сценарий викторины по экологии для старших дошкольников "Тайны птичьего полета"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. В старшем дошкольном возрасте помочь педагогу могут викторины. Так, экологическая викторина для старших дошкольников дает возможность в более доступной форме получить новые знания об окружающей обстановке.  В основе сценария экологической викторины использованы материалы проведения экологических акций «День Земли», «День птиц». Материалы экологической викторины можно использовать педагогам  дошкольных образовательных учреждений, а также учителям начальных классов при проведении экологических акций, проектов, развлечений, дополнительного образования и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_viktoriny_tayny_ptichego_poleta.doc637.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста

 «Тайны птичьего полета»

АННОТАЦИЯ

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. В старшем дошкольном возрасте помочь педагогу могут викторины. Так, экологическая викторина для старших дошкольников дает возможность в более доступной форме получить новые знания об окружающей обстановке.

Не важно, какой тематике посвящены загадки- викторины, основная их задача – пробудить интерес к неизвестному и новому. Также викторина позволяет продемонстрировать уже усвоенную информацию, пробуждая соревновательный дух и делая занятия более интересными. Особое преимущество, которое дает  экологическая викторина, заключается не только в самом ее проведении. Дети с удовольствием участвуют и в подготовке мероприятия. 

В основе сценария экологической викторины использованы материалы проведения экологических акций «День Земли», «День птиц», работа А. А. Соколовой «Методические рекомендации к проведению Дня Птиц (для студентов, учителей биологии, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы и пионервожатых». — Курган: Курганский пединститут, 1990, а также Интернет сайты Википедия, экологический портал Санкт – Петербурга, ПскоВики  и др.

Материалы экологической викторины можно использовать педагогам  дошкольных образовательных учреждений, а также учителям начальных классов при проведении экологических акций, проектов, развлечений, дополнительного образования и пр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 Экологическое образование в системе дошкольного воспитания это начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

         Важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо объяснять детям, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

- Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое внимание уделяется соревновательным играм, которые стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д. В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения. Нужно создавать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.

Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.

Основная цель, которую преследует экологическая викторина «Тайны птичьего полета», заключается в воспитании у старших дошкольников бережного отношения к окружающему миру и формировании навыка заботы о пернатых друзьях.

Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
- Расширить кругозор детей о мире пернатых.

РАЗВИВАЮЩИЕ
- Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
- Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

Организовать подобную викторину не так уж и сложно. Достаточно лишь заранее подготовить вопросы для конкурсных разделов, которые могут касаться растительного  мира, животных, его населяющих, природных явлений. Среди вопросов могут быть отличительные признаки отдельных групп животного мира, их реакция на природные явления, особенности их облика.

Правильная организация процесса позволяет успешно решать образовательные задачи, совмещая познавательный процесс с воспитательным.

В соответствии с  федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования викторина носит интегративный характер, так как позволяет интегрировать как детские виды деятельности и формы работы с дошкольниками (загадки, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, ситуация морального выбора, работа с картинами, иллюстрациями, использование пословиц, игры и пр.), так и процесс решения задач психолого-педагогической работы двух и более образовательных областей (познание, физическая культура, социализация, музыка, чтение художественной литературы, коммуникация, безопасность).

Адекватные для старшего дошкольника методы и формы работы  обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих  личностных качеств: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, соблюдение правил безопасного для окружающего мира природы поведения.

Для проведения данной викторины организуется следующая предметно – развивающая среда: игра может проводится в музыкальном зале или группе. Пространство помещения украшено плакатами на тему « Птицы – наши друзья», «Птичья столовая», «Берегите птиц» и пр., изготовленные детьми совместно с  родителями и педагогами в рамках акции «День птиц». Организована выставка книг, экологических плакатов, детских экологических журналов на тему «Птицы».  Используются  фонограммы песен «У дороги чибис», «Песня о птицах» А. Градского,  средства ИКТ, с помощью которых подготовлены презентации для конкурсов викторины.  Оборудование: 

  1. мольберты,
  2. иллюстрации из книги В.Бианки «Чей нос лучше»,
  3.  книги С.Лагерлеф «Путешествие с дикими гусями», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», А.Погорельский «Черная курица или подземные жители», Г.Х Андерсен «Гадкий утенок», Г.Х Андерсен «Дикие лебеди», Г.Х Андерсен»Дюймовочка», И.А.Крылов «Ворона и лисица», Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»,
  4. 9 карточек «правила поведения в природе»,
  5. Игра «Хочу быть птичкой»,
  6. Иллюстрации птиц в полете: ласточка, утка, сорока, цапля, ворона, гусь,
  7. Конверты с фотографиями : кедровка, еловая шишка, ветка березы.

В зале (группе) подготовлены места для зрителей, жюри и трех команд. В жюри могут войти педагоги, родители.

Викторина составлена по принципу телевизионной передачи «Своя игра», рассчитана на детей 5-7 лет и состоит из четырех туров.

Предварительная работа:

  1. Беседа о викторине, о ее правилах. Деление детей на 3 команды, придумывание названий команд.
  2. Разучивание пословиц и поговорок о птицах.
  3. Беседа о птицах, обитающих на территории среднего Урала.
  4. Рассматривание картин.
  5. Наблюдения за птицами.
  6. Чтение художественной литературы о птицах.
  7. Подвижные игры.

Правила игры:

В игре – викторине  3 команды. У каждой  из них есть группа поддержки  (зрители), если участники затрудняются выполнить задание, то они могут 1 раз попросить помощь у зрителей. Очередность выбора категории определяется жеребьевкой. В каждом туре по три категории, в которые входят девять вопросов. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команде выдаются  жетоны, количество которых равно заявленной номинальной стоимости вопроса (баллов). По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ ВИКТОРИНЫ

Звучит фонограмма песни «У дороги чибис».

Команды детей входят в зал, занимают свои места.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе «Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля (Показать журнал «Муравейник»).

Выходят дети – чтецы:

1 ребенок:

Каждый день когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей

2 ребенок:

На кормушках сидя,

Птицы чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи

Ждут нас также терпеливо

И красавицы снегири….

Все привыкли – не пугливы

Хоть руками их бери!

( Г.Ладонщиков  «Наши друзья»)

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц. В викторине участвуют три команды детей. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.

Правила игры: в викторине четыре тура, в котором командам предлагается ответить на вопросы трех категорий. Выбор категории определяется жеребьевкой. Ведущий зачитывает вопрос выбранной категории, все команды в течение 30 секунд обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.

За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше. В случае затруднения ответа на вопрос, отвечающая команда имеет право попросить помощи у своей группы поддержки.

Первый тур «Птицы нашего края». Игроки по очереди выбирают категорию и номинальный балл (стоимость вопроса от 1 до 3 баллов), на который они будут отвечать.

Категория : «Почему…?»

Вопросы:

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)
2. Почему весной грачи прилетают первыми? 
(Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)
3.  Почему клёст зимой гнезда вьет? 
(Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

Категория : «У какой…?»

1. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)
2. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? 
(У козодоя.)
3. У какой птицы самая большая семья? 
(У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)
Категория : «Какая…?»

1. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

2. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

3. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)

Второй тур «Узнай и назови».

В этом туре игрокам предоставляется возможность узнать птиц по фотографиям, описаниям с помощью загадок, схем.

Категория : «Певчие птицы»

1. Это ловкие, подвижные, умные и одаренные большим искусством петь птицы. Они общительны, хотя их и нельзя назвать миролюбивыми. Вообще это ловкие, проворные летуны, но при испуге они неуклюже порхают над землей. В умственных способностях этих птиц нельзя сомневаться: они не только умны, смелы и недоверчивы, но даже хитры и осторожно расчетливы. 

(дрозд)

2. Молодые птицы учатся петь от старых. В каждой местности есть его свои песни. Особенно славятся курские «певцы». Народная примета говорит, что эти птицы начинают петь, когда могут напиться воды из березового листика, то есть когда лист березы настолько велик, что на нем умещается капля росы. Самое время для песен  этой птицы – сумерки. Эти птицы прилетают к нам весной и начинают петь.(соловей)

3. Эта птица прилетает к нам и начинает петь ранней весной, как только из – под снега покажется оттаявшая земля – проталины.

Его нигде не увидишь на дереве. Он обычно сидит на земле или на кочках.

( жаворонок)

Категория : «Чей нос лучше»

У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу).  В этой категории мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. (Дети выполняют задания по карточкам, выбрав номинальный балл ответа ).

 1. Назовите, чьи это клювы.

 (1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

2. Назовите, чьи это клювы.

 (1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

3. Назовите, чьи это клювы.

 (1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Категория : «Кто как летает»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

1. Назовите, кто летит.

 (1 – утка; 2 – ласточка).

 

2. Назовите, кто летит.

 (1 – сорока; 2 – цапля).

 3. Назовите, кто летит.

 (1 – ворона; 2 – гусь).

Третий  тур «Птичьи загадки».

Категория : «Что у нас сегодня на обед и ужин?»

1. В конверте  лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

Категория : «Загадки о птицах?»

В этой категории каждой команде предлагается ответить по 2 загадки.

1. Кто в лесу деревья лечит,

   Не жалея головы?

   Тяжела его работа-

   Целый день долбить стволы (Дятел).

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ….

(Совы)

2 Зимой на ветках яблоки!

   Скорей их собери!

   И вдруг вспорхнули яблоки,

   Ведь это…..

(Снегири)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два огромные крыла

У хозяина……. (Орла)

3. Кто без нот и без свирели

   Лучше всех выводит трели?

    Голосистее, нежней?

    Кто же это? (Соловей)

В лужах - отраженье тучи,

Дни по-прежнему теплы.

На репейнике колючем

Ищут семечки……(Щеглы)

Категория : «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также выбрать книгу, назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

При выборе номинальной стоимости вопроса ( баллы) каждой команде предлагается ответить по три вопроса.

1. а) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

      б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

      в) В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).

