Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Данная методическая разработка включает в себя теоритическую часть,в которой указаны мтоды приемы обучения по данной теме,а так же предлагается перспективный план работы на год с детьми по ознакомлению с профессиями,перспективный план работы на год с родителями,практический материал (конспекты занятий ,викторины ,досуги,развлечения..),литературный материал(стихотворения,загадки,пословицы и поговорки..).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения всегда стоят на первом месте. При этом педагогами отмечается приоритет формирования знаний о социальной действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей. Данное содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте.

 "Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В.И.Логинова.

В тоже время стоит отметить, что очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых, знания являются разрозненными и бессистемными. В связи с этим работа по ознакомлению старших дошкольников с профессиями стала актуальной. Ее разрешение мы нашли в трудах В.И.Логиновой, Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой. Которые отмечают, что: «Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уваже ние к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду».

В связи с этим целью нашей работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости.

Достижению поставленной цели, на наш взгляд, способствует решение следующих задач:

1. Систематизировать знания воспитанников о труде людей разных современных профессий и их взаимосвязи (сельскохозяйственных, промышленных, героических, транспортных, обслуживающих и т.д.).

2. Расширить представления ребенка о содержании трудовой деятельности человека.

2. Формировать представление о ценности труда и его общественной значимости.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, желание трудиться.

4. Формировать первичные знания детей об экономических явлениях, взаимосвязи потребностей человека и трудовой деятельности.

Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах:

1. Принцип воспитывающего обучения – обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий.

2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически апробированных методик.

3. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность.

5. Принцип доступности предусматривает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на ближайший уровень развития воспитанников.

6. Принцип осознанности.

При этом мы считаем, принцип осознанности ведущим, так как он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению собственным достижениям.

Для получения положительного результата работы считаем необходимым  создание следующих условий:

  1. психолого–педагогических условий (учет принципов личностно- ориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научно - методических материалов);
  2. организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;
  3. сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей).

При организации системы работы формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости мы используем разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения), методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);  словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Реализуя деятельностный подход к усвоению знаний приоритетными считаем практические методы и игу, как ведущий вид деятельности дошкольников.

Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, позволяющая отследить уровень сформированности знаний о труде людей разных современных профессий, произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.

Подводя итог выше сказанному, считаем необходимым отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют решить интеллектуальные и нравственные задачи трудового воспитания.

Перспективный план по ознакомлению детей старшей группы с профессиями

Месяц

Форма работы

Цель

Сентябрь

1-ая неделя:

Занятие «Поговорим о профессиях»

Цель: познакомить детей с разнообразием профессий взрослых людей (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских», современные и профессии прошлых лет); их значении.

2-ая неделя:

Беседа «Потребности современного человека»

Цель: познакомить дошкольников с понятием «потребность», со взаимосвязью между удовлетворением потребностей и наличием разнообразных профессий, исторической взаимосвязью профессий и потребностей (потребности современных людей шире, поэтому существует многообразие профессий)

3-ая неделя:

Вечер загадок «Отгадай профессию»

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность детей, закрепить знания о профессиях.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Цель: учить детей  отражать в игре знания о профессиях (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик), самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь.

Октябрь

1 –ая неделя:

Занятие «Хлеб - всему голова»

Цель: закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик), соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов.

2-ая неделя:

Дидактическая игра

«От зернышка до булочки»

Цель: закрепить знания детей об этапах производства хлеба.

Дидактическая игра «Угадай, какая техника нужна?»

Цель: закрепить знания детей о транспорте, который необходим для выращивания и сбора урожая хлеба.

3-ая неделя:

Сладкий час «Откуда хлеб пошел?»

Цель: вызвать положительные эмоции, заинтересовать детей профессиями хлеборобов, воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы»

Цель: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях, учить выполнять роли, использовать предметы-заместители, создавать новую игровую обстановку, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, развивать воображение, активизировать речь.

Ноябрь

1-ая неделя:

Занятие «Путешествие в прошлое денег»

Цель: познакомить детей с представлением о денежной единице, научить понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому денег, развивать воображение.

2-ая неделя:

Беседа «Что такое деньги?»

Создание коллекции денежных единиц

Цель: познакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран).

3-ая неделя:

Викторина «Литературные деньги»

Цель: закрепить звания детей о литературных произведениях, в которых встречаются деньги, развивать сообразительность, смекалку, воспитывать чувство товарищества.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»

Цель: обобщить знания детей о значении и производстве денег, учить самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с ней, закреплять умение изготавливать предметы-заместители (деньги).

Декабрь

1-ая неделя:

Занятие «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка)

Цель: познакомить детей с профессиями работников банка (управляющий, бухгалтер, кассир, охранник, инкассатор), соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к современным профессиям.

2-ая неделя:

Беседа «Кем быть?»

Цель: закрепить знания детей о современных профессиях, развивать логическое мышление, речь.

Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»

Цель: закрепить знания о назначении различных предметов (орудиях труда различных профессий).

3-ая неделя:

Экскурсия в банк.

Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

4-ая неделя:

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли сотрудников банка, действовать в соответствии с ними; формировать навыки сотрудничества, умение отражать в игре явления социальной действительности, использовать предметы-заместители.

Январь

1-ая неделя

Занятие «Экономика для малышей»

Цель: познакомить детей с понятием экономика, актуализировать знания о потребностях людей и способах их удовлетворения, учить устанавливать логические связи между понятиями (потребности, профессии), делать экономический расчет (экономить), воспитывать усидчивость, доброжелательность, развивать речь, логическое мышление.

2-ая неделя

Беседа «Что мы знаем об экономике?»

Цель: обобщить представления детей об экономике, ее значении в жизни людей, воспитывать бережное отношение к результатам труда, денежным и природным ресурсам.

3-ая неделя

Игра-тренинг «Мы с мамой идем в магазин»

Цель: систематизировать знания детей о товарах, цене, ценниках, закрепить правила культурного поведения в магазине, учить детей правильно распоряжаться деньгами и планировать семейный бюджет.

Вечер загадок «Экономические загадки»

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность детей, закрепить знания о профессиях.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей использовать знания об окружающей жизни, закрепить правила совершения покупок (поведение в супермаркете, решение конфликтных ситуаций с администратором, выбор товаров для покупки).

