Игровой проект геокэшинг
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Данная работа  посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду игры в геокэшинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровой проект.rar409.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой проект

«ГЕОКЭШИНГ»

Автор работы:

Ордина Ирина Николаевна

г. Костомукша

2011г  

  1. Аннотация

Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического,  психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно  просветительскими центрами для родителей.

Данная работа  посвящена экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду игры в геокэшинг.

Практическое использование данной разработки позволит в игровой форме сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности  нашего родного города.

                                                 2. Вступление

                                                                             

                                                                                      «Я сорвала цветок, и он завял.

                                                                                                               Я поймала жука,

                                                                                           И он умер  у меня на ладони.

                                                                                                              И тогда я поняла,

                                                                                        Что прикоснуться к природе

                                                                                                Можно только сердцем»

                                                                                                                     Л . Фесюкова

Проблема. Сломанные ветки деревьев, поджоги травы, выброшенный мимоходом мусор стали для наших детей нормой поведения. Современный ребёнок просто не замечает того, что его окружает.

Наши дети играть стали не меньше, а хуже. Качество игры стремительно падает. Всё больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и всё чаще переходящих в озорство и даже в хулиганство: забавы с огнём, взрывы грозят серьёзными последствиями, как самим детям, так и окружающей природе.

Цель.  Формирование у детей интереса к проблемам охраны окружающей среды, через знакомство с историей, экологией и культурой города Костомукша.

Задачи:

  1. создавать условия для реализации всех видов игры;
  2. внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское сообщество;
  3. формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
  4. развивать первоначальные географические представления, знакомить с простейшими способами ориентирования на местности.

Актуальность.

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада.

Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Что означает слово «геокэшинг» и откуда оно происходит? «Геокэшинг»  произошло от английского слово, состоит из двух частей «гео» - земля, «кэш» - клад.

Планирование работы по геокэшингу возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе, архитектурными объектами города.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы по геокэшингу можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, игровые ситуации.

Таким образом,  с помощью игры в геокэшинг можно грамотно использовать в экологическом образовании детей как земельный участок детского сада, так и географические объекты города Костомукша.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети чётко соблюдают правила игры и получают удовольствие от их выполнения;
  2. Умеют следовать логике действия в игре;
  3. Способны установлению устойчивых контактов со сверстниками;
  4. Имеют навыки рационального природопользования;
  5. Проявляют интерес к практическому экспериментированию и любознательность;
  6. Обогащаются знания дошкольников о городе: его местоположении, достопримечательностях и культурном наследии.

Механизм выполнения.

Реализация данного проекта предусматривает организацию игр с детьми работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.


3. Основная часть.

Принципы, которые положены в основу работы:

 - принцип краеведения;

 - принцип природосообразности;

 - принцип научности и доступности понятий;

 - принцип «спирали»;

  - принцип интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Принцип природосообразности будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания.

Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Принцип интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Формы и методы работы:

  1. беседы;
  2. экскурсии;
  3. уроки доброты;
  4. уроки мышления;
  5. акции;
  6. трудовой десант;
  7. экологический патруль;
  8. клуб исследователей природы;
  9. лаборатория юного эколога;
  10. составление карт;
  11. коллекционирование;
  12. выставки и экспозиции;
  13. игры-путешествия
  14. экологические сказки.

Модель предметно-развивающей среды по геокэшингу вне ДОУ

Экскурсии

Акции

Вне ДОУ

Эксперименты

Ориентирование на местности

Модель предметно-развивающей среды по геокэшингу в ДОУ

Конструирование

Познание

ДОУ

Чтение художественной литературы

Формирование математических представлений

Художественное творчество

Планирование «паутинка» 

4. Выводы,  рекомендации

         Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.

         

Практическое использование завершенной работы над игровым проектом «ГЕОКЭШИНГ» позволит вести работу по формированию у ребят дошкольного возраста чувства ответственности за судьбу своего города – маленькой частицы великой России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности игровой деятельности и метода игровых проектов в подготовке детей к школе

Для определения психологической готовности детей к школе родителям и педагогам  можно воспользоваться несложными  заданиями, предлагаемыми в данном параграфе. Они  помогут взрослым без ...

Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми»

Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми»  Мяч  по  популярности  занимает  первое  место  в царстве детской игры....

Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.

Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...

ПРОЕКТ дня «Волшебный мир Африканских приключений» Интеграция образовательных областей в игровом проекте «Солнечная Африка» в подготовительной группе «Ягодка»

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний в процессе реализации проекта «Солнечная Африка».Задачи: развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством вк...

Исследовательско-игровой проект «Капелька». Проект по окружающему миру

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием з...

Итоги работы по развитию игровой коммуникации через реализацию игровых проектов

Опыт работы МБДОУ № 17 по реализации игровых проектов...

Проект «Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»

Проект «Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»...