Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воздухе?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

В материале представлен конспект по экологическому воспитанию. Приведены опыты, которые можно проводить как на занятиях, так и всвободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_socialnomu_miru_v_sredney_gruppe.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по социальному миру в средней группе

«Что мы знаем о воздухе»

 

Программное содержание: закрепить знания детей о воздухе, его свойствах; развивать навыки проведения опытов;

совершенствовать навыки техники дыхания;

закладывать в детях первоначальные элементы экологической культуры;

познакомить детей с таким природным явлением , как ветер, его ролью в жизни природы и человека;

воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность;

Методические приёмы: эксперименты, проводимые воспитателем совместно с детьми;

вопросы к детям, художественное слово (загадка);

дыхательная гимнастика, физкультминутка, игра;

сюрпризный момент, итог. Анализ.

Материалы к занятию: демонстрационный: воздушный шар, большая ёмкость с водой (надувной бассейн); тарелки с огурцом и луком, кораблики; видеосюжет (фильм о ветре)

Раздаточный: по одному стакану, одной миске с водой, салфетки;

для Карлсона - тот же материал, что и для детей, воздушные шары.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята закройте глаза и прислушайтесь, что вы слышите?

 (ответы детей). А я слышу шелест листвы и представляю, как по нашей группе летает свежий, лёгкий ветерок. Слышите?. А может мы с вами превратимся в деревца и представим , что ветерок колышет наши веточки. Физкультминутка:

 Ветер дует нам в лицо

 Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

Воспитатель: Посмотрите , ветерок побывал у нас в группе и принес нам воздушный шарик ( влетает воздушный шарик)

Интересно, кто нам его отправил? Наверное, какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете? (ответы детей – Вини Пух, Баба Яга, гуси лебеди, Змей Горыныч. Карлсон и др)

Раздается стук в дверь и в группу забегает Карлсон.

Карлсон: Привет друзья. Узнали верно вы меня? (обращает внимание на шарик), ой какой красивый шарик, мой любимый цвет, а где вы его взяли?

Воспитатель: Да мы и сами не знаем, откуда он к нам прилетел.

Карлсон: А я, кажется, догадался, чей это шарик, это мой друг Вини Пух потерял, он мне тоже подарил шарик (достает из кармана), но он, почему- то не летает как ваш. Интересно. Почему (обращается к детям)

Дети : потому что наш шарик заполнен воздухом, а твой нет.

Карлсон: А как надо заполнять воздухом и где его взять это воздух? А он, какой вкусный как варенье или конфеты? Воспитатель: Дети давайте назовем Карлсону свойства воздуха, какие вы знаете (ответ детей: не имеет цвета, прозрачный, без запаха, легкий, легче воды). Карлсон плачет: Где же мне его взять, у меня его нет.

Дети: Воздух есть в каждом человеке, потому что мы им дышим, воздух есть вокруг нас. Карлсон: А как же узнать, что он есть везде?

Воспитатель. Наши дети сейчас покажут тебе опыт (дети и Карлсон садятся за столы)

Опыт 1.

Посмотрите у вас на столе мисочки с водой и стаканчики. Вам нужно перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в миску, держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?  ответы детей

Ита , мы узнали , что в стакане есть воздух и он не пускает туда воду.

Опыт 2.

А теперь снова опускаем стакан в воду вверх дном, но держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? ( ответы детей видны пузырьки воздуха)

Правильно воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Карлсон: Все равно не знаю , как заполнить шарик? ( ответы детей нужно просто дуть, показывают)

Карлсон ( пытается надуть шарик у него не получается и он начинает кашлять), ой, я наверное заболел, что то я кашлять начал.

Воспитатель: Ты кашляешь, потому что не правильно дышишь. Нужно вдыхать носом, а выдыхать – ртом.

Карлсон: Какая разница, дыши как хочешь.

Воспитатель: Нет , Карлсон, ты неправ . Втяните носом воздух он проходит через дырочки внутри нас и по пути согревается, поэтому так важно в холодную погоду дышать носом, а не ртом. Нос не только согревает воздух. Но и очищает его от пыли и микробов. Они оседают на волосках , имеющихся в носу. А ещё наши дети ежедневно выполняют дыхательную гимнастику. Что бы ни болеть.

1. «Дыхание» Подыши одной ноздрёй и придет к тебе покой.

И. П. – стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено

- правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох, как только вдох окончен делать продолжительный выдох через нос (4 раза), то же упражнение с левой ноздрёй.

2. «Дыхание» Тихо. Тихо мы подышим, сердце мы свое услышим.

И. П. – о. с.- медленный вдох через нос задержать дыхание на 4 секунды, плавный выдох через рот  (2 раза)

Карлсон: Теперь я буду дышать правильно.

Воспитатель: Ребята, а ведь нос нам нужен не только для дыхания, а для чего еще?

Ответы детей: чтобы дышать.

Воспитатель: А что бы убедиться в этом, давайте поиграем в игру « Угадай по запаху».

Закройте глаза, зажмите нос руками, я пронесу мимо вас предмет, а вы угадайте, что это по запаху. Ну, что не удалось отгадать? А почему? (от детей нос был закрыт). А теперь уберите руку от носа и вздохните. Чувствуете? (игра повторяется 2 раза : огурец, лук). Запахи распространяются по воздуху, поэтому мы можем их чувствовать, когда вдыхаем воздух.

Карлсон: Ребята, когда я к вам летел, то встретил своего друга, он необычный, невидимый. Если угадаете загадку –  узнаете, кто это.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он прогоняет. ( Ветер)

Точно, это он ветер, мы любим с ним шалить. А что такое ветер? Воспитатель: Ветер- это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить без воздуха? Ответ детей.

Карлсон: А растения как дышат? У них ведь нет носа?

Воспитатель: У растений на листочках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый, свежий воздух (ответы детей), правильно проветривать помещения. А что ветер умеет делать? А может ли ветер навредить человеку? (Предлагаю детям посмотреть небольшой видеофильм о ветре (ураган, ветряная мельница, парашютис , цунами) поясняю содержание фильма)

Воспитатель: Дети, а хотите на несколько минут стать ветром? (подзываю детей и Карлсона к « морю»). Подуйте на воду. Что получается (ответы детей) правильно волны, чем сильнее дуть, тем больше волн. Теперь опустите на воду парусные кораблики , дуйте на паруса, что происходит с корабликами ? А если нет ветра? (ответы детей). А если на море разбушевалась буря ( дети дуют сильнее). Здорово мы пошалили.

А теперь давайте напомним Карлсону все свойства воздуха: без запаха, легче воды, прозрачный, легкий, не имеет цвета. И с каким природным явлением мы познакомились? –  ветер.

Молодцы, дети. Мы сегодня с вами славно потрудились. И вы, и Карлсон узнали много нового и интересного про ветер и воздух.

Карлсон: мне пора возвращаться домой, а что бы вы меня не забывали и чаще приглашали в гости,  я дарю вам воздушные шарики (дарит шарики и прощается с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»...

Конспект занятия по экологии для детей средней группы. Что мы знаем о воде?

Конспект включает в себя опыты с водой, определяющие её свойства....

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»

ЦЕЛИ:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого....

Конспект занятия по экологии для детей средней группы: «Что мы знаем о воде?»

Увлекательное занятие для детей средней группы.Необычное начало занятия сразу вовлекает детей в учебный процесс.Использование экспериментов и игр ,поддерживает внимание на протяжении всего занятия....

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»

Программные задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный слова...

Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жид...