Февраль

1-ая неделя

Занятие «Они защищали Родину. Памятники защитникам Отечества»

Цель: обсудить с детьми значение понятия «защитники», сформировать знания о защитниках Отечества, познакомить детей с памятниками воинам России, воспитывать патриотические чувства, уважение к историческому прошлому, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Рода войск нашей армии»

Цель: закрепить знания о родах войск, их отличительных особенностях, развивать мыслительные операции (классификации).

Дидактическая игра «Угадай военную профессию»

Цель: систематизировать знания детей о военных профессиях, учить находить знаки различия военнослужащих.

3-ая неделя

Вечер встреч «Есть такая профессия Родину защищать». Оформление альбома «Все работы хороши»

Цель: обобщить знания детей о профессиях защитников Родины (МЧС, милиция, ДПС, охранная безопасность, пожарная безопасность), подвести детей к пониманию значения данных профессий.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»

Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в ЧС, учить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Развивать воображение, речь, воспитывать чувство сострадания, сочувствия.

Март

1-ая неделя

Занятие «Мамы разные нужны, мамы разные важны»

Цель: познакомить детей с женскими профессиями, рассказать о разных социальных ролях женщины (мама, дочь, работник), воспитывать бережное отношение к маме, уважение к труду, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Угадай профессию?»

Цель: закрепить знания детей о женских профессиях, социальной значимость, используемых орудиях труда, его продуктах.

Литературный вечер «Мама милая моя»

Цель: закрепить знания детей литературных стихов о мамах, пословицах и поговорках о женском труде. Воспитывать уважительное, бережное отношение к женщинам, развивать память, речь.

3-ая неделя

Сладкий час «Я и моя мама»

Цель: актуализировать знания детей о женских профессиях, результатах женского труда, воспитывать уважение и чувство любви к близким.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней, расширять сферу социальной активности ребенка и его представление о жизни школы, предоставив ему занимать различные позиции взрослых и детей.

Апрель

1-ая неделя

Занятие «Современные профессии работников связи»

Цель: познакомить детей с профессиями современных работников связи (почтальон, связист, оператор связи, кассир, телеграфист), уточнить знания о значении труда, воспитывать любознательность, развивать мышление, речь.

2-ая неделя

Дидактическая игра «Какого города герб?»

Цель: закрепить знания детей о символике, развивать память, мышление, воспитывать целеустремленность.

3-ая неделя

Экскурсия на почту

Цель: заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: уточнить знания детей о современных профессиях работников связи, учить выполнять правила игры (выбранную роль), воспитывать дружеские чувства, развивать диалогическую речь.

Май

1-ая неделя

Занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус» (с использованием презентации книги Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»).

Цель: обобщить знания детей о разнообразных профессиях, их социальном значении, воспитывать бережное уважение к труду взрослых, желание им подражать, развивать мышление, воображение, речь.

2-ая неделя

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?»

Цель: систематизировать знания детей о разнообразных профессиях и орудиях труда (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских», современные и профессии прошлых лет), актуализировать знания литературных произведений о профессиях (загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки, рассказы), развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать выдержку, дружелюбие.

3-ая неделя

Театральный вечер «Все профессии важны – выбирай на вкус!»

Цель: подвести ребенка к выбору профессии, желанию перевоплотиться и отразить в творческой деятельности отношение к ней; развивать воображение, речь, воспитывать дружеские чувства в детском коллективе, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

4-ая неделя

Сюжетно-ролевая игра «Город» (объединенный сюжет «банк», «кафе», «супермаркет», «почта», «служба спасения», «школа» и др.)

Цель: закреплять умение развертывать многосюжетную игру, учить использовать предметы-заместители, самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, отражать в игре представителей различных профессий, развивать воображение, диалогическую речь, воспитывать чувство товарищества.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Форма работы

Цель

Сентябрь

Анкетирование родителей

Цель: определение специфики семейного воспитания, ожиданий родителей на предстоящий год.

Информационный стенд для родителей «Мы начинаем новый год»

Цель: знакомство родителей с физиологическими и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста, формирование представлений о целях и задачах воспитательно-образовательной работы на предстоящий год.

Фотовыставка «Мы играем в «Кафе»

Цель: знакомство родителей с особенностями организации детских сюжетно-ролевых игр, подбором необходимой игровой атрибутики.

Родительское собрание «Знакомим детей с трудом взрослых»

Цель: формирование представлений о проблемах нравственно-трудового воспитания современных дошкольников, актуальности вопросов знакомства детей с профессиями.

Октябрь

Консультация «Как научить детей беречь хлеб»

Цель: формирование экологической культуры в семье, выработка единства требований педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания.

Сундучок «Бабушкины рецепты», тема: «Полезные блюда на столе»

Цель: ассимиляция лучшего опыта организации питания дошкольников в семье (знакомство родителей с рецептами полезных блюд).

День открытых дверей «Приглашаем на обед»

Цель: обобщение знаний родителей о правилах этикета, требованиях праздничной сервировки стола.

Ноябрь

Ширма раскладушка «Зачатье денежной гармонии»

Цель: знакомство родителей с основами денежной гармонии, формирование экономической грамотности.

Сундучок «Бабушкины рецепты», тема: «Литературные деньги»

Цель: знакомство родителей с детской литературой.

Почтовый ящик «Вы спрашиваете, мы отвечаем»

Цель: выявление основных проблем в воспитании детей, подготовка ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Декабрь

Ширма раскладушка «Чтобы праздник не стал трагедией»

Цель: знакомство родителей с требованиями безопасности при организации Новогодних праздников (фейерверков).

Беседа-диспут «Как рассчитать бюджет семьи?»

Цель: распространение лучшего семейного опыта по вопросам планирования семейного бюджета.

Игра-тренинг «Мы с ребенком идем в магазин»

Цель: обучение родителей оптимальному стилю общения с детьми в конфликтных ситуациях.

Январь

Консультация «Детско-родительские отношения и их влияние на становление личности дошкольника»

Цель: знакомство родителей с основами психологической культуры, формирование знаний о проблемах детско-родительских отношений.

День открытых дверей «Организуем сюжетные игры детей»

Цель: обучение практическим навыкам совместной игры с детьми.

Выставка «Забавные игрушки»

Цель: знакомство с предметами-заместителями, используемыми детьми в сюжетных играх.

Февраль

Анкетирование «Нашей Армии бойцы»

Цель:

Консультация «Учим детей любить Родину»

Цель: систематизация знаний о проблемах нравственно-патриотического воспитания современных дошкольников.

Совместный проект «Мой папа, дедушка, прадед»

Цель: привлечение родителей к созданию рукописной книги, ассимиляция лучшего опыта семейного воспитания.