2.  а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

       б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

       в) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

3.  а) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

     б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

     В) Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

Четвертый   тур «Защитники природы».

Категория :  «Пословица не даром молвится».

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

Каждой команде предлагается по 3 пословицы.

1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

   Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

   У каждой птицы… (своя песня). 

    Одна ласточка… (весны не делает).

2. Цыплят по осени… (считают).

  Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

            Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела). 

              Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).

3. Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

    Всякий кулик своё… (болото хвалит).

              Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило). 

              Гусь свинье… (не товарищ).

Категория :  «Найди сходство».

В этой категории необходимо найти такую отличительную черту птицы, которая сближает ее с объектом, указанным в вопросе.

1. Что общего между  сорокой и ювелиром? (сорока так же любит блестящие вещи).

2. Что общего между иволгой и кошкой? (Крик иволги похож на крик кошки).

3. Что общего между голубями и конфетами? (Птичье молоко)

Категория :  «Правила поведения на природе - девять «Нельзя».

На мольберте прикреплены 3 ряда карточек лицевой стороной вниз по 3 карточки в каждом ряду. На внешней стороне карточек написана стоимость вопроса ( от 1 до 3 баллов). Команды, по очереди выбирая номинальную стоимость вопроса, отвечают на вопросы.

Примечание:

Между двумя турами можно провести физкультурную разминку для зртителей.

Игра  «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял

Поступательные движения

указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу.

Галок и ворон считал

Скрестить перед собой кисти рук,

сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибать поочередно пальцы рук, начиная с

большого.

Буду я считать опять –

Загибать пальцы с мизинца.

Рот открыл, смотрю я в небо

Открыть рот, поднять голову вверх

Вправо-влево. Я там не был.

Повороты головы.

Птичкой захотел я стать. И руками

стал махать.

Взмахи руками через стороны вверх,

вниз, часто, кисти напряжены.

Крылья вверх и крылья вниз

Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.

Только слышно ветра свист.

Вращательные движения

указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх

Я подпрыгнул, чтоб взлететь.

Руки поднять вверх, подпрыгнуть.

Но пришлось на землю сесть.

Присесть.

Жюри подводит итоги и команду-победительницу награждает книгами о птицах.

А другие команды – поощрительными призами – календариками.

Всех угощают испеченными жаворонками и раздают памятки «Как сделать домик для птиц».

Звучит фонограмма песни А.Градского «Песня о птицах».

Ведущий: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Список рекомендуемой и используемой литературы

Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. - Ярославль: Академия развития: Академия,К,2000.-240с.

Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2002.-64с.

Доронова Т.Н., Рыжова Н.А. Детский сад: будни и праздники.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006.-320с.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П.Щетинина В.В. Неизведанное рядом.-М.:ТЦ Сфера,2010.-192с.

Ердаков Л.Н.  Экология для детей (Как Эколобок путешествовал). – Новосибирск, 1996.

Ердаков Л.Н., Довбня С.Е. Программа по экологии для дошкольного обучения. «Играя, обучаемся» Сб. мат. по экологическому просвещению.              № 2. ИСАР-Сибирь. Новосибирск 1999.

Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.

Молодцова З.В. Занимательная экология. – Новосибирск, 1997.

Окно в мир. Экосистемы: Детское образовательное пособие по экологии. – М., 1996.

Нянковский М.А. О ребятах и зверятах. Стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе.- Ярославль: Академия развития,2007.-256с.

Пенькова Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006.-288с.

Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.

Романова Н. Ищу говорящую птицу. – М., Детская литература 1985.

Синицына Е.И. Умные загадки – М.: «Лист»,1999.-144с.

Фесюкова Л.Б., Григорьева О.О. Времена года. Комплексные занятия. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008.-208с.

Чаплина В. Птицы в нашем лесу. – М., Малыш, 1984.

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: Издательство ГНОМ и Д,2008 -96с.

Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера,2008.-96с.

Шорыгина Т.А. Беседы о домашних и декоративных птицах. – М.: ТЦ Сфера,2008.-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"

Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...

Сценарий викторины по экологии для старших дошкольников "Знатоки природы"

Игровая форма обучения знакома детям еще с детского сада, когда развивающие игры и конкурсы позволяют более успешно запоминать информацию. В старшем дошкольном возрасте помочь педагогу могут викторины...

Конспект викторины по экологии в старшей группе "Природа вокруг нас"

Обобщение детьми знаний об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины....

Викторина по экологии для старшей группы "Знатоки Природы"

Систиматизировать знания детей о природе....

Викторина по экологии для старших дошкольников

Интеллектуальная викторина для старших дошкольников...

Презентация для викторины по экологии для старших дошкольников

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности....

Экологическая викторина "Юный эколог" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Данный материал может быть полезен для педагогов ДОУ. Викторина поможет сформировать у детей и их родителей систему экологических знаний и представлений....


 

Комментарии

Трунова Ирина Сергеевна

Очень интересный материал, воспользуюсь, спасибо, что даёте возможность воспользоваться своими наработками.