КОНСПЕКТ НОД: «ЗНАКОМИМСЯ С РОДНЫМ СЕЛОМ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Большакова Ольга Николаевна
Знакомимся с родным селом. Конспект занятия (старшая – подготовительная группа) Воспитатель: Большакова О. Н. октябрь 2010 год ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжать формировать понятие «Родина», «малая Родина»; Уточнить и расширить представления детей о своей малой Родине – селе Спасс, его символике – гербе; Вызвать интерес к истории происхождения названия нашего села, его традициях, ; Закрепить знание улиц села, учить узнавать знакомые места на фотографиях, прививать любовь к малой Родине; Ближе познакомить с занятиями жителей села, их работой: растениеводством, животноводством; Уточнить знания о труде доярки, его пользе, Вызывать уважение к людям труда; Развивать любознательность; Активизировать речь, память, мышление; Обогащать словарный запас детей: растениеводство, животноводство, агроном, зоотехник, ветеринар. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Герб села Спасс; Фотографии с изображением улиц села; Фотографии с экскурсии по улицам села к церкви; с экскурсии на ферму; Картинки для построения схем для магнитной доски; Магнитная доска; Макет дерева – яблоньки, рябины; Бочка мёда; ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Проведение занятий, экскурсий, целевых прогулок по ознакомлению дошкольников с родным селом (по улицам села; на ферму) ; проведение дидактических, сюжетно - ролевых игр на занятиях и вне занятий, на прогулке; знакомство с гербом села Спасс; подготовка фотографий с изображением улиц села; рассматривание фотографий, буклетов о родном селе; чтение художественной литературы о родине; заучивание стихотворений о Родине на занятиях и вне занятий; знакомство с пословицами и поговорками о Родине. ХОД ЗАНЯТИЯ: В. : Ребята, сегодня у нас гости. Они хотят посмотреть, как мы живём, занимаемся. Поздоровайтесь и проходите на стульчики. А поговорим мы с вами о Родине. У каждого человека на земле есть Родина. Скажите, что мы называем Родиной? Д. : Родина – это место, где родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши родители, друзья. В. : Хорошо, а как называется наша Родина? Д. : Наша Родина – Россия. В. : Столица нашей Родины? Д. : Столица нашей Родины – город Москва. В. : Как зовут президента нашей страны? Д. : Дмитрий Анатольевич Медведев. В. : Молодцы, ребята. Наша Родина – Россия, она очень большая! Но также у каждого человека есть своя малая Родина. Как называется наша малая Родина? Д. : Наша малая Родина – село Спасс. В. : Любой край, город, село, деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живём в селе Спасс Волоколамского района Московской области. Наше село расположено на берегу реки Волошни. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля. У каждого края – своя история, есть она и у нашего села. Расскажите, почему наше село называется Спасс? Д. : В августе созревают яблоки нового урожая. Люди ходят в церковь. В церкви батюшка угощает всех яблоками. Это главный праздник нашего села – Яблочный Спас, отсюда и название села – Спасс. В. : Молодец, правильно. В. : Наше село – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники. Так, в нашем селе стало традицией отмечать праздник – День села Спасс – 19 августа. Это Яблочный Спас. Расскажите, какая традиция сложилась связанная с этим праздником? Д. : Самая главная традиция праздника Яблочный Спас – угощать всех яблоками, пирогами с яблоками. В. : Хорошо, наши ребята хотят исполнить для гостей песню «Про яблоньку». (По окончании дети преподносят гостям яблоки, пироги с яблоками) В. : Традиции этого праздника сохраняем и по сей день. Все страны, города, да и деревни имеют свой герб. И сейчас мы рассмотрим герб нашего села Спасс. (Показ герба) Кто нам расскажет, что означает герб нашего села? Д. : Золото - символ урожая, богатства, стабильности и уважения, также символизирует основу экономики сельского поселения - сельское хозяйство. Красный цвет - символ мужества, силы, трудолюбия, красоты и праздника. Голубой цвет - символ чести, славы, благородства и духовности. В. : Правильно. Издревле здесь был расположен один из волоков – важных транспортных узлов пути «Из варяг в греки», где пересекались сухопутные и речные торговые пути - символически отражённый в гербе ладьёй, поставленной на катки. В. : Ребята, а какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? Давайте поиграем в игру «Продолжи пословицу». (я начинаю, а кто-то из детей продолжает.) Родина любимая… - что мать родимая. Для Родины своей… ни сил, ни жизни не жалей. Родина – мать… умей за неё постоять. На чужбине… и собака тоскует. На родной стороне… и камешек знаком. Жить… Родине служить. В. : Молодцы. Мы уже сказали, что наша малая Родина – село Спасс, и все мы любим свою Родину. А как можно ласково сказать о Родине? Д. : Родная сторонушка, любимый край, любимая сторона, родное село, любимое село и