Март

Ширма раскладушка «Воспитание любви и уважения к матери»

Цель: знакомство с методами и приемами нравственного воспитания подрастающего поколения.

Семинар-практикум «Диета для умниц»

Цель: привлечение семей к обсуждению вопросов организации питания и сохранения здоровья, обучение практическим навыкам приготовления детских блюд.

Фотовыставка «Моя мама лучшая на свете»

Цель: вовлечение родителей в педагогический процесс как субъектов.

Апрель

Неделя родительских профессий «Чем пахнут ремесла?» (выступления родителей перед детьми)

Цель: привлечение родителей к педагогическому процессу в детском саду, повышение родительского авторитета.

Фотовыставок «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Мой папа на работе»

Цель: популяризация профессиональной жизни семей в детском коллективе.

Ширма раскладушка «Полезен ли ребенку Интернет?»

Цель: систематизация представлений родителей о современных средствах связи и их влиянии на ребенка.

Май

Ширма раскладушка «Чтобы были счастливы наши дети!»

Цель: обобщение знаний родителей о психическом здоровье детей, выработка родительской позиции.

Фотовыставка «Мы стали на год взрослее»

Цель: систематизация воспитательно-образовательной работы за год.

Анкетирование «Мы прожили год»

Цель: определение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ за год.

Планирование сюжетно-ролевых игр

по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых

Месяц

Тематика игр

Цель

Сентябрь

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Цель: учить детей  отражать в игре знания о профессиях (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик), самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь

Примерные игровые действия

  1. выбор столика;
  2. знакомство с меню;
  3. прием заказа;
  4. приготовление заказа;
  5. прием пищи;
  6. работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность);
  7. оплата заказа;
  8. уборка столика, мойка посуды

Предметно-игровая среда. Оборудование

  1. фартуки;
  2. наборы посуды;
  3. подносы;
  4. меню;
  5. скатерти;
  6. полотенца;
  7. салфетки;
  8. наборы продуктов;
  9. пиццерия

Октябрь

Сюжетно-ролевая игра «Хлеборобы»

Цель: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях, учить выполнять роли, использовать предметы-заместители, создавать новую игровую обстановку, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, развивать воображение, активизировать речь

Примерные игровые действия

  1. руководство работой фермы;
  2. выращивание урожая, уход за растениями;
  3. сбор урожая, организация работы овоще- (зерно-) хранилища;
  4. подсчет урожая;
  5. ремонт и обслуживание сельскохозяйственной техники

Предметно-игровая среда. Оборудование

  1. наборы овощей;
  2. сельскохозяйственная техника (предметы-заменители);
  3. спецодежда;
  4. инструменты

Ноябрь

Сюжетно-ролевая игра «Монетный двор»

Цель: обобщить знания детей о значении и производстве денег, учить самостоятельно распределять роли, действовать в соответствии с ней, закреплять умение изготавливать предметы-заместители (деньги)

Примерные игровые действия

  1. чеканка монет;
  2. печать бумажных денег;
  3. подсчет денег;
  4. выдача денег инкассаторам;
  5. доставка денег в банк

Предметно-игровая среда. Оборудование

  1. монеты;
  2. печатный станок;
  3. бумажные деньги;
  4. мешочки;
  5. купюросчетчик;
  6. спецодежда;
  7. инкассаторская машина

Декабрь

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли сотрудников банка, действовать в соответствии с ними; формировать навыки сотрудничества, умение отражать в игре явления социальной действительности, использовать предметы-заместители

Примерные игровые действия

  1. посещение банка, выбор необходимых услуг;
  2. работа кассы, пункта обмена валют;
  3. оформление документов, прием коммунальных платежей;
  4. работа с пластиковыми картами;
  5. консультации с директором банка

Предметно-игровая среда. Оборудование

  1. бланки;
  2. касса;
  3. сберегательные книжки;
  4. компьютер;
  5. купюросчетчик;
  6. перспектива обогащения предметно-игровой среды: пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками

Январь

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей использовать знания об окружающей жизни, закрепить правила совершения покупок (поведение в супермаркете, решение конфликтных ситуаций с администратором, выбор товаров для покупки)

Примерные игровые действия

  1. приход в супермаркет;
  2. покупка необходимых товаров;
  3. консультации менеджеров;
  4. объявления о распродажах;
  5. оплата покупок;
  6. упаковка товара;
  7. решение конфликтных ситуаций с директором или адми нистратором супермаркета

Предметно-игровая среда. Оборудование

  1. касса;
  2. наборы продуктов;
  3. спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров;
  4. сувениры;
  5. чеки, сумки, кошельки, деньги;
  6. наборы мелких игрушек;
  7. журналы, газеты;
  8. одежда, обувь, головные уборы и др.;
  9. учетные книги, ценники, указатели, названия отделов;
  10. телефоны, рации, микрофоны;
  11. упаковка, тележки для продуктов

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»

Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в ЧС, учить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Развивать воображение, речь, воспитывать чувство сострадания, сочувствия

Примерные игровые действия

  1. вызов по тревоге;
  2. осмотр места происшествия, ориентировка на местности;
  3. распределение спасательных работ между разными группами;
  4. использование техники специального назначения;
  5. спасение пострадавших;
  6. оказание первой медицинской помощи;
  7. доставка необходимых предметов в район происшествия;
  8. возвращение на базу

Предметно-игровая среда. Оборудование

  1. набор техники специального назначения;
  2. рации, телефоны;
  3. планы, карты;
  4. символика службы спасения;
  5. инструменты;
  6. защитные каски, перчатки;
  7. фонари;
  8. использование атрибутов из других игр («Скорая помощь», «Пожарные», «ДПС»).
  9. перспектива обогащения предметно-игровой среды: пульты управления, грузовой транспорт; тросы (веревки)

Март

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: закреплять умение самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней, расширять сферу социальной активности ребенка и его представление о жизни школы, предоставив ему занимать различные позиции взрослых и детей

Примерные игровые действия

  1. поступление в школу;
  2. подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей;
  3. 1 сентября, торжественная линейка;
  4. урок;
  5. перемена;
  6. уход домой

Предметно-игровая среда. Оборудование

  1. школьные принадлежности;
  2. доски;
  3. журналы;
  4. указки;
  5. карты, атласы;
  6. дневники

Апрель

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: уточнить знания детей о современных профессиях работников связи, учить выполнять правила игры (выбранную роль), воспитывать дружеские чувства, развивать диалогическую речь

Примерные игровые действия

  1. оформление почтового отделения с различными отделами;
  2. работа отдела доставки;
  3. работа отдела связи;
  4. работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;
  5. телеграф

Предметно-игровая среда. Оборудование

  1. сумки почтальонов;
  2. конверты;
  3. открытки;
  4. газеты, журналы;
  5. посылки;
  6. подписные листы;
  7. бланки;
  8. справочные журналы;
  9. печати, штампы

Май

Сюжетно-ролевая игра «Город» (объединенный сюжет «банк», «кафе», «супермаркет», «почта», «служба спасения», «школа» и др.)

Цель: закреплять умение развертывать многосюжетную игру, учить использовать предметы-заместители, самостоятельно создавать игровую обстановку, распределять роли, соединять в единый сюжет различные игровые линии, учить отражать в игре представителей различных профессий, развивать воображение, диалогическую речь, воспитывать чувство товарищества

Примерные игровые действия

  1. включают в себя действия сюжетных игр, знакомых детям

Предметно-игровая среда. Оборудование

  1. сюжетные игрушки, предметы-заместители, оборудование, спецодежда к знакомым сюжетным играм

Конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых

Конспект занятия

«Хлеб – всему голова»

(старший дошкольный возраст)

Цель: закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик), соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов.

Задачи: закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях и соответствующих орудиях труда, процессе выращивания и изготовления хлеба, обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, разнообразных хлебобулочных изделиях; воспитывать у детей уважение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу; развивать память, мышление, речь.

Материалы: мольберт; картины из серии «Выращивание хлеба»; колоски пшеницы; мяч; платок для завязывания глаз; хлеб (белый и черный), хлебобулочные изделия; дощечка для лепки пирожков; поднос, миска для замешивания теста; мука, яйцо, сахар, соль; фартуки.

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и песен о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу; экскурсия в булочную; участие в выставке картин государственного клуба-лицея «Хлеб — всему голова».

Ход занятия

Дети заходят в зал под песню «Отличные пшеничные», садятся на ковер.

Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет». (Хлеб.)

Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).

Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы еще раз вспомним о хлебе и поиграем.

Ребята, а кто знает стихотворения о хлебе? Дети читают стихотворения о хлебе:

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют в поле зерна раннею весной,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья.

Будет урожайной золотая осень.

П. Качанов

Воспитатель. Стихи вы хорошо читали, молодцы. Воспитатель с детьми обсуждает ранее прочитанный рассказа М. Глинской «Хлеб».

Ребята, а какой рассказ о хлебе мы читали? («Хлеб»). 

А кто написал этот рассказ? (М. Глинская).

Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый, с блестящей корочкой). 

Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю).

Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом).

Правильно Гриша поступил? (Нет).

Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, всей деревни).

Как Гриша исправил свою ошибку? (Отдал хлеб жеребенку).

А как вы поступили бы на месте Гриши? Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можешь съесть. Хлеб нужно беречь, потому что на его выращивание и производство люди тратят много сил).

Воспитатель. А я знаю интересную игру со словом «хлеб», называется она «Придумай слово» (Игра с мячом на образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

Назови хлеб ласково (Хлебушек).

Крошки хлеба какие? (Хлебные).

Квас из хлеба как называется? (Хлебный).

Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка).

Посуда для хлеба. (Хлебница).

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб).

Кто печет хлеб? (Хлебопек).

Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод).

Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Молодцы! Вы хорошо играли.

Беседа «Откуда хлеб пришел»

Воспитатель. Давайте сейчас отправимся в путешествие и вспомним - откуда хлеб попадает к нам на стол.

Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе под полотенцем). Перед детьми картина «На поле».

Воспитатель. Куда мы пришли? (На поле).

Что видим там? (Трактор пашет землю).

Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности).

Землю вспахали, а потом что делают в поле? Воспитатель демонстрирует картины, где люди сеют зерна.

А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце, вода, удобрения).

Посмотрите на эту картинку — что на ней нарисовано? (Самолет распыляет удобрения по полю).

Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья).

Дети рассматривают картину.

Что здесь изображено? (Комбайн убирает пшеницу).

У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они. (Пузатые, колючие, много зернышек).

А что дальше делают с колосками? (Достают зерна — молотят. Это делает специальная машина). А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?

А зачем зерна достают? (Из них делают муку — измельчают).

А из муки? (Замешивают тесто и пекут хлеб).

Динамическая пауза.

Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.

Воспитатель. Какие замечательные колоски у нас выросли! Как много муки из них получится! А что можно печь из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги и т.д.) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия). А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В булочной).

Правильно. Вот и давайте пойдем в булочную! Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.

Какие изделия есть в нашей булочной? (Баранки, сухари, кекс, булки, печенье, пряники, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный).

Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель. Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть? (Да).

Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу. Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу с завязанными глазами.

Вы много знаете о хлебе, а давайте сами испечем пироги. Чтобы хорошо замесить тесто, нужно размять пальчики (Дети делают, гимнастику для пальцев «Пекарь»).

Воспитатель. Что нам нужно, чтобы замесить тесто? (Мука, яйцо, соль, сахар).

Дети подают заранее подготовленную муку, яйцо, соль, сахар. Воспитатель замешивает тесто.

Чтобы наши пирожки получились вкусными и пышными, тесту нужно подойти (постоять). А пока тесто подходит, споем песню:

«Мы печем пшеничные Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие, Все кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

— Крошки, что останутся,

— Воробью достанутся».

Воспитатель. Тесто наше подошло, теперь можно лепить пирожки да булочки.

Во время работы воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что он лепит (бублик, колобок, крендель, булочку и т.д.). Готовые изделия выкладываются на противень.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие красивые у нас получились булочки да крендельки. А сейчас отнесем наши пирожки на кухню. Ирина Ильинична (повар) поставит их для выпечки в духовку. А потом мы вместе с гостями их съедим.

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях»

(старший дошкольный возраст)

Цель: систематизировать знания детей о разнообразных профессиях и орудиях труда (творческих, героических, сельских и городских, «женских» и «мужских», современные и профессии прошлых лет), актуализировать знания литературных произведений о профессиях (загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки, рассказы), развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать выдержку, дружелюбие.

Ход игры-викторины.

Ведущий. Интересен и увлекателен мир людей различных профессий. Сегодня мы об этом и поговорим. Итак, мы начинаем нашу интересную познавательную игру - викторину, «Что мы знаем о профессиях». В игре принимают участие 2 команды: команда «Солнышко» - капитан команды не подражаемая Анастасия, и команда «Облачко» во главе со своим капитаном - обаятельной Александрой.

