Формирование пространственных представлений у дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

        Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности   Готовность детей к обучению в школе является одним из основных показателей успешности дошкольного образовательного учреждения, его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
     В настоящее время отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов неготовности детей дошкольного возраста к началу школьного обучения. По ряду причин экологического, морфофизиологического и, главное, социального характера чаще всего страдает раннее моторное развитие ребенка и, как следствие, формирование базисных, иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля, регуляции деятельности. В связи с этим с течением времени все больше расходятся возрастные показатели уровня актуального развития и современные социально-психологические требования к ребенку. Таким образом, в дошкольном возрасте не формируются необходимые психологические предпосылки к школьному обучению. В дальнейшем это приводит к трудностям освоения ребенком базового школьного компонента, дезадаптации в целом.
    Следует отметить, что в отечественной психологии решение вопроса о направленности коррекционной работы приоритет отдается направлению «сверху вниз», то есть формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с социально-психологическим нормативом. В центр внимания ставится «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания деятельности определяется создание «зоны ближайшего развития». Это означает целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих  характеристику дошкольного возраста. Отсюда вытекает положение о ведущей роли обучения ребенка. Причем  обучение должно проводиться с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, то есть в игре.
    Итак,  коррекция пространственных представлений должна проводиться с учетом зоны ближайшего развития, возрастных норм, ведущего вида деятельности и должна быть неразрывно связана с развитием этих представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx151.94 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственного представления у дошкольников

Краткое описание опыта по формированию у дошкольников пространственного представления с помощью геометрических фигур...

Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР

В данном материале описаны методы и приемы формирования пространственных представлений, формы работы, основные направления, этапы. Предлагается планирование коррекционной работы по формированию простр...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

В статье описаны актуальность проблемы, особенности пространственных представлений у детей с ОНР, основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОНР и даны пример...

Формирование пространственных представлений у дошкольников

Формирование пространственных представлений у дошкольников...

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР...