Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
статья (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития
познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового.При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развитияребенка решающее значение имеет не изобилиезнаний, а типих усвоения, способы приобретения этих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Прежде чем; давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

В.Сухомлинский

То, что я услышал, я забыл.

                                                                                                          То, что я увидел, я помню.

                                                                                                       То, что я сделал, я знаю.

Китайская пословица.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития
познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового.
 При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, способы приобретения этих знаний.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, поиск знаний, приобретаемых самостоятельно или под руководством взрослого в сотрудничестве и сотворчестве.

 Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, 'в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства, предметов, их сходство и различия, предоставлять им возможность приобретать знания самостоятельно.

Интеллектуальная пассивность детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Основная особенность этой деятельности в том, что ребенок познает объект входе практической деятельности и сам осуществляет практические действия. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что цель имеет неопределенный, неустойчивый характер. В ходе поиска она
уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он самостоятельно строит свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. И говоря о детском экспериментировании нельзя не сказать об опытах, используемых в процессе этой деятельности.

«Опыт - вот учитель жизни вечный».         ,

Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача ясно и четко формулирована. Ее решение требует анализа, соотношения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои· предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение 'имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда.

Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.         .

Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами живой природы.

Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, мы организуем разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи: дошкольники  подводятся к пониманию того, что каждое животное - живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызывается чувство радости от общения с живым существом.

В процессе опытов ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение, экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе. Однако знакомство дошкольников с физическими явлениями окружающего мира отличается по содержанию и методам от школьного обучения. В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Опыты в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира. Главным является не качество результата, а активность каждого ребенка. Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Дети способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое (вода в твердом, жидком, газообразном состоянии), свойства воздуха (он есть всюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься), свойство магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т.д. Выявление скрытых свойств явлений не живой природы, которое происходит под непосредственным руководством воспитателя, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений.

С этой целью были проведены 12 занятий:

  1. Звуки, которые нас окружают
  2. Волшебные лучи
  3. Воздух невидимка
  4. Вода – волшебница
  5. Путешествие капельки
  6. Путешествие в ботанический сад
  7. Эти удивительные растения
  8. Мир, который мы не видим
  9. Красный цветок
  10. Волшебные палочки
  11. Путешествие капельки. Удивительные кристаллы
  12. Кладовые земли

Чем больше различных опытов вы проделаете вместе с ребенком, тем больше этот процесс захватит вас обоих. Вы вместе испытаете и радость, оттого что «все получилось», и досаду, потому что немного не вышло, и совместное стремление к преодолению трудностей – все, что способствует единению и чувству «общего дела». 

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок

Данная работа, это мой опыт работы, которым я хочу поделиться с другими коллегами....

Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»

К концу дошкольного возраста у детей должен быть  сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...