Приветствие команд: 

Команда «Солнышко»:

Нас солнца луч

Манит и дразнит.

Нам нынче весело с утра.

Весна нам дарит чудный праздник

И главный гость на нем - игра.

Команда «Облачко»:

Она нам друг –

Большой и умный.

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор веселый, шумный

Поможет новое узнать.

Команда «Солнышко»:

Мы соперникам своим команде «Облачко» говорим:

(Все дети команды):

С вами мы сразимся

И так просто не сдадимся.

Команда «Облачко»:

А мы команде «Солнышко»

Шлем пламенный привет

И от души желаем

(Все дети  команды):

Знать правильный ответ.

Ведущий. Участники команд, займите свои места за игровыми столами (дети садятся за столы).

Дорогие участники игры! Вас ждут сегодня сложные конкурсы, интересные
вопросы. Но вы у нас - молодцы и мы верим, что у вас все получиться. Оценивать игру будет наше компетентное жюри: заведующая детского сада и её заместитель.

1-й конкурс « РАЗМИНКА».

У меня в руках два конверта - желтый и синий, в конвертах находятся вопросы и задания для наших команд, за каждый правильный ответ команды будут получать звезды: команда «Солнышко» - желтую, команда «Облачко» - синюю. Командам будет предложено по 6 вопросов, на которые нужно отвечать быстро, четко, громко, внятно.  Команды готовы?

Итак, вопросы для команды «Солнышко»:

1. Кто детей учит читать, писать, чтобы умными стать?

2. Кто шьет из ткани сарафан для Тани?

3. Кто границы охраняет и нам сон оберегает?

4. Кто продаст творог, сосиски, и «Вискас» для любимой киски?

5. Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?

6. Кто пасет овец и коз, там, где луг травой зарос?

Ведущий.  Молодцы! Прекрасно справились с заданием.

Внимание теперь я буду задавать вопросы команде «Облачко», отвечать нужно быстро громко, внятно четко.

1. Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

2. Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

3. Кто прибьет вам каблучок и замочек вставит в сапожок?

4. Кто билеты проверяет и безбилетных выгоняет?

5. Кто угостит нас всех на славу и приготовит замечательный обед?

6. За порядком кто следит, и хулиганить не велит?

Отлично с первым заданием вы справились обе команды. Для оценки ответов на вопросы слово предоставляется нашему жюри.

Итак, первые звезды получены, идем за другими.

2-й конкурс  называется  «Кому что нужно?»

Команда «Солнышко» - представьте себе, что вы банковские сотрудники. Из предложенных картинок вам необходимо выбрать те, на которых изображено все, что необходимо банковским сотрудникам для работы. Выбор картинок необходимо объяснить.

А команда «Облачко» - представит себя спасателями МЧС. Из предложенных картинок вам необходимо выбрать те, на которых изображены предметы, необходимые представителям этой профессии. Выбор картинок вы тоже должны объяснить. На обсуждение вам дается 1 минута.

Через 1 минуту. Решите, кто будет отвечать. Ответы детей.

Слово нашему жюри.

Ведущий. Ну что же, продолжим нашу игру.

3-й конкурс «Расскажи о профессии».

Ведущий предлагает детям картинку с изображением представителей различных профессий. Игрокам необходимо по картине рассказать все, что им известно о профессии:

1. Где работают люди этой профессии?

2. Какую работу выполняют люди этой профессии?

3. Какие машины, приборы инструменты помогают им в работе?

4. Какой результат труда получают представители данной профессии?

5. Каким должен быть человек этой профессии?

6. Почему появилась данная профессия, с удовлетворением каких потребностей она связана?

Ведущий. Молодцы, ребята, справились с этим сложным заданием. А теперь послушаем наше жюри.

Ведущий. Наши команды успешно справляются со всеми заданиями. А теперь, я объявляю музыкальную паузу. Танцуют все! (музыкально-ритмическая композиция «Сюрприз!»).

4-ый конкурс «Конкурс капитанов».

Ведущий. Я приглашаю выйти ко мне капитанов команд. Этот конкурс для вас, называется он «Отгадай загадку». Я буду читать вам загадки, ваша задача первым ее отгадать. Будьте внимательны.

Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? (Деньги).

Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит: деньгу выжить можно. (Свистеть).

У кого нет денег, чтобы обуться? (У босяка).

Что сколачивают из денег? (Капитал).

В Японии богатые гребут деньги граблями (бамбуковыми). А чем наши  богачи гребут деньги? (Лопатой. Гребёт деньги лопатой).

Что проверяют, не отходя от кассы? (Деньги).

Самое музыкальное денежное вознаграждение – это…? (Премия).

Скажите одним словом «наказание деньгами» (Штраф).

Какие денежки в песке зарыты? (Пиратские).

Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) Сто долларов;                           б) Сто евро;

в) Сто друзей;                               г) Сто лет одиночества.

Что делает с рублём копейка?

а) Стережёт;                                  б) Бережёт;

в) Питает;                                      г) Воспитывает.

Какие деньги родители выделяют своим детям?

а) Домашние;                                б) Ручные;

в) Карманные;                              г) Декоративные.

На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день;                       б) На полярную ночь;

в) На високосный год;                  г) На золотой век.

Ведущий. Молодцы, капитаны, успешно справились с этим сложным заданием.

5-ый конкурс «Литературный».

Ведущий. А сейчас вам придется вспомнить пословицы и поговорки о труде и представителях разных профессий.

6-ой конкурс мы назвали так: «На приеме у…»

Ведущий.

Команда «Облачко», представьте что вы - доктор, к вам пришел пациент. Ваши слова и действия.

Подумайте и решите, кто будет отвечать.

Команда «Солнышко» - вы парикмахер. К вам пришел клиент - ваши слова и действия. Подумайте и решите, кто будет отвечать, команда может помогать.

Молодцы ребята! Я тоже хотела бы попасть на прием к такому умному, вежливому и доброму доктору и сделать прическу к празднику у такого квалифицированного, внимательного парикмахера.

Наша игра подошла к концу, и мы можем подвести итог. Я предлагаю командам построиться.

Ведущий. Сегодня мы много интересного узнали о различных профессиях. И я рада, что победила дружба.

Профессии бывают разные,

Но все они такие важные.

Повар, плотник и шофер,

Педагог, маляр, монтер.

Все профессии важны

Все профессии нужны.

