Проект "Яблоня"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Берёзка»
г.Светлогорск
Заведующая МБДОУ Крутских Л.М.
Тема проекта: «Яблоня»
Средняя группа «Одуванчики»
автор и реализатор проекта
воспитатель высшей квалификационной
категории
Степура Т.В.
Актуальность.
Яблоню не зря называют деревом любви и плодородия, ведь она покровительствует молодости, браку и детям, а также урожаю.
В христианской традиции это древо познания
К яблоне с давних времен относятся с почетом, уважением.
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает. Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.
При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Цель проекта:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
- развитие познавательного интереса участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
- Вызвать интерес к конкретному объекту – дереву-яблоне; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
- Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к яблоне, как к живому существу, научить воспринимать привычку заботиться о нем в ходе активной деятельности, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить; помочь детям осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему.
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
- Сформировать представление о:
- жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, может быть грустным, здоровым, больным…), как единого целостного организма;
- строении; функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол…);
- влиянии света, тепла, воды;
- связи дерева с другими животными;
- роли человека в жизни растения;
- экологически грамотном поведении, общении человека с растением.
- Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности.
- Познакомить детей с растением - яблоней, учить отличать дерево (по форме и окраске листьев, по наличию плодов), поддерживать интерес к жизни растения, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть ее красоту.
- Дать детям представление о саде, закреплять название фруктов, воспитывать умение вести себя на природе, показывать значение фруктов для здоровья человека
- Формировать у детей элементарное представление о здоровье и болезни, желание быть здоровым, помочь осознать, что болеть - это плохо, о пользе витаминов для здоровья человека.
- Обогащать и расширять словарный запас детей;
- Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- - развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- - побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- - развитие совместного творчества родителей и детей;
- - развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Вид проекта: познавательно-исследовательский. краткосрочный (неделя)
Участники проекта – дети средней группы, родители, педагоги
Проблема. Как из цветочка получаются яблоки.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
- осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему.
Продукт проектной деятельности:
- Коллективная лепка «Яблонька»
- Рисование красками «Яблоко»
- Аппликация «Яблоки на тарелочке»
Коллективная аппликация «Поспели яблоки в саду»
Презентация проекта:
- оформление выставки
- «Мы с мамой испекли яблочный пирог»
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Консультация для родителей : «Яблочный спас»
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической, художественной литературы , иллюстративного, натурального материала (Яблоки) по теме проекта;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- составление плана работы.
Основной :
Непосредственно-организованная деятельность
Образовательная область | содержание |
Худ. литература |
|
Познание |
|
Здоровье |
|
Коммуникация |
|
Художественная деятельность
|
|
Сюжетно-ролевая игра | День рождение у Яблоньки Испечем яблочный пирог |
Совместная деятельность детей и воспитателя.
- Чтение Пословицы и поговорки о деревьях, «Гуси-лебеди»Чтение рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки» И. Токмаковой «Яблонька» К. Ушинского «Спор деревьев». Ян Райнис «Дедушка и яблоньки», «Старик и яблони» Л.Толстой ,«Сказка про яблоню» А.Колесникова , Ю.Левитанский «Сказка про яблоню»,«Про яблоню», «Яблоня и пчела», Разучивание считалочки и «Яблоко спелое» Я.Аким
- Дидактические и подвижные игры.
- Сюжетно-ролевые инры
- Наблюдение и экскурсии
- Конкурс чтецов сихотворения Я.Акима
- Художественно- творческая деятельность
- Оформление выставки детских работ по
Самостоятельная деятельность детей.
- Рассматривание иллюстраций.
- Самостоятельная изобразительная деятельность
(рисование, раскраски, лепка, аппликация,)
Совместная деятельность детей и родителей.
- просмотр мультфильма «Яблонька», «Гуси-лебеди». Заучивание стихотворения.
- Совместное творчество родителей и детей по изготовлению яблочного пирога, поделок, рисунков.
Заключительный этап:
- Оформление выставки
- Рассказ «Как мы с мамой пекли яблочный пирог»
- Проведение итогов проектной деятельности.