воск и мёд дала

Беспокойная … (Пчела)

4.Торопиться он не хочет,

Листья ест, деревья точит,

Слышен нам жужжащий звук -

То летит обедать ….. (Жук)

5.Не зверь, не птица,
Нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь прольёт.

(Комар)

6.С ветки – на тропинку,
с травки – на былинку
Прыгает пружинка,
зелёная спинка.

(Кузнечик)

Воспитатель: Муравей, комар, жук, пчела, кузнечик, стрекоза  – как назовём общим словом?

Дети: Насекомые.

Молодцы, ребята, справились с первым заданием. (Меняет цвет лепестка).

Задание II  Д/и «Найди насекомое».

Воспитатель. Пройдите на   лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком.

(На ковре  лежат  цветы, под ними по одному насекомому).

-Кого из насекомых вам удалось найти?

Ответы детей.

-Ребята, насекомые  очень  мелкие  и их очень трудно рассмотреть,  я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного  стекла. Дети рассматривают 2 насекомых. Называют насекомое и его части.

Воспитатель: Молодцы! Справились со вторым заданием.

(Меняет цвет лепестка).

Задание III  Д/и «Собери целое из частей»

Воспитатель:  В волшебной коробочке лежат  части целой картинки. Возьмите по одной части насекомого.

А  теперь назовите, какая часть тела у вас в руках? ( Ответы детей).

Посмотрите внимательно, и соберите картинку.

(Дети, подходят к столу и собирают картинку).  

Какое насекомое вы собрали?

Ответы детей.

Правильно, кузнечик. Его еще называют «Чемпионом по прыжкам». Так как у него мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается. Ребята, а кто знает, где у кузнечика уши?

Представьте себе – на ногах. Вот такое удивительное насекомое, кузнечик.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.

(Меняет лепесток).

Задание IVФизминутка «Сороконожка»

Читает четвертое задание.

«Изобрази сороконожку»

Шла сороконожка.  По сухой дорожке.

( дети идут ритмичным шагом,  слегка пружиня)

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

Ой, промокнут сорок лап!

( дети останавливаются и приседают.)

Насморк  мне не нужен

Обойду я лужи!

( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу!

( дети останавливаются, трясут одной ногой),

( трясут другой ногой).

И потопаю потом

- Ой, какой от лапок гром!

( дети топают ногами)

Воспитатель: Молодцы ребята! Все правильно изобразили сороконожку.

(Меняет цвет лепестку).

Задание V  Игра «4 лишний».

 Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:  Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель: И с этим заданием справились .

(Меняет лепесток).

Задание VI Д\И  с мячом «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка…(летает).

Пчёлы летают, а паук…(ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).

Пчёлы живут в ульях, а муравьи…(в муравейнике).

 Бабочка питается нектаром цветов, а паук…(мухами…).

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

(Меняет лепесток).

Задание VII «Какие насекомые больше переносят пыльцу»

Воспитатель берет следующий лепесток.

Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?

Ответы детей.

Давайте проведем эксперимент.

- У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсинистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых,

надев мохнатую  превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика.

- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.

- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?

- Вот для чего некоторые  насекомые покрыты ворсинками.

-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Вот и последний лепесток приобрел цвет.

(Появляется Лесовичок).

Лесовичок.  Какие  вы молодцы. Вы помогли  мне справиться с заданиями и вернули прежний цвет лепесткам  цветику-семицветику.  И подарю я вам всем подарки.

Итог занятия

-Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?

Ответы детей.

- А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли  задания.

-Молодцы, спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром. Тема: Школа пешеходов" средняя группа

Работа направлена на формирование представлений детей о правилах дорожного движения для пешеходов, воспитание у детей внимания, сосредоточенности....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Волшебница вода"...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Волшебница вода"...

ЭКСКУРСИЯ ПО ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Тема занятия  « Цветик-семицветик».Данная тема всегда вызывала и вызывает интерес у маленьких исследователей. Благодаря занятию ребёнок может окунуться в мир самых маленьких обитателей нашей план...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром “ Путешествие в страну насекомых

Тема: "Путешествие в страну насекомых"Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Познание:  развивать умственную активность детей, наблюдательн...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема занятия: « Экологическая тропа в здании детского сада»

Цель: создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.Задачи:- Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада.-Расширять представлени...