А теперь команды могут поздравить друг друга дружественным рукопожатием.

Литературный материал по ознакомлению дошкольников с экономическими понятиями, трудом взрослых

Литературные деньги

«Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки (Андерсен).

В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво»).

Кто являлся поставщиком сырья, из которого «лили монету» на сказочном острове князя Гвидона? (Белка, которая грызла орешки с золотыми скорлупками).

Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? («Муха-Цокотуха»).

Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? (Самовар).

Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?

а) Базилио и Алиса;                    б) Пьеро и Мальвина;

в) Карабас Барабас;                   г) Директор банка.

Как назывались лунные деньги в книге Николая Носова «Незнайка на Луне»?

а) Фантинги и сантики;             б) Фантики и бантики;

в) Фунтинги и стелинги;            г) Фитинги и сантиминги.

Назовите любимую монету попугая капитана Флинта.

а) Дублон;                                     б) Пиастр;

в) Пистоль;                                    г) Гинея.

Загадки о деньгах

Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? (Деньги).

Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит: деньгу выжить можно. (Свистеть).

У кого нет денег, чтобы обуться? (У босяка).

Что сколачивают из денег? (Капитал).

В Японии богатые гребут деньги граблями (бамбуковыми). А чем наши  богачи гребут деньги? (Лопатой. Гребёт деньги лопатой).

Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок, у него всегда есть пятачок).

Что проверяют, не отходя от кассы? (Деньги).

Самое музыкальное денежное вознаграждение – это…? (Премия).

Скажите одним словом «наказание деньгами» (Штраф).

Верно ли, что финансовыми воротилами называют тех, кого воротит от денег? (Нет, совсем наоборот).

Какие денежки в песке зарыты? (Пиратские).

Назовите русского художника-иконописца с валютной фамилией (Андрей Рублёв).

Чем принято умываться на Новый год в Венгрии, чтобы весь год быть обеспеченным? (Деньгами).

За что, по уверению пословицы, денег не берут?

а) За лечение;                                б) За спрос;

в) За обучение;                              г) За рекламу.

Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) Сто долларов;                           б) Сто евро;

в) Сто друзей;                               г) Сто лет одиночества.

Чем должен обладать денежный знак?

а) Гордостью;                                б) Достоинством;

в) Самоуверенностью;                 г) Мужеством.

Что делает с рублём копейка?

а) Стережёт;                               б) Бережёт;

в) Питает;                                    г) Воспитывает.

Какой эпитет часто употребляется при описании новой денежной купюры?

а) Звенящая;                                  б) Скрипящая;

в) Хрустящая;                               г) Шипящая.

Каким из этих слов не характеризуют деньги?

а) Лимон;                                       б) Капуста;

в) Зелень;                                       г) Ботва.

Как говорят о больших деньгах?

а) Куры не клюют;                      б) Мыши не грызут;

в) Волки не дерут;                        г) Глаза не смотрят.

Какие деньги родители выделяют своим детям?

а) Домашние;                                б) Ручные;

в) Карманные;                              г) Декоративные.

На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день;                       б) На полярную ночь;

в) На високосный год;                  г) На золотой век.

Экономические загадки

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь... (Товар)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся... (Залог)

На товаре быть должна

Обязательно... (Цена)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ...(Зарплату)

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без... (Рекламы)

В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает ...» (Инфляция)

Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Рынок захватит весь твой... (Конкурент)

Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ... (Договоры)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким... (Доход)

Стал владельцем, братцы, я -

Вот завода ... (Акция)

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить... (Налоги)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ... (Банкир)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой... (Вклад)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт ... (Бизнесмен)

Приносить доходы стал

В банке папин... (Капитал)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ... (Продавцы)

Загадки о профессиях

Поёт рожок, поёт рожок!

Мы гоним стадо на лужок.

Пасём коров мы целый день,

Лишь станет жарко – гоним в тень (Пастухи)

Его работа в глубине, на самом дне.

Его работа в темноте и тишине.

Но кто же он, ответьте на вопрос,

Не космонавт, а ходит среди звёзд? (Водолаз)

У этой волшебницы, этой художницы,

Не кисти и краски, а гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся, тот станет красивый.

(Парикмахер)

В акваланге, в маске, в ластах

Тот, кто плавает прекрасно.

Он герой такой один

В тишине морских глубин (Водолаз, подводник)

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый (Ткачиха)

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг (Токарь)

Упрятав чёлку под фуражку,

Веду я с папой в поле вспашку.

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони – на руле (Тракторист)

Сейчас, дружок, вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землёй

Нам уголь добывает (Шахтёр)

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире (Каменщики)

Он отбойным молотком,

Как огромным долотом,

Уголь крошит под землёй.

Отвечайте, кто такой? (Шахтёр)

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака (Крановщик)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь (Пекари)

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики (Милиционер-регулировщик)

Весёлая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши! (Милиционер)

Он в автобусе сидит

И внимательно следит,

Чтоб у всех билеты были,

Чтоб купить их не забыли (Кондуктор)

По вагону он пройдёт –

Безбилетников найдёт.

В цехе друг его сидит –

Он за качеством следит (Контролёр)

Он где-то в студии сидит

И в микрофон свой текст читает.

А слышат, что он говорит,

Лишь те, кто радио включает (Диктор)

Его работы ждёт земля,

Едва рассвет лучи зажжёт.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень – пострижёт (Фермер)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней? (Врач)

Занят важной он работой:

Урожай – его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница (Агроном)

Мыот простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист? (Терапевт)

Для нас он землю улучшает:

Где топи и болота — осушает,

От засухи где почва погибает —

Успешно ирригацию внедряет.

И расцветает обновленный край!

Становится богаче урожай,

Его благодарит земля

За сеть каналов, новые поля (Мелиоратор)

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся? Вспоминай

И быстрей ответ давай (Хирург)

Он похож на капитана,

Но ведет корабль степной.

Спорит он с волной упрямо,

Только с золотой волной (Комбайнёр)

Этот доктор удалит

Мне легко аппендицит.

Скальпель – лучший его друг,

Кто же доктор тот? … ! (Хирург)

Он, собираясь в свой обход,

Халат врачебный надевает,

Лекарства в саквояж кладёт,

На скотный двор потом шагает (Ветеринар)

Его приходу каждый рад,

Когда на кухне водопад (Водопроводчик)

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - … (Шофёр)

Он на вахте трудовой в час любой:

В шахте уголь добывает под землёй,

Ремонтирует машины в автопарке,

Плавит сталь в цехах он жарких.

У печатного станка стоит все ночи.

Самый главный он и важный, он - … (Рабочий)

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер -

Мастер он по стенам! (Маляр)

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук (Сапожник)

Ему на станции отдашь

Ты свой увесистый багаж.

Он на тележку груз уложит,

Домчит, в вагон войти поможет (Носильщик)

Пассажиров он встречает

Их билеты проверяет,

Говорит, куда пройти,

Чаем потчует в пути (Проводник)

Кто по адресу любому

Подвезёт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу! (Таксист)

Как называются пилоты

В одной команде самолёта? (Экипаж)

Иглою огненной портной

Шьёт кораблю

Костюм стальной (Электросварщик)

Серебристая игла

В небе ниточку вела.

Кто же смелый

Нитью белой

Небо сшил, да поспешил:

Хвост у нитки распушил? (Лётчик)

Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто ... (Лётчик)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

Он вернулся из полёта,

Ведь летать – его работа.

Всех, кто в воздухе, ребята,

Называют… (Авиатор)

Сначала его в центрифуге крутили,

А после в тяжёлый скафандр нарядили.

Отправился он полетать среди звёзд.

Я тоже хочу! Говорят, не дорос (Космонавт)

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках (Повар)

Вот из тире и точек слово.

Кому же это всё знакомо?

В эфир кто чаще всех выходит

И дни и ночи там проводит? (Радист)

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам! (Библиотекарь)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

В детском садике обед,

Повар пробу с блюд снимает.

Но ведь мамы рядом нет,

Кто ж на стол там накрывает? (Няня, помощник воспитателя)

Он работает, играя

(Есть профессия такая).

Он на сцене с давних пор.

Та профессия … (Актёр)

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр)

Если роль забыл актёр

И без слов руками машет,

Кто на выручку придёт

И слова ему подскажет? (Суфлёр)

Об артистах всё он знает,

Их со сцены объявляет (Конферансье)

Может он с коня свалиться

И ничуть не ушибиться.

Трюки все он исполняет,

В них актёров подменяет (Каскадёр)

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся (Клоун)

Он спектаклем заправляет,

Назубок все сцены знает.

Учит он, как роль играть.

Как его, друзья, назвать? (Режиссёр)

Коль про чудо весь свой век

Пишет этот человек,

Вы должны, конечно, знать,

Как писателя назвать (Сказочник)

Где дорогу проложить?

Из чего деталь отлить?

Как конфеты начинить?

Сколько пуговиц пришить?

Кто на это даст ответ,

Чей поможет нам совет?

Первым кто найдёт решение,

Кто проверит исполнение?

Знай, малыш, бери пример,

Заводской он … (Инженер)

Кто

По круче

Чуть заметно

К туче, к туче

Метр за метром

Поднимается с трудом –

На спине несёт свой дом?

Думай, думай, не ленись!

Не улитка - …. (Альпинист)

Самолёт он долго создавал,

Сколько раз менялись очертания!

Скоро сядет лётчик за штурвал,

Труд его закончит испытанием (Конструктор)

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек (Лесник)

Бередят его сознание

Все пернатые создания.

Друг грачей, ворон, синиц,

Изучает он всех птиц (Орнитолог)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете,

Её давно бурёнки знают,

Всегда мычанием встречают

И за её нелёгкий труд

Всё молоко ей отдают (Доярка)

Мой знакомый, дядя Паша,

Про пернатых всё расскажет.

Потому что он – зоолог,

А точнее - … (Орнитолог)

Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ? (Пограничник)

Он – друзей четвероногих

Всеми признанный знаток,

Воспитатель очень строгий,

Крепко держит поводок.

Учит он в собачьей школе,

Как команды выполнять.

Все боксеры, доги, колли

Назубок должны их знать (Кинолог)

Много знает он о сделках,

Крупных денежных и мелких,

Ведь всегда меж двух сторон

Их посредник в деле он (Маклер)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост … (Солдат)

В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день (Бухгалтер)

Ширма раскладушка для родителей

Бородянский М.С., врач-психотерапевт, г. Санкт-Петербург

Как вы думаете, когда в чело веке закладываются основы де нежной гармонии? «Что за во прос, конечно, в детские годы!» - ответите вы и будете совершенно правы. Но вряд ли вы сразу догадаетесь, что самые важные события, формирующие дальнейший денежный успехи ли неуспех, происходят задолго до того, кик мы узнаем, что такое деньги. Есть в нашем детстве три периода, когда формируются важнейшие стереотипы в отно шениях с деньгами, и в дальней шем, без психологической под держки, бывает очень сложно такие стереотипы менять. В од ном из разделов этой статьи вы, возможно, узнаете себя, и пойме те, как в вашей жизни появилось то, что сейчас мешает достижению денежной гармонии.

Дай, дай, дай!

Когда в нормальной семье рождается ребенок, любые проявления его активности воспри нимаются родителями с необы чайным восторгом. Что бы он ни творил - ласково улыбался или бил ножкой маму по лицу - к нему не предъявляет ся никаких требований: он пока еще ничего не должен и может делать почти все, что захочет... Проходит много месяцев, и ре бенок начинает произносить первые слова, среди которых слово «дай» - психологически самое важное, отвечающее за денежную гармонию. У ребен ка до 3-х лет главная потреб ность - это брать и получать от жизни все, что он пожелает  родительскую любовь, внимание, игрушки и вкусности. Если в этот период он не сталкивается с осуждением такого поведения, и его не стыдят за подобный «эгоизм», то в дальнейшем он вы растает человеком, умеющим брать от жизни все ее радости, в том числе и деньги: а это означает иметь высокооплачиваемую рабату. Но «правильные» ро дители, не желающие воспитать эгоиста, не долго получают удо вольствие, глядя на его едино личные наслаждения жизнью. Они стремятся пораньше привить ребенку некоторые прави ла культуры, поэтому скоро в бе зоблачной жизни малыша начи нают появляться воспитатель ные «тучи», выражающиеся фразой: «Надо делиться!» Если бы вы только знали, сколько удачливых и обеспеченных лю дей могли вырасти на планете, если бы не эта фраза, прозвучав шая слишком рано. А дело все в том, что у ребенка до 3-х лет нет психологической потребности делиться, как нет у него в это время, например, коренных зу бов. Этот возраст генетически физиологически просто не предполагает такой потребно сти, поскольку тогда как раз идет формирование навыкав «брать» и «получать».