т. д. В. : Хорошо, ребятки, очень ласково сказали о Родине, а теперь прочтём стихотворения о Родине: Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём. И берёзки у дороги, По которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живём. (В. Степанов) В. : Во всех городах, сёлах есть улицы. Назовите улицы нашего села. Д. : Луговая, Центральная, Садовая, Микрорайон, Преображенская В. : Верно. А на какую улицу мы с вами недавно ходили на экскурсию? (фото около церкви) Д. : Мы побывали на улице Преображенской. В. : Что расположено на этой улице? Д. : На этой улице расположена церковь. В. : Да, ребята, а как она называется? Д. : Церковь Преображения Господня. В. : Так. Наша церковь является одним из главных украшений села, находится на холме в центре села на улице Преображенской. Ребята, а кто из нашей группы живёт на этой улице? Д. : На этой улице живёт Пронин Владик, Агапова Алёна. В. : А сейчас я предлагаю вам вспомнить нашу экскурсию по улицам села, и поиграть в игру «Что это и на какой улице находится? » с помощью фотографий. Рассматривание фотографий в альбоме с изображением школы, детского сада, домов (микрорайон, административного здания Спасского сельского поселения, дома культуры (Центральная улица, церкви, магазинов (Преображенская улица, коттеджей (Садовая улица, домов (Луговая улица) . (Рассматривание фото с изображением улиц села; дети узнают, называют; затем называют детей, которые живут на данной улице) В. : Мы уже сказали вначале занятия о том, что везде люди трудятся. Чем занимаются люди в селе? Д. : Люди в селе занимаются растениеводством, животноводством. В. : Кто занимается растениеводством? Д. : Растениеводством занимаются агрономы, трактористы, комбайнеры, шофёры. (сеют зерновые – рожь, пшеницу, овёс и др., пашут, косят, возят, ухаживают, выводят новые сорта зерновых и пр.) (построение схемы получения хлеба) В. : Кто занимается животноводством? Д. : Животноводством занимаются зоотехники, доярки, скотники, ветеринары, пастухи. (ухаживают, доят, моют, лечат, убирают, пасут и пр.) А сейчас я предлагаю построить на доске схему получения и переработки молока. (На доске ребёнок выстраивает схему: доярка с коровой – молоковоз с молоком – завод «Данон» - упаковки с кефиром, сметаной и т. д.) В. : Правильно выстроили схему получения и переработки молока. В. : Как вы помните, мы с вами недавно были на экскурсии на ферме. Мама Даши К. рассказала нам о своей нелёгкой работе. Как зовут маму Даши? Кем работает мама Даши? Расскажите об этой работе, в чём она заключается. Д. : Её зовут Марина Николаевна. Дашина мама работает дояркой на ферме. Она ухаживает за коровами – кормит их, чистит, моет, доит. Она нам рассказала о том, что это сложная работа, но очень полезная. Ведь молоко нужно всем людям. На наши фермы приезжают большие машины молоковозы «Данон»- берут молоко, отвозят на молочные заводы, а из молока производят кефир, йогурт, сметану, творог. В общем, всё, что любят люди. В. : Верно, дети, профессия доярки очень трудная, но очень полезная. Давайте вспомним, как мы побывали на ферме, рассмотрим фото. (рассматривание с комментариями) Вот какая интересная экскурсия получилась у нас. В селе Спасс работает много людей, которые своим трудом добиваются больших успехов. На осеннем празднике мы прославляем урожай и людей, которые его выращивают. И сейчас исполним песню «Хоровод с осенью» (С. Подшибякиной) В. : Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Д. : Мы говорили о родной стороне, о родном крае, о малой Родине, о том, что село Спасс и есть наша малая Родина; о том, чем занимаются люди в селе, как они работают, как отдыхают. В. : А как мы должны относиться к своей Родине? Д. : Мы должны беречь и прославлять свою Родину. В. : В заключении нашего занятия Лера прочитает стихотворение о Родине, и ребята исполнят песню о Родине Спасская земля моя – Леса да ширь полей. Ты, Родина, та самая, Которой нет милей. Я без тебя, любимая, Ни дня б не прожила – Красой неповторимою Я здесь окружена… Спасская земля моя – Ты – Родина моя! В. : Наши ребята, в память о нашем селе, хотят подарить гостям значки с изображением герба села Спасс. (дети вручают подарки) Занятие окончено, дети уходят на прогулку

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Мое родное село"

Этот конспект разрабатывался мной для детей старшей разновозрастной группы. Дети знакомятся со своим родным селом....

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста

Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....

конспект занятия "Прогулка по родному селу"

Конспект занятия "Прогулка по родному селу". Конспект занятия в старшей группе с использованием STEAM лаборатории....

Конспект НОД "Путешествие по родному селу"

Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села, природе родного края.Задачи:образовательные:закрепить названия родного села...

"Как знакомить ребёнка с родным селом"

Консультация для родителей....