Хорошие детские психологи знают, что если ребенок в 1,5 -2 года активно делится чем-то, то либо он редкий акселерат (что далеко не всегда хорошо), либо просто «выдрессирован» роди телями вести себя «прилично». Ни в коем случае не пытайтесь привить ребенку навык отдава ния, пока ему не исполнится 3-х лет. Этим вы не только нарушаете нормальный порядок  его психологического развития, но и заложите основы денежного не успеха в дальнейшей жизни.

Вспоминаете себя маленько го? Нет еще? Значит ваша «ра дость» еще впереди.

Просто так!

Допустим, родители прочита ли нашу статью и, с трудом дер жа себя в руках, дождались трех лeтия своего чада. И вот оно долгожданное: «Мама, хочешь? На, возьми!» Редкий жест ребен ка вызывает столь искреннее умиление у родителей, как пер вые предложения поделиться с ними самым вкусненьким. Да, настал тот самый возраст, когда ребенку искренне хочется поде литься. Эта потребность обыч но формируется с 3-х до 7 лет. Если первую фазу «получе ния» ребенок прошел нор мально, то и фаза «отдавания» обычно приходит вовремя. Но если до 3-х лет ребенку насиль но привили навык делиться (не потребность, а всего лишь на вык - почувствуйте разницу), то и все дальнейшие фазы могут пойти на перекосяк.

Но вернемся к нашим роди телям (которые читали эту ста тью). Они пока все делают пра вильно, поощряют попытки ре бенка поделиться с близкими мороженым или конфетой. И вдруг случается неожидан ное: доброе чадо дарит свою дорогую игрушку приятелю в детском саду. Просто так, по доброте душевной. Тут уже терпение родителей не выдер живает, и они устраивают ребенку настоящий скандал на тему «сбережения личного и семейного имущества». Ма ленький ребенок искренне не понимает, почему вещь, принадлежащая ему, не может быть бескорыстно передана кому-то другому, ведь мама с папай все гда так радуются, когда он де лится с ними самым вкусным. Да и мультиков о том, как зве рюшки просто дарят друг другу что-нибудь хорошее, просмот рено было немало.

Подобный случай произошел в 4-летнем возрасте с автором этой статьи. Подаренная роди телями на день рождения очень дорогая машина была презентована «лучшему другу» во дворе, срок знакомства с которым исчислялся часами. Родители тог да перепробовали все возмож ные варианты наказания, за ис ключением физической распра вы, чем нанесли ребенку нема лую психическую травму. Эта история была, конечно, забыта, но спустя много лет всплыла на хорошем психологическом тре нинге.

Если вы хотите предохранить своего ребенка от будущих ма териальных трудностей, поста райтесь решать такие проблемы очень тонко, не обижая его, потому что базовое психологи ческое умение отдавать не ме нее важно для гармони и с жиз нью и с деньгами, чем умение брать.

У нас нет денег, нет денег, нет денег …

Ну вот, 7-летний рубеж преодолен, ребенок идет в школу, и наступает третья фаза форми рования денежной гармонии - «фаза договорных отношений». В это время дети начинают об мениваться игрушками, услуга ми и даже получать вознаграж дение от мамы и папы за хорошую учебу. Сама частая ошиб ка родителей в этот период  неспособность возложить на ребенка ответственность хотя бы за часть «его» имущества, не говоря уже о пресечении вари антов «ты мне - списать, я тебе - покататься». Участвуя в таких сделках не всегда этич ных, по мнению взрослых, ребенок учится «товарно-де нежным» отношениям и обще нию на языке денег. Ограничи вая эту возможность, мы выпус каем его во взрослую жизнь со вершенно неподготовленным, а это ведет к неумению строить гармоничные отношения с день гами.

Вам знакомо глубокое непри ятное чувство, возникающее в ситуациях, когда надо договари ваться о зарплате или вознаграждении, назвать себе цену или просто напомнить кому-то о денежном долге? Этот психо логический дискомфорт как раз и есть результат неправиль ного прохождения третьей фазы.

Как бы там ни было, все-таки главный урок договорных от ношений ребенок приобретает, обращаясь за деньгами к роди телям. И тот ответ, который он получит от близких людей, мо жет стать очень важным в его дальнейшем стремлении к ус пеху. Поэтому когда бы вы ни услышали  эту просьбу (в школьном, дошкольном или даже са мом раннем возрасте ребенка), ни в коем случае не произноси те фатальную фразу: «У нас нет денег». Она станет психологи ческой программой на годы, а если родители, и произносят ее часто, то, возможно, и на всю жизнь. Избавлять людей от та кой денежной программы до вольно трудно даже опытному психологу. Попробуйте найти другие варианты ответа, кото рые не навяжут ребенку бес сознательные комплексы безде нежья.

Обратная ситуация тоже не способствует будущему успеш ному поведению. Если у роди телей неограниченное количе ство денег, которые они готовы сами отдавать ребенку, то у него просто не могут развиться спо собности к договорным отношениям, как не развивается че ловеческая речь у растущего в зверином сообществе малыша. Все относительно?!

Конечно, четкое разделение фаз - 3 и 7 лет - условность. У каждого свой темп развития, поэтому и фазы могут сдвигать ся. Если ребенок захотел поде литься с вами чем-то в 2 -2,5 года, то в этом, конечно, нет ничего страшного. Главное, эти сроки нужно знать, для того что бы не насиловать природу и не требовать от малыша психоло гически невозможных вещей. Просто будьте внимательнее к проявлениям своих детей и по мните, что основы будущей де нежной гармонии начинают закладываться уже в очень ран нем возрасте. 

Список литературы

  1. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128с.
  2. Воспитание дошкольника в труде/ В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С. Буре; под. Ред. В.Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 207с.
  3. Групповая традиция в детском саду: планирование, познавательные занятия, праздничные вечера для детей 4-7 лет / авт.-сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158с.
  4. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
  5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду и творчеству.

Тематическое планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду и творчеству....

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"

В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....

Консультация для воспитателей "Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к труду взрослых через ознакомление с профессиями"

Данная консультация поможет педагогам ознакомиться с методами ознакомления с профессиями, которые приемлемы для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

«Лэпбук, как инновационное средство в формировании у детей старшего дошкольного возраста краеведческих знаний"

О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, культуре народов других национальностей, проживающих на территории родного края, написано много, так как обращение...

"ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ"

Актуальность  темы  исследования заключается в том, что  мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система....

Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Воспитатель: Анисимова Ж.С2020-2021 уч.годДолгосрочный проектФормирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его цен...